3. Функциональный подход
(Д.Эдингер). Лидерство - это такое
положение в обществе, которое
характеризуется способностью одной
личности направлять и организовывать
коллективное поведение всех
его членов. Лидер в силу своих
способностей выполняет ряд общественных
функций в обществе: управление,
регулирование, контроль политических
отношений.
4. Теория определяющей
роли последователей (Ф.Стэнфорд). Лидер
- это инструмент в руках группы,
которая его выдвинула для
защиты своих интересов и превращает
в марионетку, действующую по
потребностям толпы и по её критериям.
Главное значение приобретает не анализ
деятельности лидера, а его последователей.
5. Компенсаторная теория
(А.Адлер, Г.Лассуэлл). Стремление
к лидерству рассматривается,
как стремление компенсировать
свою личную неполноценность
в какой-то области (физической,
психической, моральной и т.д.).
Борьба за власть (соответственно
за лидерство) рассматривается
как борьба за самоутверждение,
за достижение ведущих позиций
в обществе с целью компенсировать
все свои переживания.8
Становление и функционирование
лидеров это объективное и
универсальное явление. «Объективное»
– потому что любая совместная
деятельность нуждается в организации,
выработке наиболее рациональных и
приемлемых путей достижения целей.
Эти функции выполняют люди, которые
пользуются авторитетом. «Универсальное»
– потому что в лидере нуждаются
все виды совместной деятельности людей,
группы, организации, движения. Можно
говорить о лидерах в политике,
бизнесе, науке, искусстве, религии, о
партийных лидерах и т.д. В современной
политологии существует несколько
определений политического лидерства.
Приведем некоторые из них: политическое
лидерство – это управленческий статус,
социальная позиция, связанная с принятием
властных решений, это руководящая должность;
политическое лидерство – это приоритетное
постоянное влияние со стороны определенного
лица на все общество, политическую организацию
или большую социальную группу; политическое
лидерство – это символ группы, общности,
образец политического поведения группы,
способный реализовать ее интересы с помощью
власти; политическое лидерство – это
способ взаимодействия лидера и масс,
в процессе которого лидер оказывает значительное
влияние на общество.
Таким образом, учитывая эти
определения, мы видим, что лидерство
– сложный механизм взаимодействия
ведущих и ведомых. Главными составляющими
частями данного понятия являются:
способность лидера точно оценивать
ситуацию; умение найти правильное
решение стоящих перед обществом
задач, воздействовать на умы и энергию
людей в целях мобилизации
их на выполнение какого-либо решения.
Лидерство как особый механизм
взаимодействия лидера и «других» в
той или иной общности предполагает,
что «другие» принимают, активно
поддерживают его решения, действия,
сознательно и добровольно подчиняются
ему.
Лидерство в политике обладает
рядом специфических особенностей:
между общенациональным лидером и обществом
не существует, как правило, прямого взаимодействия,
оно опосредовано партиями, группами интересов,
СМИ; лидерство носит многоролевой характер,
лидер ориентирован на согласование различных
социальных интересов, он вынужден стремиться
к оправданию массовых ожиданий от его
деятельности; политическое лидерство
корпоративно. За решениями, которые принимаются
высшими руководителями, всегда скрывается
невидимая для общества работа многочисленных
экспертов, ближайшего окружения лидера;
политическое лидерство в той или иной
степени институционализировано, т.е.
деятельность лидера ограничена существующими
социальными отношениями, нормами, процедурами
принятия решений.
4. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Одной из главных функций
политической элиты является выдвижение
из своей среды политических лидеров
(от англ. leader-ведущий, управляющий). Лидеры
выступают ключевыми фигурами политической
жизни и реально влияют на общественные
процессы. К таким принято относить
индивидов, которые признаются обществом
как руководители и получают в
силу этого право на принятие политических
решений. В роли лидеров могут
выступать не только отдельные личности,
но и целые организации: партии (КПСС
в бывшем СССР), государства (США
в современном мире).
Политическое лидерство
как способ организации и реализации
власти методом предоставления исключительных
полномочий отдельным субъектам
политики вытекает из самой природы
человека. Развиваясь параллельно с
эволюцией самого общества, лидерство
на каждом историческом этапе приобретает
своих специфических форм. Так, на
ранних стадиях развития цивилизации
оно проявлялось в виде силового
доминирования отдельных индивидов.
В период Античности авторитет лидера
опирался на его знания и опыт, а
именно лидерство существовало в
виде наставничества. Феодальная эпоха
создала тип лидерства, в основу
которого был положен принцип
принадлежности к семье или клану.
Лидерство понималось как богоизбранность.
Наконец, в Новое время (XX в.) Сформировались
две противоположные формы лидерства:
одной из них (характерная для
авторитарных и тоталитарных режимов)
является вождизм, второй же (характерна
для демократических режимов) - легальное
лидерство, основанное или на назначении,
либо на выборе руководителя населением.
Несмотря на разницу в
проявлениях, лидерство предстает
явлением универсальным. Универсальность
проявляется в единстве функций,
которые во все исторические эпохи
возлагались обществом на лидеров.
К таким относятся:
а) диагностическая - люди ожидают
от лидеров авторитетной, точной и своевременной
оценки политической ситуации в обществе;
б) стратегическая - люди ожидают
от лидеров выработки оптимального политического
курса, соответствует ситуации, сложившейся
в обществе;
в) мобилизующая - люди ожидают
от лидеров постоянного обоснование верности
данной ими оценки политической ситуации
и их побуждения к действиям для достижения
поставленных задач;
г) интегративная - люди ожидают
от лидеров создания атмосферы, в которой
различные общественные группы могли
бы чувствовать себя единым целым;
патронажная и арбитражная
- люди ожидают от лидера защиты от беззакония
и произвола бюрократии, помощи при
чрезвычайных и кризисных ситуациях;
персонификация политических
явлений . Эта функция снимает
чувство безличности политических
процессов, поэтому ответственность
за значительные события общественной
жизни, которые имеют как положительные,
так и отрицательные последствия,
полагаются на политиков. Например, процессы
либерализации советской системы,
выраженные термином "перестройка",
в общественном сознании ассоциируются
с именем М. Горбачева, а рыночные
реформы в Украине - с именем В.
Пинзеника.9
Как значимый элемент политической
системы лидерство вызывает постоянный
и незатухающий интерес у ученых,
выражающих самые взгляды на узловые
его аспекты. Разные мысли вызывает
вопрос о том, кого следует относить
к лидерам. По мнению одних, лидерами
являются все крупные политические
деятели, которые выполняют управленческие
функции: государственные чиновники
высшего уровня, назначенные на свои
должности (например, министры) или
выбранные на них (президент, парламентарии).
Другие авторы, в противовес высказанные
позиции, заявляют, что лидерство - это
форма признания авторитета не всех
политических руководителей, а лишь
наиболее выдающихся. С этой целью
они делят всех политических деятелей
на крупных и обычных или вообще не признают
последних таковыми. Выдающимся лидерам
- спасателям нации или реформаторам (в
Украине к таким относят Б. Хмельницкого,
который избавил украинский народ из-под
польского гнета; в США - Ф. Рузвельта, который
воплотил в жизнь программу выхода страны
из кризиса; в Германии - Г. Коля, который
сделал очень много для объединения страны)
- противостоят руководители-менеджеры
с гораздо скромнее миссией и более узкой
сферой деятельности. Количество реальных
лидеров, таким образом, значительно уменьшается.
Она становится еще меньше, если подходить
к вопросу о сущности лидерства с позиций
третьей группы ученых, которые считают,
что лидерство является неформальный,
основанный только на авторитете аспект
управления и как таковой противостоит
формальном руководству - управлению,
основанному на значении официальной
должности. Согласно данной точке зрения,
реально лидерами определяются только
значительные общественные деятели, механизм
взаимодействия которых с управляемыми
строится на влиятельные силы авторитета,
личной харизмы , а сами они при этом выступают
в роли своеобразного персонифицированного
центра национальной ориентации своего
народа. Примером подобного лидерства
М. Ганди.
Перечисленные подходы отражают
отдельные проявления феномена политического
лидерства. Думается, что правы те
исследователи, которые считают, что
лидерство - это явление комплексное
и может сочетать в себе два
аспекта: неформальный статус, связанный
с субъективными возможностями
и возможностями личности влиять
на последователей, и формально-должностной,
дающий право принимать политические
решения и использовать различные
правовые и административные ресурсы.
С этой точки зрения политический
лидер - это любой участник политического
процесса, активно влияет на него и
стимулирует социальную группу или
общество в целом на достижение определенной
цели.
Нет единого мнения и о
природе лидерства. Одни исследователи
считают, что лидерство является
результатом психопатологии личности.
Одним из первых эту версию в XIX в.
выдвинул итальянский врач Ч. Ламброзо
в книге "Гениальность и божевильнисть".
Он считал, что природа гениальности
как в искусстве, науке, так и
в политике имеет в основе психическую
аномалию. По Ч. Ламброзо, именно гениальным
безумцам (революционерам, "пророкам",
реформаторам), способным предвидеть
потребности времени, народы обязаны
ускорением исторического развития.
В XX в. трактовки
лидерства как дефектов личности
было продолжено в психоаналитических
теориях. В рамках этого направления
популярность получило составления
психобиографий известных политиков,
написанных, как правило, под влиянием
теоретических идей основоположника
психоанализа З. Фрейда или
его ученика А. Адлера. З. Фрейд
считал, что природа всех общественных
институтов, в том числе политических,
а также феномен лидерства
связаны с проявлением двух
основных инстинктов человека: сексуального,
воплощаемого через энергию либидо,
и агрессивного. Эта энергия может
разряжаться различными способами,
в том числе в социально
принятых видах активности: в
творчестве, профессиональной деятельности,
спорте, политике. З. Фрейд обозначил
этот процесс перевода энергии
термином "сублимация". Но возможны
патологические проявления этих
инстинктов. С этой точки зрения
жестокость, садизм и коварство
известных тиранов (например, Нерона,
Сталина) есть не что иное, как
проявление невротической агрессивности.
Кстати, эту идею Фрейда развивает
современный американский психоаналитик
Д.Ранкур-Лафрриер. В книге "Психика
Сталина" он высказывает версию
о сформированном в детстве
у будущего вождя комплекс
незащищенности, который затем перерос
в желание мести - "бить",
уничтожать оппонентов. Мощное влияние
на исследование природы лидерства
повлекли идеи ученика З. Фрейда
- А. Адлера. Согласно этому учению,
источником стремление индивида
к власти и превосходства является
чувство собственной неполноценности.
Комплекс неполноценности берет начало
в раннем детстве (переживание детской
незащищенности и зависимости от родителей,
физических дефектов) и позже компенсируется
в различных формах поведенческой активности.
Сторонники этой теории пытаются доказать
ее, используя ссылки на исторические
примеры: американский президент Ф. Рузвельт,
страдавший от паралича, шведский король
Карл XII и Наполеон, низкий рост которых
будто определил их ориентацию на завоевательную
политику. Идея А. Адлера о возможности
патологической компенсации (гиперкомпенсации)
неполноценности основу трактовок феноменов
тирании Сталина (физические недостатки)
и А. Гитлера (сексуальные проблемы, неудача
при поступлении в венской Академии художеств).
Несколько иной вариант понимания
природы лидерства предложил
американский политолог Г. Лассуэлл.
Желание власти, свойственное отдельным
людям, является попытка компенсации
неадекватной самооценки (ощущение моральной
и интеллектуальной неполноценности,
ощущение слабости, чувства собственного
посредственности) или какой травмирующего
события детства. По Г. Лассуэлл, пережитое
в детстве чувство стыда является
ключом для понимания природы
лидера-агитатора (потребность разоблачать
других), а крах детских и юношеских
надежд объясняет феномен лидера-теоретика.
В поле внимания политических психологов
этого направления находятся
проблемы мотивации лидерства, т.е.
побудительных причин, которые заставляют
людей стремиться к власти, стили
лидерства, а также вопросы ранней
социализации будущих политиков, в
том числе влияние взаимоотношений
в семье на формирование самооценки
и мотивов самореализации в политике.
Однако вряд ли верно рассматривать
феномен лидерства только как
компенсацию психологических дефектов
личности. Несогласные с этим исследователи
предложили другие теории. Одна из самых
оригинальных версий была предложена
Л. Гумилевым. Импульсом к лидерству
является пассионарность - особый вид
энергии, особая страсть, присущая лишь
отдельным людям и направлена на преобразование
окружающего мира. По мнению ученого, Наполеон,
Александр Македонский и другие исторические
личности - примеры пассионариев, которые
сумели поломать инерцию традиции и дали
пассионарный импульс для исторического
взлета своих народов.
В 40-50-х pp. XX в. в западной политологии
получила распространение теория черт
, объясняющий феномен лидерства
врожденными личными качествами:
энергичностью, компетентностью, остротой
ума, способностью брать на себя ответственность,
храбростью и т.д. Но сторонникам
этого направления не удалось
прийти к общему мнению относительно
тех черт, которые обязательны
для выдвижения индивида в лидеры.
Количество этих черт начислялась десятками
в одних и достигала двухсот
у других. Следует признать, что
действительно, позиция лидерства
требует проявления особых качеств.
Вряд ли нерешительный, закрытая и неспособна
к общению человек будет пытаться
реализовать себя в политике. Но
эти теории не учитывали того, что
не все в политике зависит от качеств
лидера. Если бы положение индивидов
в системе властных отношений
определялось только врожденными качествами
и психологической ориентацией
на доминирование или подчинение,
не было бы самого факта политической
борьбы. Последняя же доказывает, что
природа лидерства определяется
и другими факторами, внешними по
отношению к человеку: отношением
избирателей к политику, организационной
поддержкой, возможностью использовать
преимущества своего должностного положения
в предвыборных кампаниях. Эти факторы
были учтены в концепциях, которые
пришли на смену теории черт.