Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:16, реферат
В современном мире насчитывается около 180 государств, они живут динамичной, разнообразной жизнью, и не всегда их взаимоотношения безоблачны и светлы. Еженедельник "Джейн дефенс уикли", например, опубликовал обзор 73 горячих точек, которые угрожают региональной и международной стабильности. Согласно этому обзору в 26 странах идут сегодня войны и восстания, 23 района отнесены к зонам потенциальных конфликтов и в 24 точках наблюдается рост напряженности10.
Понятийное выражение
процессов складывания системности
представляет собой сложную научную проблему.
Многие российские
и западные теоретики37 разделяют
точку зрения о том, что системное
качество международной жизни
Процессы самоорганизации,
свойственные всем материальным системам,
на социальном уровне проявляются в
развитии из разрозненных поведенческих
актов отдельных людей и
Как уже отмечалось,
структура политической деятельности
необходимым образом включает в
себе объект, субъект, средства и цели.
Поэтому характеризуя объективный,
статический план внешней политики
Туркменистана, применительно к становлению
системы внешнеполитической деятельности
в содержательной части данного исследования
необходимо зафиксировать, что является,
или может стать в перспективе, объектом,
субъектом и средствами внешнеполитической
деятельности Туркменского государства.
Исходным пунктом
выработки внешнеполитической линии
государства является осознание
им своих потребностей, прежде всего
социально-экономического и общеполитического
характера. Потребности могут отличаться
большим разнообразием. Взаимодействие
различных субъектов политической организации
общества, функционирование инфраструктуры
социальной коммуникации (например, работа
средств массовой информации) должны создавать
предпосылки для выяснения и согласования
потребностей ведущих социальных групп.
При этом чем меньшей степени имеется
возможность выразить и объединить имеющиеся
в толще общественной жизни потребности,
тем в большей степени заявляемые от имени
всего общества потребности отражают
лишь устремления государственно-политического
руководящего слоя. В анализе внешнеполитической
активности государства необходимо четко
различать содержание и направленность
комплекса его основных потребностей,
а также учитывать степень удовлетворения
потребностей ведущих социально-политический
группировок этого государства.
По мере осознания
потребностей, а также роста повышения
уровня социально-политического
На основе национально-государственных
интересов формулируются
Необходимо различать
тот социально-культурный контекст,
в котором определяются политические
цели. В этой связи для анализа внешней
политики Туркменистана (или другого государства)
необходимо учитывать характерные для
него базовые ценности. Очевидно, что в
соответствии с современными культурными
нормами эти ценности могут пониматься
преимущественно в общечеловеческом,
общецивилизационном, общедемократическом
плане. Но в них также нельзя не видеть
и национально-исторической, культурно-мировоззренческой
специфики туркменского народа. Причем,
на наш взгляд, эта специфика все-таки
не является причиной для каких-либо конфликтов
между общим (общецивилизиционным) и особенным
(восточным) в ценностном строе туркменского
этноса. Во-первых, из-за того, что туркменская
культура никогда не была ортодоксальной.
То есть она никогда не была жестко и однозначно
включена в культурный мир исламского
Востока, находясь не его пространственной
и структурно - функциональной периферии.
А во-вторых, на культурном строе Туркменистана
не могут не сказываться преобладающие
в сегодняшнем мире тенденции к открытости,
готовность большинства государств к
осмыслению опыта передовых стран региона
и мира, независимо от их культурно - исторического
происхождения.
Формулирование
политических целей, как правило, сопровождается
последовательным самоопределением субъектов
их реализации. Наличие целей внешнеполитических
действий, оформление способов и средств
их достижения, дифференциация соответствующих
внешнеполитической сфере субъектов -
все это представляет собой отличительные
признаки внешнеполитической деятельности,
возникновения и конституирования ее
в качестве самостоятельной и влиятельной
подсистемы общественной жизни.
Выходя на международную
арену со своими внешнеполитическими
целями и устремлениями, государство
(страна) оказываются перед фактом
наличия у других государств своих собственных
целей и интересов. Взаимодействие этих
интересов проявляется в действии как
объединительных, так и центростремительных
тенденций. На основе общности своих политических
целей и интересов государства входят
(формально или неформально) в союзы, группировки
государств, создают общие сферы влияния.
Но в других случаях, напротив, могут возникать
серьезные межгосударственные столкновения
интересов и конфликты. Соответственно,
появляется необходимость анализа соотношение
сил, прогнозирования развития внешнеполитической
обстановки. Иными словами, для внешней
политики Туркменистана необходимо предвидеть
возможность вхождения (или не вхождения)
в различные межгосударственные объединения,
политические и экономические ассоциации.
Важно заранее видеть возможности избежать
при этом неблагоприятных для Туркменистана
вариантов развития политической ситуации.
Показателем зрелости,
выверенности внешнеполитического
курса государства является такая
характеристика системы внешней
политики как стабильность. Стабильность
представляет собой такое состояние, при
котором система может не только существовать,
но и воспроизводиться. Стабильность находит
воплощение в постоянстве и взвешенности
целей внешней политики, авторитетности
(как внутри страны, так и за рубежом) субъектов
внешнеполитической деятельности, предсказуемости
использования ими различных средств.
Стабильность проявляется в различных
формах. Наиболее сложной формой стабильности
является динамическая стабильность,
она позволяет наиболее адекватно точно
выразить многообразие движения системного
целого. "Под динамической стабильностью
подразумевается развитие системы на
основе прогрессивных трансформации ...
развитие, при котором эволюционным путем
система приобретает новое качество"38.
Даже уже оформившаяся
системность внешней политики и
международных отношений
С точки зрения
культурно-исторического
Таким образом,
на основе конкретизации системно-
Выводы по 1-й
главе:
1. В познавательном
плане внешняя политика
Методологический
анализ внешней политики Туркменистана
требует привлечения материала,
который содержится в современных
трактовках методологии социально-
2. Основным принципом
исследования внешней политики
Туркменистана является
3. Практическая
реализация методологических
9 Ильин И.
путь к очевидности. - М..: республика,
1993. -С. 354.
10 Цит. по: Ларионову
В. Не предотвращенные войны
//Независимая газета. 1993. -С.4.
11 Введение в
политологию. -М.: Высшая школа, 1992.-С.3.
12 Бакиров В.
Социальное познание на пороге постиндустриального
мира // Общественные науки и современность.
- 1993. -№1. -С. 73.
13 Алтухов В.
Смена парадигм и формирование
новой методологии (попытка
14 Пригожин И., Стенгерс
И. Порядок из хаоса. -М.: Прогресс, -С. 358.
15 См. например:
Ворожцов В. П., Москаленко А.
Т., Шубина М. П. Гносеологическая
природа и методологическая
16 Философский
энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - С. 612 - 613.
17 В данном
случае используется широкое
понимание деятельности - деятельности
не только как разновидности практики,
не только как предмета исследования,
но как объяснительного принципа для раскрытия
сущности и содержания явлений общественной
жизни. См. подробнее об этом: Деятельность:
теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат,
1990. - 366 с.
18 Долныкова Р. Н.
Методология и методика прогнозирования
внешней политики несоциалистических
государств (опыт системной организации
понятий). - С. 23.
19 Князева Е.,
Курдюмов С. Синергетика:
Информация о работе Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана