Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- анализ законодательства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы статуса иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации
1.1. Понятие иностранного лица и лица без гражданства
1.2. Особенности правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
Глава 2. Регулирование положения иностранных лиц и лиц без гражданства
2.1. Законодательное регулирование правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
2.2. Привлечение к ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства
Заключение
Список используемой литературы
- право на тайну
переписки, телефонных
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- обеспечение каждому
возможность ознакомления с
5. Право на неприкосновенность жилища указывает на то, что никто не имеет право проникать в чужое жилое помещение, не иначе как на основании решения определенного правоохранительного органа, наделенного полномочиями данного рода действующим законодательством. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, общежитие и т.п.). Также неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.
6. Право на национальную принадлежность - комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, что означает право каждого из нас определять и указывать свою национальность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности, никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 2621). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.
7. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый вправе свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, то есть, закрепляя его, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Эти вопросы регулируются Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года22. Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.
8. Свобода совести особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Как право человек равнозначным является рассматриваемому праву понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).
9. Свобода мысли и слова градируется на соотношение двух понятий, содержащихся в этом праве. Если слово - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков, и можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Другое дело - свобода слова, в котором заключен источник созидания. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения как этического, так и культурного, и юридического. Его содержание весьма широкое, поскольку является не только правом говорить все, что угодно, но и выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Гарантируя свободу мысли и слова, в тоже время запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия23.
Итак, рассмотрев личные права и свободы человека и гражданина, которые принято именовать и гражданскими, видно, что они составляют фундамент правового статуса человека и гражданина, при этом часть из них из них являются абсолютными, то есть являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению, исключая те позиции, когда ограничение может быть установлено действующим законодательством, откуда устанавливается повышенный уровень их гарантий и охраны.
Личные права и свободы занимают высшую ступень в иерархии всех известных нам и закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан России, поскольку являются доминирующими по смыслу и значению в отличие от них, поэтому особенно важна обеспечение охраны этой категории прав и свобод каждого из нас. Поскольку главным источником обеспечения охраны прав и свобод являются правоохранительные органы, автор проводимой работы считает необходимым уделить отдельное внимание этому аспекту в следующей главе исследования.
Глава 2. Обеспечение личных прав и свобод в Российской Федерации при осуществлении деятельности правоохранительными органами
2.1. Принцип
законности в обеспечении
В государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как принцип законности, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода является идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»24.
Эта основополагающая идея развита и конкретизирована во многих предписаниях Конституции РФ и других законодательных актов, включая те, которые имеют непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениям правоохранительной деятельности. О ряде предписаний такого рода речь уже шла выше, к ним относятся о равенстве всех перед законом и судом, презумпции невиновности, праве на защиту от обвинения в преступлении, состязательности и равноправии сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о национальном языке судопроизводства, открытом разбирательстве судебных дел и т.д. Многие из них имеют существенное значение для создания надлежащих условий, необходимых для подлинного правосудия как по уголовным, так и по гражданским, в том числе арбитражным делам.
Особого внимания требуют конституционные и иные законодательные положения, которые призваны гарантировать неприкосновенность личности человека и гражданина, их частной жизни и жилища. Соблюдение этих положений — важнейшее условие для осуществления правоохранительной деятельности. Однако значительную актуальность они имеют для правосудия, которое осуществляется в связи с разбирательством уголовных дел, поскольку именно в данной области распространено применение весьма острых мер государственного принуждения. И это в определенной мере служит реальной почвой для опасных ошибок, влекущих нередко тяжелые последствия, и даже для злоупотреблений должностных лиц правоохранительных органов чрезмерно усердствующих в стремлении «показать свою власть» либо создать видимость непримиримого отношения к преступникам, порой мнимым25.
Несоблюдение изложенных правил должно влечь за собой исключение из числа доказательств всех данных, обнаруженных в ходе действий, произведенных без соблюдения таких правил.
Таким образом, законность - один из основополагающих принципов в деятельности правоохранительных органов, наряду с принципом соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в деятельности рассматриваемых органов имеют первостепенное значение, тем более в ракурсе проблемы построения правового государства в России.
2.2. Роль, основные направления деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения личных прав и свобод личности
Государство как политико-территориальная организация власти при любом режиме, любой форме своей организации имеет центростремительную направленность своих действий, поскольку в системообразующий элемент - власть коренным образом вплетена идея контроля над ситуацией.
Как бы то ни было, власть предполагает прямое выражение воли держателей этой власти и способности добиться исполнения этой воли независимо от того, кто и как относится к этому, различными способами: законодательным закреплением системы ценностей и механизмов реализации тех или иных правоотношений, деятельностью по обеспечению законодательно закрепленных ценностей, прав, свобод и, безусловно, обязанностей26.
Государство разрабатывает и внедряет механизмы влияния на различные процессы повседневной жизнедеятельности, а иначе говоря, регулирует их.
При этом создание законодательной и нормативной базы является основным элементом такого регулирования, обеспечивая платформу последующих государственных действий.
Деятельность государства приобретает, таким образом, правовой характер. Мысль верна, но не нова, об этом же говорят ученые.
Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан. Это достигается весьма разнообразными способами.
При детальном рассмотрении находим несколько ключевых элементов, составляющих существо этой функции государства. Правоохрана - это, безусловно, функция государства. Эти элементы, как нам представляется, следующие: во-первых, как уже и было обозначено, на вершине системы правоохраны в качестве основного ее предмета находятся права и свободы человека и гражданина, закрепленные законодательно и имеющие непреложный характер. Это есть то, что охраняется. Аналогичного мнения придерживаются отечественные ученые-юристы.
Данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств и правонарушений.
Определив непосредственный предмет правоохранительной деятельности в виде прав и свобод, необходимо сказать и об объекте правоохраны. В качестве объекта ученые выделяют правопорядок, что в общем смысле есть некое поле, на котором происходят основные правовые события: формируются, применяются нормы, претерпевают изменения, увы, еще и нарушаются и т.п. Это, по существу, то, на что направлены конкретные действия правоохранителей в повседневной жизни.
И еще одним важнейшим элементом правоохраны являются упомянутые строчкой выше действия по обеспечению правопорядка и защите прав и свобод. Здесь справедливо идет речь о том, кто эти действия осуществляет, т.е. о субъектах правоохраны, а также какими способами это делается. Важна компетенция, формы, методы, средства правоохраны.
Все три обозначенные позиции при их детальном исследовании позволяют нам говорить о том, что мы понимаем суть правоохранительной деятельности.
Кроме того, необходимо сказать, что формула правоохраны вписывается в очень простое соотношение следующего порядка: обеспечение правопорядка делает неприкосновенными права и свободы человека. На взгляд автора, это есть идеальный постулат, позволяющий выстроить эффективную систему правоохраны27.
Говоря о первом, обозначенном автором элементе правоохраны, необходимо привести выдержку из Конституции Российской Федерации, согласно ст. 2 которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В свою очередь, правопорядок, согласно энциклопедическому пониманию, есть основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, исполнения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями
Обеспечением же правопорядка обеспечивается законность.
Каждая относительно самостоятельная структура правоохранительных органов в определенном объеме обладает правоприменительной компетенцией. Применению норм права присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее разделением на регулятивную и охранительную28.
Информация о работе Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства