Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- анализ законодательства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы статуса иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации
1.1. Понятие иностранного лица и лица без гражданства
1.2. Особенности правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
Глава 2. Регулирование положения иностранных лиц и лиц без гражданства
2.1. Законодательное регулирование правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства
2.2. Привлечение к ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства
Заключение
Список используемой литературы
В современной правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности следует выделить основополагающую составляющую - комплекс идей, концепций, учений, ценностей и их выражение в виде программы конкретных действий. Организационно-формальная составляющая правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности - это все то, что позволяет суммировать потребности и интересы человека и гражданина и непосредственно их осуществлять в политической и правовой жизни. Это конкретные формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.
Важнейшими условиями обеспечения прав и свобод личности является наличие "высокого, достойного" частного права и верховенства правосудия, которые относят к приоритетам права и всей российской правовой политики.
Главное предназначение правосудия заключается в защите прав и свобод человека и гражданина. Возможность беспрепятственного обращения за судебной защитой с целью их восстановления в случае нарушения - важнейшая гарантия соблюдения прав и свобод индивида со стороны государства. Поэтому верховенство правосудия является первым условием для реализации прав и свобод личности.
Вторым очень важным условием реализации прав человека является частное право. Частное право - это право личности. Его становление и дальнейшее развитие являются необходимой предпосылкой для реализации личностью принадлежащих ей от рождения прав и свобод.
Однако права и свободы
личности не должны быть абсолютизированы,
так как это неизбежно приведет
к произволу и подготовит благодатную
почву для возникновения
Правовая политика России
должна ориентироваться на обретение
человеком полноты своих
Во-первых, лишь при условии признания того факта, что полноценное обеспечение прав личности возможно только в рамках конкретного общества и культурного пространства, с которыми эта личность идентифицируется. Индивидуальность каждого человека проявляется посредством той роли, которую он играет в обществе. Поэтому не может быть и речи об отделении личности от общества, обретении юридических средств борьбы людей с социальностью, государством, друг с другом10. Эти средства требуют колоссальных материальных затрат и, как правило, недоступны значительной части населения, расслаивая общество еще и по признаку "юридической обеспеченности". Начавшуюся в эпоху Просвещения своеобразную гонку обеспечения населения правовыми механизмами защиты своих прав и свобод, которая разрушает функционирование традиционных моральных и религиозных ценностей, необходимо ввести в социально обоснованные рамки. Такая "гонка" не ведет, в конечном итоге, к повышению уровня безопасности граждан, а лишь стимулирует новое отчуждение человека от государства, власти, демократии, от смысла человеческой жизни.
Во-вторых, необходимо признать, что индивидуальность личности неделима от общественной сущности человека. Индивидуальность возможна только через социальность, и, наоборот, коллективизм немыслим без индивидуальности его членов. Защита индивидуальности - это важный приоритет правовой политики, но возможна эта защита только в пределах и целях достижения человеком подлинного общественного статуса. На пути противопоставления индивидуального общественному правовая политика неизбежно заходит в тупик именно в сфере обеспечения прав человека. России необходим такой тип правового статуса личности, который имеет социальную направленность, а не составляет только набор формальных прав.
Кроме того, современной политике присуще свойство захвата личного пространства человека. Это можно наглядно проследить в истории, например, советского государства. Чтобы не допустить вмешательства в личное пространство человека, правовая политика должна создавать юридические барьеры и ограничения, более точные и полные, понятные простым гражданам.
Надо заметить, что за годы проведения реформ в России образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва - важнейшая задача российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы, главное - претворить их в жизнь. А это более трудоемкая и сложная задача. В условиях возникшего в России глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса институт прав и свобод личности подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество осознало необходимость и ценность естественных и неотъемлемых прав человека. Например, был создан институт уполномоченного по правам человека, открывающий перспективы развития правовой политики в области прав и свобод личности. А с другой стороны, общество пока не в состоянии обеспечить полное и гарантированное осуществление прав и свобод. Данное противоречие становится все более острым и болезненным и выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей11.
Итак, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского общества правовая политика государства должна ориентироваться, прежде всего, на соблюдение и защиту прирожденных и неотъемлемых прав и свобод личности. Это закрепляется и в Основном Законе страны. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"12.
Защита прав, свобод и
законных интересов представляет собой
обеспечительный правовой режим
существования юридических
"Защита прав, свобод
и законных интересов" - понятие
комплексное, включающее в
Правовая политика способствует становлению правового государства, которое является целью существования практически любого общества. Главным базисом и высшей ценностью правового государства являются права и свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном Российском государстве - универсальное и комплексное средство для защиты прав и свобод личности.
1.2. Особенности конституционных личных прав и свобод
В действующей Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20–2913) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, то есть каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) они необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные права и свободы имеют свою, закрепленную действующим законодательством России, классификацию, изучение которой является целью данной главы проводимого исследования. Одновременно с рассмотрением их классификации выявим также и их особенности относительно остальных прав и свобод человека и гражданина.
1. Право на жизнь является неотъемлемым правом человека и охраняется законом, что закреплено не только в основном законе нашего государства, но и во многих международно-правовых актах14. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от воины, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Примером законодательного закрепления гарантий обеспечения рассматриваемой категории прав и свобод личности служит ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 года15, который устанавливает, что: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара».
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни16; о необходимой обороне о правилах использования оружия и многие другие.
2. Достоинство личности — это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других, которое достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека, поэтому многие конституции мира закрепляют принцип достоинства человека в одной «связке» с народным суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция и др.)17. Это право является опорой демократии и правовой государственности, и когда общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент общества.
Конституция нашего государства закрепляет следующий принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления», дополняясь при этом запретом о том, чтобы подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Защите достоинства личности служат многие конституционно-правовые нормы, такие как:
Согласно правовым нормам действующего законодательства Российской Федерации закреплен такой способ защиты чести и достоинства личности как восстановление нарушенных прав человека и гражданина в судебном порядке18. Защита чести и достоинства часто соприкасается со свободой слова.
3. Право на свободу есть «не что иное, как сама свобода, то есть возможность совершать любые правомерные действия»19. В нем заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, но все же не совпадает в полном объеме с ним. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. И ограничение свободы возможно только тогда, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или проявляется в иных законных формах.
4. Право на частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других, означая неприкосновенность его «среды обитания». Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции Российской Федерации, куда относятся:
- недопустимость требования от человека сведений, касающихся его родственников, финансового состояния семьи и другие индивидуальные сведения личности - это отражает содержание права человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, что означает;
Информация о работе Особенности статуса иностранных лиц и лиц без гражданства