Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- анализ законодательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы статуса иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации
1.1. Понятие иностранного лица и лица без гражданства
1.2. Особенности правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
Глава 2. Регулирование положения иностранных лиц и лиц без гражданства
2.1. Законодательное регулирование правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
2.2. Привлечение к ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Статус иностранных лиц и лиц без гражданства курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       Значительную роль в защите прав и свобод личности играет правосудие, осуществляемое органами судебной системы Российской Федерации, примером чего служит наличие конституционного правосудия29.

 В октябре 1991 года впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт - Конституционный Суд РФ, являющийся судебным органом конституционного контроля.

 В процессе его становления и развития он претерпел много изменений, которые касались его функций и полномочий, места в системе государственных органов и компетенции.

 Современный этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России 12 декабря 1993 г. Закрепление в Конституции РФ принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1. ст. 15), что сделано впервые, его конкретизация в признании прав и свобод человека непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативного документа в непосредственно действующее право, где Конституционный Суд является одной из составляющей механизма правовой защиты Конституции.

 Полномочия Конституционного Суда устанавливаются Конституцией (ст. 125, ч. 3 ст. 100, ч. 1 ст. 104), а также согласно ч. 3 ст. 128 федеральными конституционными законами - главным образом Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Одной из главных задач Конституционного Суда РФ является защита конституционных прав и свобод граждан. Эта задача реализуется данным органом не только при рассмотрении жалоб граждан и их объединений на нарушение законом их конституционных прав и свобод, но и при разрешении всех иных дел, отнесенных Конституцией и Законом к его юрисдикции. Но если рассмотреть всю деятельность Конституционного Суда с точки зрения гражданина, то проверка конституционности закона по его жалобе на нарушение его конституционных прав и свобод выглядит наиболее действенным средством защиты основных прав и свобод личности, поскольку в данном случае существует прямая заинтересованность заявителей жалоб в быстром и эффективном реагировании данного органа на факт нарушения Конституции. Если говорить об объеме данного полномочия, то оно сводится к оценке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это подтверждает весомость и важность данного правомочия, так как в процессе его реализации решается вопрос о возможности применения, а то и существования закона либо его отдельного положения в законодательстве Российской Федерации. Аналогичной точки зрения придерживается М.Ю. Барщевский, который отмечал, что хоть "Конституционный Суд не является законодательным органом, но видно сколь велико его воздействие на развитие нашего законодательства, как влияют его решения на федеральном уровне и на уровне субъектов"30.

   В своей деятельности Конституционный Суд все чаще привлекает в качестве доводов правовую позицию Европейского суда по правам человека, проявляет стремление тесно увязывать свою позицию с позицией Европейского суда, принимая решения, которые не просто соответствуют, но опираются на практику этого суда. Тем самым он ориентирует нормотворческий процесс в направлении соответствия современному пониманию прав и свобод, закрепленных Европейской конвенцией о защите основных прав и свобод и Протоколами к ней.

  Традиционно деятельность конституционного (уставного) суда направлена на защиту конституционного строя, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей. Помимо этого, законодатели в качестве цели называют защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Такая цель конституционного правосудия, как защита социальных прав человека и гражданина, основывается на принцип обеспечения справедливости31.

  Конституционно-правовое толкование положений о социальном государстве, о юридическом равенстве и справедливости в регулировании, обеспечении и защите социальных прав позволило Конституционному Суду выработать правовые позиции, имеющие существенное значение для законодательного регулирования общественных отношений в сфере социальной защиты и проведения единой социальной политики. Конституционный Суд своими решениями и содержащимися в них правовыми позициями создает ориентиры для законодателя, способствуя последовательному развитию социального законодательства в направлении гармонизации интересов граждан и публичных интересов, с тем, чтобы не допускать произвольного, необоснованного отказа от предоставления мер социальной защиты и в то же время учитывать экономические и финансовые возможности государства32.

  Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью ее правовой системы, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации).

  Обеспечение своевременного, до проведения голосования, восстановления нарушенных избирательных прав - с тем, чтобы в дальнейшем предотвращалась необходимость признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, - требует дополнительных законодательных мер, которые препятствовали бы необоснованному отказу в регистрации кандидата в депутаты либо аннулированию уже осуществленной регистрации.

  Такие меры могут состоять, в том числе, в уточнении оснований для отказа в регистрации, соответствующих полномочий избирательных комиссий и их ответственности, в совершенствовании судебных процедур, служащих своевременному, до проведения выборов, восстановлению пассивного избирательного права, а также в разработке адекватных компенсаторных механизмов восстановления прав, нарушенных вследствие незаконного отказа в регистрации.

  Основной приоритет правоохранительных органов33 - борьба с преступностью, однако, интересы потерпевшего уходят на второй план. Исторически сложилось так, что могучая российская правоохранительная система "заточена" преимущественно на борьбу с некой абстрактной преступностью, так как в уголовной политике все еще превалирует концепция, сформировавшаяся в ранние годы советской власти, согласно которой ликвидация одного класса автоматически ведет к процветанию других классов. Борьба с преступностью ориентирована в основном лишь на ликвидацию (гипотетическое исправление) "класса" преступников. Считается: не будет преступников, не будет и потерпевших.

  Осуждение преступника - интерес публичный, именно на него работают все правоохранительные структуры, а вот защита потерпевшего, возмещение ему вреда - интерес преимущественно частный, в результате этого проблема защиты потерпевшего, возмещение ему вреда, причиненного преступлением, сама собой отходит на второй план. Несовершенство правовой идеологии автоматически ведет к несовершенству законодательства и правоприменительной практики.

  В государствах, именующих себя, как и Россия, социальными, качество работы правоохранительной системы оценивается не по числу осужденных преступников, а по отзывам населения страны, для которого цифры роста "тюремной его части" абсолютно не интересны.

  России ведется острейшая дискуссия относительно выбора критериев качества работы сотрудников правоохранительных органов и судов. Сердцу сотрудника уголовного розыска, например, мил такой показатель, как раскрываемость. "Раскрыл преступление, а там и трава не расти. Для следователей главное - работать без доследования и оправдательных приговоров, для судей - без отмен и изменений. В общем, как когда-то в песне: "Не личное - главное, а - сводки отделов ВД и судов".

  Как видим, главное действующее лицо, на защите которого теоретически должна стоять миллионная армия защитников правопорядка, - потерпевший в эту систему координат не входит. На руку порочной системе работают и СМИ: информации о возмещении ущерба потерпевшему, равно как и о достижении такой конечной цели уголовного судопроизводства - исправления преступника, практически нет. Получается, россиянам потерпевший неинтересен, им также скучен исправившийся преступник.

А вот, например, физическое устранение конкурента (отстрел), похороны авторитета преступного мира - Иванькова (Япончика) по популярности освещения в СМИ - явление общенационального характера. Безусловно, вышеприведенные факты свидетельствуют об искаженном характере общенационального правосознания, можно даже сказать о наличии в нем целого ряда болезненных тенденций.

   Вместе с тем, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений от 29 ноября 1985 г., Рекомендациям Комитета министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 г. важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений34.

   Вывод может быть только один: российскому уголовному судопроизводству пора повернуться лицом к потерпевшему. О качестве работы правоохранительной системы следует судить не только по ведомственным отчетам, но и по отзывам потерпевших35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Расширение демократических начал, обращение более пристального внимания к общечеловеческим ценностям непременно будет способствовать развитию и укреплению прав человека, активному участию населения в государственной деятельности, защите своих прав, свобод и законных интересов.

     Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.

Права и свободы граждан  РФ предоставляются им на основании  гражданства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные  граждане и лица без гражданства. Права и свободы человека же, как выше указано, принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, тогда как первые возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

В совокупности оба этих понятия образуют определенную систему, которая в зависимости от сферы  общественных отношений, где индивид  реализует свои права и свободы, различают:

- личные (гражданские),

- политические,

- экономические, 

- социальные,

  • культурные права человека.

Личные права - права каждого человека, которые неотчуждаемы и принадлежат от рождения, объединяя те права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его личностью.

Важнейшими условиями  обеспечения прав и свобод личности является наличие "высокого, достойного" частного права и верховенства правосудия, которые относят к приоритетам  права и всей российской правовой политики.

   Исторически сложилось так, что могучая российская правоохранительная система "заточена" преимущественно на борьбу с некой абстрактной преступностью, так как в уголовной политике все еще превалирует концепция, сформировавшаяся в ранние годы советской власти, согласно которой ликвидация одного класса автоматически ведет к процветанию других классов. Борьба с преступностью ориентирована в основном лишь на ликвидацию (гипотетическое исправление) "класса" преступников. Считается: не будет преступников, не будет и потерпевших.

   Вместе с тем, важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

    

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008). // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и Протоколы к ней // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст.163.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 07 декабря 2011 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2012.
  4. Федеральный закон «О пожарной безопасности»: принят ГД РФ  21.12.1994 (ред. 30.11.2011 №345-ФЗ). // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
  5. Федеральный закон «О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
  6. Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: принят 25.06.1993 (ред. 13.12.2010). // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

Информация о работе Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства