Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- анализ законодательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы статуса иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации
1.1. Понятие иностранного лица и лица без гражданства
1.2. Особенности правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
Глава 2. Регулирование положения иностранных лиц и лиц без гражданства
2.1. Законодательное регулирование правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
2.2. Привлечение к ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Статус иностранных лиц и лиц без гражданства курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право»

«Особенности  статуса иностранных лиц и  лиц без гражданства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы статуса иностранных лиц  и лиц без гражданства в Российской Федерации..................................................................5

1.1. Понятие иностранного лица и лица без гражданства..............…………...5

1.2. Особенности  правового статуса иностранных  лиц и лиц без гражданства..............................................................................................................14

Глава 2. Регулирование  положения иностранных лиц и  лиц без гражданства................................................................................................………..21

  • 2.1. Законодательное регулирование правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства................................................................................................21
  • 2.2. Привлечение к ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства..............................................................................................................23

  • Заключение………………………………………………………………………...31

    Список используемой литературы……………………………………..............33

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Важной задачей российского  государства является надежное обеспечение  прав и свобод личности. Правовое положение  личности является приоритетным направлением исследований в юридической науке. Однако следует отметить, что многие работы по указанной проблеме относятся к советскому периоду и касались в основном взаимоотношения с государством в социалистическом обществе, не признававшем идеи естественных прав человека и их неотъемлемости от личности.

     Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации также провозглашается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации. По мере развития глобального общества, совершенствования средств сообщения и развития мирных и дружественных отношений между странами все большее число лиц проживают в странах, гражданами которых они не являются.

      Актуальность работы выражена в необходимости защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, в обеспечении их в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, составляют важнейшую проблему государств всего мира 
        Важно отметить, что под объектом работы выступают общественные отношения связанные правовым положением иностранных граждан и апатридов, а под предметом будем рассматривать нормы действующего законодательства о заявленной тематике.

     Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:  
    - изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства; 
    - изучение его содержания;

    - изучение особенностей конституционно-правового  статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;

    - анализ законодательства.

         Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что мы попытаемся рассмотреть особенности конституционного статуса иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации, правовое регулирование деятельности и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на основании изучения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Комментариев к Федеральным Законам, учебников по конституционному праву, журнальных статей. 
      При рассмотрении темы исследования большое внимание было уделено нормам законодательства, а также научным труда и разработкам различных авторов, последние, в дальнейшем составили теоретическую базу исследования. В частности отметим, учебные пособия и научные работы Богоусловского М.М., Рубанова А.А., Витрук Н.В., Кобец П. Н., Колосов Ю.М. 

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Теоретические  основы о личных правах и свободах в Российской Федерации

     

    1.1.  Права и свободы личности в Российской Федерации: понятие, классификация, гарантия их защиты

     

    Целесообразно, приступая  к изучению личных конституционных  права и свобод, вначале рассмотреть  вопрос о том, что понимается под  понятиями «права» и «свободы». Конституция РФ закрепляет те права  и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере значимы как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Они выступают необходимым условием существования демократического правового государства, поэтому они не только признаются, но также гарантируются и защищаются.

    Права и свободы граждан  РФ предоставляются им на основании  гражданства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные  граждане и лица без гражданства. Права и свободы человека же, как  выше указано, принадлежат каждому  с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, тогда как первые возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

    Оба понятия в конечном счет являются взаимосвязанным единым целым, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным). Из этого следует, что объем полномочий, возникающих у нас во втором случае, все-таки шире, нежели понятие прав и свобод просто человека1.

    В совокупности оба этих понятия образуют определенную систему, которая в зависимости от сферы  общественных отношений, где индивид реализует свои права и свободы, различают:

    - личные (гражданские),

    - политические,

    - экономические, 

    - социальные,

    - культурные права  человека.

    Данную систему основных прав и свобод определяет не только сам этот перечисленный список, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последовательном расположении.

    В Конституции Российской Федерации2 перед нами предстает такая последовательность расположения прав и свобод человека, которая ставит их в зависимость от содержания, поэтому и получается так, что сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 года, с которой согласился и российский законодатель при составлении текста основного закона нашего государства.

    Уместным будет раскрыть краткую характеристику перечисленных  выше прав и свобод в той же последовательности, в какой она предстала перед нами.

    Личные права - права каждого человека, которые неотчуждаемы и принадлежат от рождения, объединяя те права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его личностью. Рассмотрению их особенностей в проводимом исследовании будет посвящен следующий раздел первой главы.

    Следующей ступенью изучения являются политические права, необходимые для обеспечения возможности участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти (ст. 33 Конституции РФ). Они признаются лишь за гражданами государства, поскольку непременным условием их обладания является наличие гражданства.

    Непосредственная связь  их с гражданством не означает, что они производны от воли государства, т.е. носят вторичный характер. Так же, как и личные права и свободы человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это избирательные права, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти. Их естественный характер вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ3). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реализуется именно через рассматриваемые права и свободы каждого гражданина России. При этом граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а граждане - каждый как таковой - участвуют в осуществлении власти4.

    Социально-экономические права рассматриваются как:

    -   совокупность  рыночно-экономических прав и свобод, социально-культурных прав и свобод и социальных прав, гарантирующих человеку достойную жизнь, защиту от негативных воздействий рынка;

    - социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое  развитие личности;

    - социально-экономические права рассматриваются в качестве конституционного института обеспечения достойной жизни человека5.

    Культурные права человека отвечают за наше духовное развитие и самореализацию личности. К ним относятся такие права, как:

    - право на образование,

    - право на участие  в культурной жизни, 

    - на доступ к культурным  ценностям, 

    - свобода творчества,

    - право на культурную  самобытность (пользование родным  языком, национальными обычаями, традициями  и т.д.),

    - право на пользование  результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

    Последний рассмотренный  комплекс прав предполагает собой свободу  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в  культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ6).

    Общегосударственные гарантии защиты прав и свобод человека и  гражданина, в том числе и социальных, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, включают в себя:

    а) конституционное закрепление  статуса Российского государства  как правового демократического государства, так как только правовое демократическое государство с  его принципами приоритета прав и  свобод человека, верховенства права, разделением властей может создать единую, четко действующую систему государственных гарантий прав и свобод человека, в том числе и социальных;

    б) конституционное закрепление  основных прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;

    в) права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Такое признание означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Надо отметить, что принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина является общепризнанным для правовых зарубежных государств. В нашей конституционной практике он сформулирован впервые;

    г) отнесение регулирования  прав и свобод человека и гражданина исключительно к ведению РФ, что  призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для  всех лиц, проживающих на территории РФ.

    Самостоятельная защита человеком и гражданином своих  прав и свобод «всеми способами, не запрещенными законом». К таким способам защиты относятся: обращения к средствам  массовой информации, к различным  общественным организациям, к трудовому коллективу. Особое значение здесь играют профсоюзы и правозащитные организации7.

    До сих пор в науке  нет единого мнения о правовой природе этих гарантий. Если одни исследователи  склонны говорить об их позитивно  обязывающем характере, то другие, наоборот, отрицают такое происхождение. Решение данной проблемы, на мой взгляд, состоит не в самой природе этих гарантий, а в возможности их эффективного использования, что в первую очередь напрямую связано с потребностями общества и активностью, правовой природой самого человека. Правовая активность личности непосредственно «привязывается» к юридической материи, массиву нормативных правовых актов, фиксирующих при помощи правил юридической техники модели поведения, устанавливая равный его масштаб для разных индивидуальных субъектов вообще и политико-правовых отношений в частности. Это наиболее элементарный подход, значение которого вместе с тем не следует преуменьшать по причине его важной роли «для этики и теории права, поскольку он четко устанавливает концептуальные рамки для построения более сложных теоретических конструкций».

    Таким образом, права и свободы как объективно существующий социальный феномен, отражающий такой порядок вещей и внешний план существования личности гражданина, которые гарантируют этой личности возможности ее всестороннего развития, полной самореализации, характеризуют ее в контексте экономических, социальных, духовно-культурных зависимостей, оказывают влияние на процесс формирования личности, ее политико-правовой социализации. Они являются непременным условием для становления личности гражданина, всестороннего развития ее способностей, удовлетворения разумных экономических и многочисленных духовно-нравственных потребностей, становятся необходимой предпосылкой проявления его активности в политико-правовой сфере. Поэтому и сегодня сохраняет свою актуальность утверждение Н.И. Матузова о том, что "судьба прав человека в России полностью зависит от исхода проводимых в стране экономических реформ, преодоления всеобщего (системного) кризиса общества"8.

    Основными средствами реализации правовой политики в рассматриваемой  сфере являются: правовые акты, содержащие нормы, направленные на защиту прав и  свобод личности; правовые знания; стимулы  и ограничения.

    Информация о работе Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства