Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:16, реферат

Краткое описание

В современном мире насчитывается около 180 государств, они живут динамичной, разнообразной жизнью, и не всегда их взаимоотношения безоблачны и светлы. Еженедельник "Джейн дефенс уикли", например, опубликовал обзор 73 горячих точек, которые угрожают региональной и международной стабильности. Согласно этому обзору в 26 странах идут сегодня войны и восстания, 23 района отнесены к зонам потенциальных конфликтов и в 24 точках наблюдается рост напряженности10.

Файлы: 1 файл

Методология (основа).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Понятийное выражение  процессов складывания системности представляет собой сложную научную проблему. 

Многие российские и западные теоретики37 разделяют  точку зрения о том, что системное  качество международной жизни проявляется  изначально в становлении деятельности (людей, социальных групп, государств) как особой формы упорядоченного поведения на международной арене. 

Процессы самоорганизации, свойственные всем материальным системам, на социальном уровне проявляются в  развитии из разрозненных поведенческих  актов отдельных людей и социальных групп нового качества, а именно: их сознательно выстроенной деятельности. Возникновение структуры деятельности тех или иных социальных субъектов и есть выражение появления системной организованности общественной жизни. Соответствующим понятийным рядом этот тезис может характеризоваться применительно к внешней политике Туркменистана.  
 

Как уже отмечалось, структура политической деятельности необходимым образом включает в  себе объект, субъект, средства и цели. Поэтому характеризуя объективный, статический план внешней политики Туркменистана, применительно к становлению системы внешнеполитической деятельности в содержательной части данного исследования необходимо зафиксировать, что является, или может стать в перспективе, объектом, субъектом и средствами внешнеполитической деятельности Туркменского государства. 

Исходным пунктом  выработки внешнеполитической линии  государства является осознание  им своих потребностей, прежде всего  социально-экономического и общеполитического  характера. Потребности могут отличаться большим разнообразием. Взаимодействие различных субъектов политической организации общества, функционирование инфраструктуры социальной коммуникации (например, работа средств массовой информации) должны создавать предпосылки для выяснения и согласования потребностей ведущих социальных групп. При этом чем меньшей степени имеется возможность выразить и объединить имеющиеся в толще общественной жизни потребности, тем в большей степени заявляемые от имени всего общества потребности отражают лишь устремления государственно-политического руководящего слоя. В анализе внешнеполитической активности государства необходимо четко различать содержание и направленность комплекса его основных потребностей, а также учитывать степень удовлетворения потребностей ведущих социально-политический группировок этого государства. 

По мере осознания  потребностей, а также роста повышения  уровня социально-политического самоосознание  носителей этих потребностей, потребности  трансформируются в интересы. Понятие "интересы", надо отметить, является одним из центральных в международно-политической теории при определении мотивации поведения стран или коалиций государств на международной арене. Известно ставшее классическим утверждение У. Черчилля о том, что у страны не должно быть ни постоянных врагов, ни постоянных союзников, а должны быть постоянные интересы. Понятие "национальные интересы" никогда не было неизменным. По мере усложнения общественного развития обогащалось и усложнялось и то содержание, которые вкладывалось политиками в это понятие. Наиболее полным выражением осознания национального интереса является обоснование и формулирование внешнеполитических доктринальных установок государства. В новейшее время именно появление у ведущих государств мира долгосрочных национальных интересов внесло, по мнению ряда политологов, известную стабильность в международные отношения. 

На основе национально-государственных  интересов формулируются ближайшие  и отдаленные цели внешней политики. Они характеризуются не только ясным  осознанием потребностей, но и наличием четких представлений у политических деятелей о желаемых результатах предпринимаемых ими действий, о сферах приложения внешнеполитических усилий и методах решения поставленных задач. 

Необходимо различать  тот социально-культурный контекст, в котором определяются политические цели. В этой связи для анализа внешней политики Туркменистана (или другого государства) необходимо учитывать характерные для него базовые ценности. Очевидно, что в соответствии с современными культурными нормами эти ценности могут пониматься преимущественно в общечеловеческом, общецивилизационном, общедемократическом плане. Но в них также нельзя не видеть и национально-исторической, культурно-мировоззренческой специфики туркменского народа. Причем, на наш взгляд, эта специфика все-таки не является причиной для каких-либо конфликтов между общим (общецивилизиционным) и особенным (восточным) в ценностном строе туркменского этноса. Во-первых, из-за того, что туркменская культура никогда не была ортодоксальной. То есть она никогда не была жестко и однозначно включена в культурный мир исламского Востока, находясь не его пространственной и структурно - функциональной периферии. А во-вторых, на культурном строе Туркменистана не могут не сказываться преобладающие в сегодняшнем мире тенденции к открытости, готовность большинства государств к осмыслению опыта передовых стран региона и мира, независимо от их культурно - исторического происхождения. 

Формулирование  политических целей, как правило, сопровождается последовательным самоопределением субъектов их реализации. Наличие целей внешнеполитических действий, оформление способов и средств их достижения, дифференциация соответствующих внешнеполитической сфере субъектов - все это представляет собой отличительные признаки внешнеполитической деятельности, возникновения и конституирования ее в качестве самостоятельной и влиятельной подсистемы общественной жизни. 

Выходя на международную  арену со своими внешнеполитическими  целями и устремлениями, государство (страна) оказываются перед фактом наличия у других государств своих собственных целей и интересов. Взаимодействие этих интересов проявляется в действии как объединительных, так и центростремительных тенденций. На основе общности своих политических целей и интересов государства входят (формально или неформально) в союзы, группировки государств, создают общие сферы влияния. Но в других случаях, напротив, могут возникать серьезные межгосударственные столкновения интересов и конфликты. Соответственно, появляется необходимость анализа соотношение сил, прогнозирования развития внешнеполитической обстановки. Иными словами, для внешней политики Туркменистана необходимо предвидеть возможность вхождения (или не вхождения) в различные межгосударственные объединения, политические и экономические ассоциации. Важно заранее видеть возможности избежать при этом неблагоприятных для Туркменистана вариантов развития политической ситуации. 

Показателем зрелости, выверенности внешнеполитического  курса государства является такая  характеристика системы внешней  политики как стабильность. Стабильность представляет собой такое состояние, при котором система может не только существовать, но и воспроизводиться. Стабильность находит воплощение в постоянстве и взвешенности целей внешней политики, авторитетности (как внутри страны, так и за рубежом) субъектов внешнеполитической деятельности, предсказуемости использования ими различных средств. Стабильность проявляется в различных формах. Наиболее сложной формой стабильности является динамическая стабильность, она позволяет наиболее адекватно точно выразить многообразие движения системного целого. "Под динамической стабильностью подразумевается развитие системы на основе прогрессивных трансформации ... развитие, при котором эволюционным путем система приобретает новое качество"38. 

Даже уже оформившаяся системность внешней политики и  международных отношений государства  не является беспроблемной. Системное  качество сохраняется на основе взаимодействия стабилизирующих и дестабилизирующих  факторов. Прочность государственной  жизни может быть нарушена социально-политическими потрясениями и беспорядками, стихийными бедствиями, насилием (войнами) со стороны других государств и т. д. Чем меньше ресурсы государства, тем большую осмотрительность во внешнеполитических акциях это государство должно проявлять. И думается, что особенности такого небольшого государства, как Туркменистан, соответствуют указанной ситуации. Поэтому при обосновании внешней политики Туркменистана чрезвычайно важно избегать политического и идеологического радикализма, а также разного рода утопий.  

С точки зрения культурно-исторического аспекта  взаимодействие системы внешней  политики и международных отношений  с социокультурной средой выражается в наличии нескольких тенденций. Характер взаимодействий государства  с окружающим миром может быть определен понятиями культурно - историческая автаркия и культурно-историческая открытость. Направленность действий, предпринимаемых на внешнеполитическом поприще может быть квалифицирована как культурно-историческое партнерство (сотрудничество) или как противоборство (противостояние). Очевидно, что важно учитывать культурно-историческую специфику Туркменского государства. Вместе с тем нельзя при этом впадать в крайности, отгораживаясь забором от региональных и общемировых проблем. Мера в соотношении всех этих аспектов и должна быть выяснена на основе дальнейшего содержательного анализа. 

Таким образом, на основе конкретизации системно-генетического  и культурно-исторического принципов  исследования мы определили тот категориально-понятийный аппарат, с помощью которого нами проводится изучение внешней политики Туркменистана. Выведенная последовательность логических средств, безусловно, не является исчерпывающей, а тем более окончательной. Однако, эти средства вполне могут служить логико-методологическим основанием исследования. Их использование позволить обеспечивать теоретическую строгость и корректность исследовательских выводов и результатов. 

Выводы по 1-й  главе: 

1. В познавательном  плане внешняя политика независимого  Туркменистана представляет собой сложный и во многом неразработанный еще предмет изучения. Именно поэтому посвященная ему диссертация необходимым образом должна включать в себя специальное методологическое обоснование основных подходов, принципов и категориально-понятийных средств исследования. 

Методологический  анализ внешней политики Туркменистана  требует привлечения материала, который содержится в современных  трактовках методологии социально-гуманитарного  познания. Использование не только специально-научной политологической методологии, но также общенаучного и общего методологических уровней обусловливает содержание философско-политологического аспекта исследования внешней политики Туркменистана. 

2. Основным принципом  исследования внешней политики  Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Туркменистана. 

3. Практическая  реализация методологических принципов  исследования требует последовательного выведения его основных категориально-понятийных средств. Базовые понятия исследования представляют собой не только логические формы, но могут также выступать в качестве аналитических индикаторов и тематических рубрик дальнейшего изложения содержания исследования. 

9 Ильин И.  путь к очевидности. - М..: республика, 1993. -С. 354. 

10 Цит. по: Ларионову  В. Не предотвращенные войны  //Независимая газета. 1993. -С.4. 

11 Введение в  политологию. -М.: Высшая школа, 1992.-С.3. 

12 Бакиров В.  Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. - 1993. -№1. -С. 73. 

13 Алтухов В.  Смена парадигм и формирование  новой методологии (попытка обзора  дискуссии) // Общественные науки  и современность. -1993. -№1. 

14 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М.: Прогресс, -С. 358. 

15 См. например: Ворожцов В. П., Москаленко А.  Т., Шубина М. П. Гносеологическая  природа и методологическая функция  научной теории. -Новосибирск: СО  Наука, 1990. -С. 168; Методология в сфере теории и практики. Новосибирск: СО Наука, 1988. -С. 20-44. 

16 Философский  энциклопедический словарь. - М.: Советская  энциклопедия, 1983. - С. 612 - 613. 

17 В данном  случае используется широкое  понимание деятельности - деятельности  не только как разновидности практики, не только как предмета исследования, но как объяснительного принципа для раскрытия сущности и содержания явлений общественной жизни. См. подробнее об этом: Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. - 366 с. 

18 Долныкова Р. Н. Методология и методика прогнозирования внешней политики несоциалистических государств (опыт системной организации понятий). - С. 23. 

19 Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала  нелинейного мышления //Общественные  науки и современность. - 1993. -№2; Лазарев И. А. К созданию общей теории теории безопасности //Военная мысль. - 1992. - №11; Маныкин А. С. Системность в международных отношениях: причины формирования и этапы развития //Вест. МГУ. Сер 8, История. - 1992. -№5; Миросистемный подход сегодня //Мировая экономика и международные отношения. - 1991. -№ 11; Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения.. - М: Наука, 1976; Система, структура и процесс развития современных международных отношений. -М.: Наука, 1984. - 422 с. ; Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. - М.: Мысль, 1985. - 230с.; Щербина В. В. Что такое организационная экология? //Социологические исследования. - 1993. -№2. 

Информация о работе Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана