Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:16, реферат

Краткое описание

В современном мире насчитывается около 180 государств, они живут динамичной, разнообразной жизнью, и не всегда их взаимоотношения безоблачны и светлы. Еженедельник "Джейн дефенс уикли", например, опубликовал обзор 73 горячих точек, которые угрожают региональной и международной стабильности. Согласно этому обзору в 26 странах идут сегодня войны и восстания, 23 района отнесены к зонам потенциальных конфликтов и в 24 точках наблюдается рост напряженности10.

Файлы: 1 файл

Методология (основа).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность отхода от излишнего "системного техницизма". Надо не просто механически переносить системную терминологию на политический материал, а различать конкретные проявления и формы системности (организованности) в социокультурной среде, учитывать открытость системного подхода для взаимодействия с другими методами познания. Так, например, когда мы говорим о системе внешней политики государства, то гораздо важнее не ограничиваться констатациями на "системную тему", а показать в чем проявляется, или как становится, системное качество государства - субъекта международных отношений, действительно ли являются системными преследуемые этим государством на международной арене интересы и цели, насколько системно скоординированы те или иные внешнеполитические акции и т. д. 

Подводя итог приведенным  выше рассуждениям, сделаем ряд предварительных  выводов. 

Во-первых, в  совокупной реальности международных  отношений имеются не только уже  сформировавшиеся системные образования. Выбирая в соответствии со своими исследовательскими запросами конкретный объект, мы можем столкнуться с тем, что системность в нем только еще становиться из досистемного состояния либо существует в форме взаимодействия относительно самостоятельных подсистем. Во-вторых, изучение подобных объектов должно одновременно задействовать как системную методологию (с обязательным учетом ее различных аспектов), так и связанные с ней другие методологические подходы. В-третьих, все сказанное относится к перспективам изучения и научного обоснования внешней политики независимого Туркменистана, поэтому и возникает необходимость формулирования тех методологических подходов, которые будут использоваться в предлагаемом исследовании.  

В качестве основного  подхода - принципа исследования внешней  политики туркменского государства - целесообразно использовать системный подход. Причем с учетом реального состояния, а именно состояния становления, формирования внешней политики Туркменистана, в рамках системного подхода необходимо выделить системно-генетический аспект. 

Его общие содержание и предназначение являются конкретизацией традиционных системных методов. Очевидно, что особенности системно-генетического аспекта системного подхода требует специальной характеристики.  

Дополняя системный  метод и совпадая с ним по названным общим исходным параметрам, системно-генетический аспект, по нашему мнению, имеет и ряд важных отличий. 

Системно-генетический аспект характеризуется большей  ориентированностью на историзм рассмотрения исследуемого объекта. Применительно  к внешней политике Туркменистана это означает необходимость ее рассмотрения в общей цепи связанных с ней исторических событий, а также учета перспектив ее будущего развития. Историзм как принцип конкретности во времени относится к анализу и прошлого, и будущего. Современное независимое Туркменское государство имеет уникальную историю. Оно прошло сложный этап становления, включая периоды до и после присоединения к России, период пребывания в составе Союза ССР. И эта специфика оказала и оказывает влияние на формирование нынешнего внешнеполитического курса Туркменистана. Историзм, акцентируемый системно-генетическим аспектом, подразумевает также синтез гуманитарных и естественнонаучных методов, истории и географии, на что указывал Л.Н. Гумилев26. 

Далее, системно-генетический аспект позволяет вычленить факторы, обусловливающие разные формы включения (перехода) рассматриваемого объекта (внешней политики Туркменистана) в системное состояние международных отношений. При этом указанные формы зависят как от характера объективных предпосылок, так и от качественной специфики формирующегося системного образования. Политический облик современного Туркменистана отличается пока некоторой неопределенностью. Сегодня во многом только еще осмысливается и первоначально оформляется концепция туркменской государственности, в том числе ее внешнеполитическая составляющая. От ее основательности, качественной специфики заложенных в нее духовно-идеологических устремлений будет зависеть и то, какими, в конечном счете, будут этапы формирования системы отношений Туркменистана со странами СНГ, с его соседями по региону, с ведущими государствами мира - то есть место и роль Туркменистана в системе международных отношений. 

