Особенности тоталитарной идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:19, доклад

Краткое описание

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XXвека. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Файлы: 1 файл

Доклад на тему3.docx

— 27.91 Кб (Скачать)

    Экономической  основой  тоталитаризма  советского  типа  была  командно- административная   система,   построенная   на   огосударствлении    средств производства, директивном планировании и ценообразовании,  ликвидации  основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе  проведения  индустриализации  и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в  СССР  уже в 20-е гг. Сращивание  партийного  аппарата  с  государственным,  подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг.  ВКП(б),  пройдя  через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть,  являлась  единым,  строго централизованным, жестко соподчиненным,  отлаженным  механизмом.  Дискуссии, обсуждения, элементы  партийной  демократии  безвозвратно  ушли  в  прошлое.

Коммунистическая   партия   была   единственной    легальной    политической организацией.  Советы,  формально  являвшиеся  главными  органами  диктатуры пролетариата, действовали под  ее  контролем,  все  государственные  решения принимались  Политбюро  и  Центральным  Комитетом  ВКП(б)   и   лишь   затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели  партии  занимали руководящие посты в государстве. Через партийные  органы  шла  вся  кадровая работа: ни одно назначение  не  могло  состояться  без  одобрения  партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных  организаций, то  они  были  не  более  чем  «приводными  ремнями»  от  партии  к  массам.

Символом эпохи  можно  считать  принятую  в  1936  г. Конституцию СССР. Она гарантировала  гражданам  весь  набор  демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из  них  граждане  были  лишены. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих  и  крестьян.

Конституция  отмечала,  что  социализм  в  основном  построен,   утвердилась общественная  социалистическая  собственность  на   средства   производства. Политической основой  СССР  признавались  Советы  депутатов  трудящихся,  за ВКП(б) закреплялась роль  руководящего  ядра  общества.  Принцип  разделения властей отсутствовал.

    Несмотря на  преимущественно тоталитарные формы  политической организации социалистической  системе  присущи  и  гуманные  политические   цели.   Так, например,  в  СССР  резко  повысился  уровень  образования   народа,   стали доступными  доля  него  достижения  науки и   культуры,   была   обеспечена социальная защищенность  населения,  развивалась  экономика,  космическая  и военная промышленность и т.д.,  резко  сократился  уровень  преступности,  к

тому же на протяжении десятилетий  система  почти  не  прибегала  к  массовым репрессиям.

                                 2. Фашизм.

    Одну из  крайних   форм  тоталитаризма  представляет  фашистский  режим, который  прежде   всего   характеризуется   националистической   идеологией, представлениями о превосходстве  одной  наций  над  другими  (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм  основывался  на необходимости сильной  беспощадной  власти,  которая  держится  на  всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

    Как разновидность  фашизма выступает национал-социализм,  который нередко рассматривают как отдельную форму тоталитарного режима.

    Фашизм  -  правоэкстремистское   политическое  движение,   возникшее   в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы  после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был  установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия  Римской империи,  установлению  порядка,  твердой  государственной  власти.   Фашизм претендует на  восстановление  или  очищение  “народной  души”,  обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К  концу  30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии,  Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы.

     Фашизм, как  правило, основывается  на   националистической,  расистской демагогии,  которая  возводится  в  ранг   официальной   идеологии.   Целью фашистского государства объявляется охрана национальной  общности,  решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

     Главная посылка  фашистской идеологии такова: люди  отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от  того,  к  какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве,  в  мировом  сообществе  а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или  расы,  если  и  могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они  в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим,  ведущий  в  итоге  к страданиям прежде всего своего народа. Но  фашистские  режимы  возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах  общества, обнищании масс. В их  основе  лежат  определенные  общественно-политические движения,  в  которые  внедряются  националистические  идеи,   популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

     Для  фашистского   режима  характерны  опора   на  шовинистические  круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который  ведет  к  упадку  роли  центральных  и местных  представительных   учреждений,   рост   дискреционных   полномочий исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм.  При  фашизме  происходит  разрушение общечеловеческих  правовых  и   моральных   ценностей,   растет   произвол, упрощается  карательные  процедуры,   ожесточаются   санкции   и   вводятся превентивные меры, разрушаются  права  и  свободы  личности,  увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме  неимоверно расширяет свои функции и  устанавливает  контроль  над  всеми  проявлениями

общественной  и  личной  жизни.   Уничтожаются   либо   сводятся   на   нет конституционные права и свободы граждан. В отношении  других  прав  граждан часто допускаются нарушения со стороны властей  и  открыто  демонстрируется пренебрежение  к  правам   личности,   в   противовес   им   подчеркиваются государственные  приоритеты,  основанные   на   «великой»,   «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов  государства  и  гражданина решается в пользу  государственных  интересов,  зачастую  ложно  понятых  и провозглашенных.  Фашизм  питается  националистическими,   шовинистическими предрассудками, заблуждениями.  Он  использует  сохраняющиеся  национальные структуры в обществе для достижения своих целей,  для  натравливания  одних наций на другие. Фашистское право –  это  право  неравенства  людей  прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

     В настоящее  время фашизм в его классической  форме нигде не  существует. Однако всплески фашистской  идеологии  можно  увидеть  во  многих  странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются за овладение государственным  аппаратом  либо  по крайней мере за участие в его работе.

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    За последние  20 лет очень  много  недемократических -  тоталитарных  и авторитарных - режимов распалось или  трансформировалось  в  демократические республики или  государства  на  демократической  основе.  Общий  недостаток недемократических политических  систем  состоит  в  том,  что  они  не  были подконтрольны народу, а значит, характер  их  взаимоотношений  с  гражданами зависел  прежде  всего от  воли  правителей.  В прошлые века  возможность произвола  со  стороны  авторитарных  правителей  существенно   сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и  воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе  религиозно-нравственных кодексов,  а  также  мнением  церкви  и  угрозой   народных   восстаний.   В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их  действие  сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать  защиту  граждан  от государственного произвола может  только  демократическая  форма  правления.

Тем народам, которые готовы  к  индивидуальной  свободе  и  ответственности, ограничению  собственного  эгоизма,  уважению  закона   и   прав   человека, демократия действительно создает наилучшие возможности  для  индивидуального и общественного развития,  реализации  гуманистических  ценностей:  свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.  

Очевидно,  что для России оптимальная модель политического и хозяйственного  реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета  собственной  специфики  и мирового  опыта,  проведения  активной  и   реалистической   государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

                              Список литературы

   1. Арон Р. Демократия  и тоталитаризм. М., 1993.

   2. Венгеров А.Б.Теория  государства и права: Учебник  для юридических вузов. М. ., 1998

   3. Власть при переходе  от тоталитаризма к демократии. //Свободная мысль.-1993 - № 8.

   4. Поппер К. Открытое  общество и его враги [В 2 т.] - М., 1992

   5. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России.Политические исследования. - 1993 - №5.

   6. Комаров С.А. Основы  государства и права. – М., 1998

   7. Стародубский Б.А.  Политические режимы европейских  стран. - Свердловск,1989.

   8. Теория права  и государства: Учебник // под  ред. Лазарева В.В. – М.,

      2001


Информация о работе Особенности тоталитарной идеологии