Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:16, реферат

Краткое описание

В современном мире насчитывается около 180 государств, они живут динамичной, разнообразной жизнью, и не всегда их взаимоотношения безоблачны и светлы. Еженедельник "Джейн дефенс уикли", например, опубликовал обзор 73 горячих точек, которые угрожают региональной и международной стабильности. Согласно этому обзору в 26 странах идут сегодня войны и восстания, 23 района отнесены к зонам потенциальных конфликтов и в 24 точках наблюдается рост напряженности10.

Файлы: 1 файл

Методология (основа).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Понятие культуры как инварианта, "каркаса" общественной жизни, позволяет объединить в едином исследовании как становление системности внешней политики Туркменистана, так и гуманитарную "нагруженность" этого процесса. Обращаясь на основе культурно-исторического подхода к выделенному объекту исследования, мы получаем возможность ответить на вопрос: "Для чего, во имя чего проводиться и должна проводиться внешнеполитическая линия Туркменистана?" 

В истории, социологии, политологии культурно-исторический (културологический) подход представлен  внушительным рядом авторитетных ученых различных стран. Достаточно назвать имена А. Тойнби, П. А. Сорокина, О. Шпенглера, К. Леонтьева, Н. Я. Даниловского.Среди многочисленных точек зрения на понимание культуры, имеющихся в том числе и в современной научной литературе, выделим наиболее соответствующую предметности диссертации исследовательскую позицию. Она состоит в том, что культура, помимо многих других своих определений, является исходным базисом упорядочивания как общества в целом, так и деятельности образующих его институтов29. Известный западный культуролог Й. Хейзинга писал: "Культура как направленная позиция общества дана тогда, когда подчинение природы в области материальной, моральной и духовной поддерживает такое состояние общества, которое выше и лучше обеспечиваемого наличными природными отношениями, отличается гармоническим равновесием духовных и материальных ценностей и характеризуется определенным идеалом, гомогенным в своей сущности на который ориентированы различные формы деятельности общества"30. Если в проведении государственной политики не учитывается указанный контекст, она не только не приобретает осмысленного системного качества, но вполне может оказаться разрушительной для общества. 

Значимость культурно-исторического  аспекта системного подхода непосредственно  для исследования внешней политики Туркменистана обусловлена достаточно большим национально-культурным своеобразием страны и тем, что процессы складывание в Туркменистане общественности, формирование основ туркменской государственности идут одновременно с национально-культурным самоопределением туркменского государства в сложных реалиях современного мира. 

Каковы же принципиальные методологические требования культурно-исторического  аспекта, которые должны быть реализованы в проводимом исследовании? 

Во-первых, необходимо зафиксировать и постоянно иметь  в поле зрения принадлежность Туркмении, основных атрибутов ее общественно-государственной  жизни к определенному типу, к  определенному месту на этно-социальной и геополитической карте региона. 

Во-вторых, важного  выделить основные ценности и культурные ориентации Туркменистана, его положение  в мировом и региональном историко-культурном процессе - то есть тот смысловой  стержень, вокруг которого должна формироваться и выстраиваться геополитика на международной арене. 

В-третьих, предметом  анализа должны быть возможные перспективные  тенденции национально-культурного  развития, которые могут оказывать  влияние на политическую ситуацию в  Туркменистане и вокруг него. 

И, наконец, в-четвертых, в проводимом исследовании нельзя забывать о тесной связи культурно-исторического  и системно-генетического аспектов общего системного принципа исследования. 

Использование системного подхода для исследования внешней политики Туркменистана, учет в процессе ее формирования таких важнейших составляющих, как (генезис) системы международных отношений Туркменистана, а также роль при этом культурно-исторических факторов - все это не может быть полным без обращения к самой непосредственной, изначальной основе формирования и развития туркменского этноса, его государственности. Иными словами, нельзя обойти вниманием значение географического положения Туркменистана, особенности взаимодействия его геополитической, социоприродной и географической среды нашей страны. Это особенно важно, если учесть, что Туркменистан объективно расположен "на стыке" различных культур, западной и восточной цивилизации, почти в самом эпицентре мощнейших глубинных процессов, характеризующих все многообразие жизни Евразийского континента. 

Поэтому, очевидно, что наряду с системно - генетическим и культурно - историческим аспектами  системного подхода в исследовании формирования внешней политики независимого туркменского государства необходимо также выделить историко-географический аспект. 

Его содержание обусловлено влиянием географической среды на развитие этноса через специфику  его этнопсихологии, исторические циклы  культурного самоопределения и  развития. 

Подытоживая изложенные в настоящем параграфе рассуждения, мы можем сформулировать ряд выводов. 

Исследование  такого сложного и относительно нового объекта, как внешняя политика и  международные отношения независимого туркменского государства целесообразно  проводить с учетом современной  методологии социально-гуманитарного познания, а именно на основе системного подхода, включая методологические возможности его системно - генетического, культурно - исторического и историко-географического аспектов. 

Существующие  теоретические и практические предпосылки  предпринимаемого исследования обусловливают необходимость обращения к системному подходу, выступающему как общенаучный метод по отношению к политической науке. Системный подход, в свою очередь, должен реализовываться с учетом его социо-культурной размерности и непрерывности процессов становления системной организованности. 

1.2 Общие основы  и специфические особенности  изучения внешней политики Туркменистана. 

Общие принципы исследования внешней политики независимого Туркменистана на практике могут  быть реализованы двояким образом: во-первых, как уже указывалось, через выполнение определенных требований к отбору и обработке эмпирического материала; во-вторых, на основе упорядоченной особым образом логики рассуждений, путем использования "логической сети", с помощью которой можно анализировать, классифицировать и систематизировать научную информацию. Ясно, что во втором случае речь идет о необходимости применения в исследовании четких взаимосвязанных категорий и понятий, которые должны представлять собой как бы продолжение сформулированных ранее исследовательских принципов, выступать конкретными логическими средствами их реализации. 

Принципы и  категориально-понятийные средства изучения внешней политики независимого государства  образуют общие основы проводимого  исследования. Их применение к конкретным историко-политическим условиям Туркменистана определяет специфические особенности исследования. 

Отметим, что, выделив  с учетом объекта проводимого  анализа в рамках системного подхода  несколько основных аспектов, мы могли  бы также рассмотреть и несколько, соответствующих им, категориальных рядов. Но так как в предыдущем параграфе подчеркивалась органическая связь системно-генетического, культурно-исторического и историко-географического аспектов системного метода, то допустимо далее представить единую логическую "цепочку", отмечая, естественно, смысловые акценты, связанные со спецификой того или иного аспекта. Отметим, что при этом принципом определения последовательности основных понятий исследования выступает их соответствие последовательности перечисленных в параграфе 1.1 этапов (процедур) реализации методологического подхода к исследованию. 

Отграничение  объекта исследования, в пределах которого идет процесс становления  системного качества, связано с указанием  на объективные предпосылки внешней политики Туркменистана. Отталкиваясь от "идеи единства социальной сущности внутри общественных и международных отношений"31, логично предположить, что предпосылки внешней политики Туркменистана и основания общественной жизни качественно тождественны. Поэтому состав основных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной, духовной) определяет и содержание фундамента внешней политики Туркменистана. Таким образом, можно выделить социально-экономические, социально-политические, социокультурные (духовные, политико-идеологические) предпосылки рассмотрения предмета нашего исследования. Для выделенных оснований могут быть названы и соответствующие им понятия, используемые как аналитические средства32. 

С точки зрения культурно-исторического аспекта среди объективных оснований внешней политики Туркменистана необходимо выделить принадлежность этого государства к определенному социо-культурному типу, его своеобразное месте во взаимодействии восточной и западной цивилизационных ориентации. 

В качестве обобщающих характеристик многочисленных предпосылочных факторов внешней политики Туркменистана  представляется возможным использовать предложенные А. Б. Венгеровым в качестве политологических категорий понятия  политическое пространство и политическое время33. Так, трехмерность политического пространства проявляется в том, что по отношению к политическим событиям оно выступает: а) как предпосылка (имеются в виду размеры территории государства, расположение государства в исторически сложившихся цивилизационных координатах, географико-экономические характеристики); б) как цель (в этом случае проявляются геополитические позиции и устремления государства); в) как среда (при этом в обобщенном виде выступают характеристики политической системы страны, многообразие ее внутренних и внешних связей). Политическое время характеризует соотношения динамики развития государства с ритмами и темпом регионального и мирового исторического развития. Очевидно, что внешняя политика Туркменистана также осуществляется в конкретных измерениях политического пространства и времени. 

Внешняя политика и система международных отношений  Туркменистана34 соприкасается и  взаимодействует с другими областями  жизни общества, а также включенными  в него системными образованьями. 

С одной стороны, проявления внешней активности страны обусловливаются ее внутренним состоянием. Поэтому "изнутри" специфику внешней политики Туркменистана детерминируют особенности политической системы государства: особенности политической организации страны, особенности политического сознания населения, стабильность политического режима, степень авторитетности политического руководства и конкретных политических лидеров. 

С другой стороны, система внешней политики и международных  отношений государства связана  с целым рядом "внешних" для нее факторов. 

Международные отношения страны находя свое концентрированное  выражение прежде всего в межгосударственных отношениях, практически во многом совпадают с ними35. Вместе с тем  многообразие международно-политической жизни нельзя сводить только к межгосударственным отношениям. Межгосударственные отношения "сопрягаются с более широкой системой международных отношений, (подчеркнуто мною) органически входят в нее как подсистемы, решающим образом определятся международными отношениями и одновременно воздействуют на них как системообразующий фактор первостепенного значения"36. 

Внешняя политика страны может входить в качестве подсистемы в международно-договорную систему, в экономические союзы  и ассоциации, военно-политические группировки и т. д. 

Таким образом, внешняя политика неразрывна с системным  целым межгосударственных и международных  отношений. Вместе с тем на нее  оказывают существенное воздействие  внесистемные факторы, как общественного, так и природного характера. 

К внесистемным факторам общественного характера относятся общесоциальные и демографические предпосылки развития страны, например: количество население и его размещение по территории страны, социальная структура населения и его этнический, религиозный состав, степень урбанизации, темпы роста населения, существующие потребности, возможности и уровень его социальной мобильности степень сохранения традиционных социальных структур (семейных, родовых, земляческих и т. д.), уровень жизни людей, их национально-культурные обычаи и ориентации, качество профессиональной подготовки национальных кадров, уровень развития в стране науки и техники. 

Учет историко-географического  аспекта системной методологии  требует выделения среди предпосылок  внешней политики страны особых географических и природных факторов ее жизни: географического положения, климатических условий, наличия или отсутствия угрозы стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, засух), экологической обстановки и состояние окружающей природной среды, наличие ископаемых и природных ресурсов ( пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, пресной воды, месторождений топлива и минерального сырья). Причем, надо понимать, что природно-географические факторы могут оказывать противоречивое воздействие на внешнеполитический курс государства - или создавать для него прочную основу, или, напротив, ставить в его внешней активности объективные ограничения. Наконец, необходимо учесть, что все названные предпосылки и факторы должны анализироваться в контексте общемировых данных, то есть как в абсолютном, так и в относительном выражении. 

Все перечисленные  понятия характеризуют внешнюю  политику Туркменистана (или другого  государства, которое может изучаться  аналогичным образом) как объект вообще. Выдвижение гипотезы о системном (системном в перспективе) характере внешней политики и международных отношений Туркменистана требует поставить вопросы о том, где и на основе чего осуществляется становление ее системного качества. 

Обращение к  динамическим аспектам системной методологии, и в частности, реализация системно-генетического принципа исследования создает возможности для анализа механизмов, определяющих становление и формирование системности применительно к международно-политической сфере. 

Информация о работе Основы исследования и реализации внешней политики внешней политики Туркменистана