Если системный  подход в большей степени соответствует  исследовательской "горизонтали", то его системно-генетический аспект позволяет отражать "вертикаль" (временной параметр, потенциал развития) рассматриваемого объекта. То есть в рамках системно-генетического аспекта должно иметь место обращение к различным этапам развития системы (в нашем случае формирования внешней политики Туркменистана и системы его международных связей и отношений), и прежде всего, к этапу ее становления. На этом этапе происходит накопление количественного материала для появления нового, а именно системного качества. Предыстория - потенциальное начало системы. Сегодняшний день Туркменистана, несмотря на всю свою значительность, во многом и есть предыстория для формирования его самостоятельной взвешенной внешней политики. Поэтому в проводимом исследовании так необходимо учитывать события повседневной политической жизни Туркменистана и сопредельных с ними стран. 

Наконец, учет системно-генетического  аспекта системного метода позволяет  сконцентрироваться на гуманитарных аспектах исследования. Поскольку та или иная социальная общность окончательно не оформилась как система, постольку в ней сохраняют свое определяющее значение разного рода "случайности", связанные с проявлением многообразия поведения людей, сложностью мира человеческой культуры. Естественно, указанные феномены, сохраняются и на системной стадии функционирования объекта, однако, здесь они уже как бы "приглушены" более жестким регламентом, нормами и правилами базисной для них системной организации. Каковы политические позиции и ориентации сегодняшней и завтрашней руководящей элиты Туркменистана, какую роль в формировании его внешней политики будут играть демографический, религиозный, этнопсихологический факторы? Информация по всем этим вопросам должна быть учтена в методологически обоснованном научном исследовании внешней политики независимого Туркменистана. 

Каковы же основные этапы (процедуры), соответствующие  содержанию системно-генетического  подхода? 

Во-первых, это  отграничение объекта исследования. Как правило, исследователь фиксирует  объект, исходя из внешних по отношению к своей работе соображений (личного интереса, социального заказа, политической конъюнктуры и т. д.). Предполагая возможное (актуальное или перспективное) системное качество выделенного объекта, исследователь намечает, выбирает те составляющие объекта, которые могли бы образовать структурно-элементную базу этого объекта. Причем это должны быть именно активные компоненты, порождающие в процессе своего взаимодействия систему в целом. Заметим, что для объекта социально-гуманитарного познания к таким элементам прежде всего относятся те, которые пригодны для формирования, складывания системы объективной деятельности тех или иных субъектов общественной жизни. 

Во-вторых, определение "внешних границ", пределов возможной  системности избранного объекта  в совокупности его составляющих. Эта процедура должна осуществляться, исходя из ресурсов (временных, материальных) исследования. Но, в большинство случаев, искомые пределы, по-видимому, должны совпадать с границами качественной однородности объекта и воздействующих на него факторов. 

В-третьих, изучение общей динамики становления и  развития системности объекта. Важно  различать "входы" в системность, процессы функционирования системности  как таковой, "выходы" из системности, а также обратные связи каждого  из названных этапов с предыдущими состояниями объекта и его окружающей средой. Показателем (индикатором) динамики развивающегося объекта является состояние его деятельной структуры как минимально необходимого условия для наличия системного качества социального объекта. 

В-четвертых, рассмотрение связей исследуемого объекта с окружающей средой. Эта процедура может быть осуществлена на основе определения  факторов (подсистем) окружающей среды, отношений и связей с ней объекта  изучения. При этом надо учитывать, что "среда системы - это не просто взаимосвязь остального мира с некоторым объектом (системой)... Проблема среды системы - это проблема выделения существенных связей системы с окружающим миром"27. 

В то же время  нельзя "растворять" объекты в  окружающей среде, для чего важно учитывать сохранение целостности объекта: взаимосвязь составных частей системы, обусловленность частей со стороны целого, взаимное соответствие элементов между собой и элементов и целого, относительную самостоятельность поведения системы в целом по отношению к поведению отдельных элементов и к внешним условиям. 

Связи внутри системного объекта, а также между этим объектом и окружающей средой отличаются большим  разнообразием. Они могут образовывать структуры различного рода: ситуативные, генетические, функциональные. В различные периоды времени разные комбинации структурных связей могут образовывать активные центры становления (функционирования и развития) системности рассматриваемого объекта. Сказанное определяет содержание следующего - пятого - этапа в реализации системно-генетического подхода, а именно: следование особой логике рассмотрения связей и отношений исследуемого (до) системного объекта. Последовательность аналитических шагов при этом должна быть следующая: отбор существенных связей, характерных для ситуативной структуры и изучение их влияния на генетические связи и отношения. Важно также фиксировать актуальные ведущие системные компоненты объекта и влияние на них всей совокупности опосредующих его действительное состояние связей и отношений. 

Реализация указанных  процедур системно-генетического подхода  в конкретном исследовании - исследовании внешней политики Туркменского государства - выглядит в принципиальном плане  следующим образом. 

Прежде всего, исходя из общественной природы избранных нами объекта и предмета исследования, в качестве компонентов (факторов) становления и развития их системности мы должны взять системообразующие компоненты (подсистемы) общества в целом. Иными словами, анализ внешней политики Туркменистана подразумевает обращение к ее социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным (духовным, и в том числе политико-идеологическим) основаниям. Причем здесь уже возможны дальнейшие уточнения: в названных областях жизни общества нас должно интересовать, главным образом, то, что может быть задействовано в системообразовании внешнеполитической деятельности Туркменистана - в качестве ее объектов, субъектов и используемых политических средств.  

Обращение к  сопредельным с системой внешней  политики Туркменистана и взаимодействующим с ней областям потребует последовательно осуществить выход на систему межгосударственных отношений, региональную и субрегиональные внешнеполитические системы, систему международных отношений. Кроме того должны быть учтены демографические, этносоциальные и природно - географические факторы внешнеполитического курса Туркменистана. 

Складывание системного качества туркменской внешней политики, противоречивость и даже возможные  попятные движения этого сложного процесса требуют обратить внимание на развитие самосознания туркменского народа, характер понимания на уровне государственного руководства национальных потребностей и интересов, целей внешней политики. 

Наконец, рассмотрение многообразия взаимосвязей внешней  политики Туркменистана с окружающим миром невозможно провести без анализа степени ее собственной устойчивости, предсказуемости и влияния за счет этого на стабильность региональной и международной политической ситуации. 

Таковы общие  содержательные предпосылки методологии  системно-генетического подхода к исследованию внешней политики Туркменистана. На основе характеристики их категориально-понятийного выражения эти предпосылки будут уточнены в следующем параграфе.  

Любые методологические средства, используемые в социальном познании, должны учитывать национально-культурные и духовные аспекты развития общества. В методологии социального познания, отмечает В. А. Кутырев "...проявляется гуманитарная специфика социального познания, которую нельзя свести к познанию объективных структур"28. Потому продолжением, стороной системного подхода, которая обращена к миру культуры, смыслов и ценностей общественной жизни, различных аспектов государственного строительства является его культурно - исторический аспект. "Не вокруг творцов нового шума, - писал Ф. Ницше, - а вокруг творцов новых ценностей вращается мир". 

Современное общество стремительно движется к антропоцентричности, к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общественной жизни  вырастают из самого человека и замыкаются на нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Идея такого антропоцентризма находит все более полное воплощение в принципах современного политического, правового и нравственного мышления прежде всего потому, что отражает глубокие качественные изменения в социальной реальности. Естественно, что на Востоке указанные процессы имеют большую специфику. Они, например, все отчетливее проявляются в изменениях содержания традиционной восточной общности, которая постепенно вбирает в себя новые виды общественного поведения людей (динамизм образа жизни, открытость для освоения социального опыта других стран и культур, активное участие в современных технологических процессах и т. п.). 

Информация о работе Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана