Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:29, шпаргалка
Абсолютизм (лат. - неограниченный, независимый) – абсолютная, неограниченная монархия, самодержавная власть принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютизма характерно объединение в одном лице законодательной, высшей исполнительной и судебной властей. Это последняя форма феодального государства в период становления капитализма.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абсолютизм (лат. - неограниченный, независимый) – абсолютная, неограниченная монархия, самодержавная власть принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютизма характерно объединение в одном лице законодательной, высшей исполнительной и судебной властей. Это последняя форма феодального государства в период становления капитализма.
Авторитаризм (лат. – власть, влияние) – политический режим, особенностью которого является неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах. Власть при авторитаризме опирается на силу, но, как правило, не использует массовые репрессии. При отсутствии независимой оппозиции авторитаризм допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов, других общественных объединений, подконтрольных власти. В отличие от тоталитаризма авторитаризм не пытается перестроить общество на основе единой идеологии, планового управления экономикой, установить тотальный контроль над населением. Авторитаризм вполне совместим с экономическим и идеологическим плюрализмом.
Автаркия (лат. – самоудовлетворение) – в политике принцип внешней политики государства, утверждающий необходимость обособленного развития страны. Автаркия означает создание закрытых, замкнутых систем социально – экономических отношений внутри страны, ограничение различного рода экономических, политических и культурных отношений с другими странами. Проведение принципа автаркии ведёт к изоляции страны от мирового сообщества стран, от дороги мировой цивилизации и в конечном итоге приводит её к упадку и даже исчезновению с мировой политической арены.
Амбивалентность (лат. – двойственная сила) – в политике термин, обозначающий внутреннюю двойственность и противоречивость политического явления, обусловленную наличием противоположных начал в его внутренней структуре. Амбивалентность связана с наличием разнообразных ролей и функций, присущих личности в политике, множественностью личностных ценностей, а также противоречивостью социально-политической системы и культурной ориентации.
Анархизм (греч. – безначалие, безвластие) – идейно-политическое учение, согласно которому общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства. Анархизм отрицает, что государство выполняет полезную социальную функцию, а государственная власть узаконена согласием его подданных. По мнению анархистов, государство – это всегда принуждение, а следовательно оно – всегда зло; в своей деятельности оно стремится только к собственной выгоде. Влияние анархизма было достаточно сильным в к XIX – начале XX вв., когда появились анархические революционные движения в западноевропейских странах. В настоящее время его общественное влияние незначительно.
Ангажирование – в политике понятие, характеризующее процесс востребования институтами и структурами власти политической активности граждан. Ангажирование выступает как одна из сторон механизма артикуляции интересов. Средства и каналы политического ангажирования могут быть мягкими, сориентированными на цели и интересы граждан, а также жёсткими, мобилизующими их политическое участие вне зависимости от их представлений и состояний. Жесткое ангажирование ставит интересы граждан в прямую зависимость от государства.
Артикуляция интересов (лат. – членораздельно, ясно произносить) – процесс, в ходе которого индивиды и социальные группы определяют и формируют требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, а также переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений (во власть).
Биополитика – отрасль политической науки, использующая биологические методы и данные биологии для изучения политичекого поведения человека. Биополитика исходит из признания наличия общих свойств человека и явлений живой природы, ведущей роли генетических качеств индивида в определении всех форм его социальной и политической активности. Использование в политических исследованиях данных биополитики позволяет глубже исследовать закономерности политического поведения, понять роль физиологических свойств человека (пол, темперамент, здоровье и др.) при осуществлении им политических функций.
поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно – правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определённую цель. Поэтому её можно определить как производство преднамеренных результатов.
Война – организованная вооружённая борьба между государствами (как понятие международной политики), классами и нациями (гражданская война). Война, как правило, связана с политикой. Война – это не только политический акт, но подлинное орудие политики, продолжение политики другими (насильственными) средствами (выражение немецкого военного теоретика нач. XIX К. фон Клаузевица). Причинами войны могут быть экономические, правовые, религиозные, психологические, этнические и др. факторы, проявляющиеся в политике. В современных условиях, когда использование оружия массового поражения грозит уничтожением всего человечества, война (в первую очередь мировая) перестаёт быть продолжением политики, ибо означает политическое (физическое) коллективное самоубийство.
Внешняя политика – часть международной политики. Включает взаимодействия, институты и организации, сопряжённые с государственной деятельностью, осуществляемой за пределами границ государства. Сущность внешней политики демократического государства состоит в учёте и балансировании своего национального интереса и национальных интересов других договаривающихся государств. (см. Интерес национальный).
Гегемонизм (греч. – претензия на господство) – принцип внешней политики государства. Политика гегемонизма направлена на развитие и укрепление доминирующего положения какого-либо государства над другим государством (государствами).
Геноцид (греч. лат. – уничтожение рода, племени) – истребление отдельных групп населения, а также государственных образований по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам. Создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. Политика геноцида признана международным сообществом преступлением против человечества.
Геополитика – теория, изучающая зависимость действий государства от влияния географических факторов на состояние и эволюцию в экономической, политической, социальной сферах общества, а также на международной арене. Геополитика зародилась в то время, когда могущество и влияние стран зависели главным образом Власть политическая – это способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и от занимаемого географического положения, демографического фактора. Геополитика рассматривает географический фактор как основной ресурс политической власти, государства во внутренней и международной политике. Сегодня основным фактором, определяющим политический вес государства, является уровень развития новых технологий и коммуникаций. В силу этого международная стратегия государств может опираться либо на доминирующие в прошлом методы силового и военно-политического давления, либо на идеи всестороннего сотрудничества, технико-коммуникационной и экономической интеграции.
Государство – центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы. Государство отличается от других политических институтов наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием территории, на которую распространяется данная власть, принудительностью, рядом исключительных прав на использование насилия, принятия обязательных для всех законов, взимания налогов и др.
Государство правовое – государство, где власть ограничена правом (законом). Государство правовое подчинено воле суверенного народа, выражаемой прежде всего в конституции, и призвано обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности на жизнь, безопасность, собственность, предпринимательство, равенство всех перед законом и др. Это возможно лишь при разделении государства и общества, наличии в государстве правовом гражданского общества. Другим важнейшим условием существования государства правового является разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, что служит защитой от тоталитаризма. Государство правовое в политической практике тесно связано с понятием социального государства, которое призвано обеспечить материальные гарантии для реализации прав личности для чего должно проводить сильную социальную политику.
Государство социальное – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для самореализации личности. Деятельность государства социального направлена на утверждение в обществе социальной справедливости, на сглаживание социального неравенства, помощь слабым и обездоленным, сохранение социальной стабильности в обществе. Теория государства социального явилась конструктивным ответом на критику теории правового государства, поскольку последняя не разрешает проблему материального обеспечения прав личности. Обе теории в последнее время слились по существу в единую теорию социального правового государства.
Гражданское общество – исторический комплекс социальных отношений, который противопоставлен государству. Это демократическое общество рыночного типа, состоящее из активных в социально-политическом плане граждан-личностей, осознающих свои права и обязанности перед обществом и государством. Устойчивой социальной основой гражданского общества является средний класс. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, политическими и правовыми отношениями между индивидами, не опосредованными государством. Государство лишь создаёт юридически – правовую основу (т.н. «рамочные законы») для функционирования таких отношений.
Гуманизм (лат. – человечный) – совокупность взглядов, идей в основе которых лежит убеждение в высоком призвании человека, ценности личности, её праве на свободу. Общим итогом и выражением в политике гуманизма был либерализм. Главным достижением либерализма является обоснование гражданских и политических прав человека, движение за установление равного избирательного права. Гражданские и политические права дополняются социальными правами и гарантиями. Одним из гуманистических идеалов современности является правовое социальное государство. (См. «Государство правовое», «Государство социальное»).
Демократия (греч. – власть народа) – народовластие. Такое её понимание отражает скорее идеал, чем реальность. В современной политической жизни распространённой формой демократического общественно-государственного устройства является представительная демократия. Характерные её черты: народное представительство; закон большинства; охрана прав несогласного меньшинства, наличие конструктивной политической оппозиции; право на несогласие и неповиновение; поддержка правительства народом; политическое равенство всех граждан, закреплённое законом.
Диктатура (от лат. диктат – предписанный) – неограниченная власть. В современной политологии означает не ограниченную правом или любыми другими институтами государственную власть, важнейшим способом осуществления которой является вооружённое насилие. Противоположностью диктатуры выступает демократия. Диктатура обычно возникает в периоды острых социально-экономических кризисов и обострения политической борьбы, сужения социальной базы правящего режима или же в результате насильственного прихода к власти новых сил, стремящихся подавить сопротивление своих противников. В зависимости от соответствующих параметров власти диктатуры делятся на авторитарные и тоталитарные, военные и гражданские, революционные, консервативные и др.
Идеология политическая
– совокупность систематизированных
представлений той или иной социальной
группы граждан, выражающая и призванная
защищать их интересы и цели с помощью
политической власти или воздействия
на неё. В основании идеологии
политической могут лежать интересы
определённой общности людей (классов,
наций), а также политические цели,
не сводимые к интересам социально
или этнически оформленных
Интерес национальный – форма реализации потребности государства в обеспечении государственной (национальной) безопасности, политического и экономического суверенитета, процветания и благополучия страны и её граждан во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время понятие интерес национальный включает также потребность государства в создании общепланетарных условий, способствующих его свободному развитию и процветанию: участие в совместном разрешении мировых экологических проблем, борьба с наркоманией и смертельными болезнями, с голодом, терроризмом и др. Непременным условием соблюдения национального интереса каждой страны является уважение и учёт национального интереса других стран мирового сообщества.
Коммунизм (от лат. communus – общий) – понятие используется в трёх смыслах: как название идеологии, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций коллективизма; для названия партий, движений, в основе которых лежит коммунистическая идеология; для обозначения прекрасного будущего, когда общественные богатства польются полным потоком и в основе их распределения будет лежать принцип удовлетворения всех (к тому же растущих) потребностей каждого. Достижение коммунизма возможно только революционным путём (социалистическая революция), основной социальной силой революции выступает пролетариат, а его власть обязательно имеет характер диктатуры (диктатура пролетариата). Исторический опыт показал, что идеал коммунизма утопичен, а пути его реализации являются разновидностью тоталитарного политического режима. Идеология коммунизма тем не менее будет жива до тех пор, пока в мире сохраняются широкие социальные слои бедных и обездоленных.
Консенсус (лат. – согласие, единодушие) – наличие некоторых базисных ценностей и норм, разделяемых всеми основными социальными группами. В политической сфере консенсус означает прежде всего всеобщее согласие относительно процесса принятия решений, из чего следует, что меньшинство заранее готово подчиниться решениям победившего в открытом политическом соперничестве большинства, а последнее готово обеспечить права меньшинства на протест, критику и оппозицию. Политическому консенсусу органически присущи нормы терпимости (толерантности), компромисса, ответственности перед законом.