Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:29, шпаргалка
Абсолютизм (лат. - неограниченный, независимый) – абсолютная, неограниченная монархия, самодержавная власть принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютизма характерно объединение в одном лице законодательной, высшей исполнительной и судебной властей. Это последняя форма феодального государства в период становления капитализма.
Конформизм (лат. – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п., в том числе в политике. Нонконформизм – понятие, противоположное по значению: неприятие существующего порядка вещей.
Конфликт (лат. – столкновения) политический – состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Суть конфликта заключается в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих своё место в обществе и своё отношение к другим людям, группам и институтам. Наибольшее внимание в политической науке уделяется проблеме урегулирования конфликта, что требует высокого политического искусства. Основными принципами урегулирования является консенсус (см. «консенсус»), уважение прав меньшинства, минимизация и локализация конфликта и др.
Культура политическая – совокупность ценностей, установок, суждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политического поведения всех социальных субъектов общества. Культура политическая включает также действующие нормы политической жизни и определяет тем самым типичные образцы и правила политического поведения взаимодействия власти, индивида и общества.
Легитимность (лат. – законность) власти – признание правомерности официальной власти подавляющим большинством народа и международным сообществом. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Легитимность власти выражает осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общепризнанных норм. Легитимность власти основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность власти вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть.
Либерализм (лат. – свободный) – идейно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности, широких гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Основу политической программы либерализма составляют представления о юридическом равенстве граждан, признании составляющих народ (нацию) индивидов источником государственного суверенитета и ограничении форм деятельности государства. Государство стоит над групповыми интересами и выполняет главным образом функции охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.
Лидер политический ( to lead – англ. – вести) – личность, оказывающая постоянное приоритетное влияние на всё общество либо на политическое объединение. Политическое лидерство обычно связано с руководящим местом в общественной иерархии, управленческим статусом, должностью, с обладанием властью. В этом проявляется его формальный аспект. Неформальный аспект выражается в индивидуальных качествах человека, его способности к выполнению роли лидера, а также в признании за ним права на руководство со стороны общества, организации, группы. В основе лидерства политического лежит объективная потребность общества и других сложно организованных систем в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных их элементов в целях обеспечения жизненной и функциональной способности системы.
Маргинальность (лат. – находящийся на краю) – характеристика относительно устойчивых социальных явлений (групп), возникающих в результате расшатывания нормативно – ценностных систем общества под воздействием социальных, технологических, культурных сдвигов и др. факторов. Маргинальный социальный статус обусловлен «изгнанием личности» под воздействием обстоятельств из «своей» социальной группы, принадлежностью её одновременно к двум или более группам и т.п.
Менталитет (ментальность) в политике – совокупность устойчивых, общераспространённых в той или иной группе представлений, выражающих особое видение политической и социальной реальности людьми этой группы. Объединяя рациональное и подсознательное, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает образ, характер, способ группового политического мышления, характеризует устойчивое состояние умонастроений группового субъекта политики. В зависимости от менталитета народ, нация, социальные общности и группы обладают определённой восприимчивостью (или невосприимчивостью) к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических требований и т.д. Наряду с этим менталитет обладает способностью оказывать воздействие на политическое поведение субъектов.
Многопартийность – является характеристикой партийной системы с различным количеством – от 12 (в Нидерландах) до 3 (Австрия, Бельгия) партий. Многопартийность лучше, чем двух- и однопартийная системы обеспечивает политическое представительство социальных интересов различных групп. В то же время многопартийность чрезмерно расширяет свободу политического выбора, которая для многих избирателей иллюзорна, повышает нестабильность и мозаичность политического представительства во власти. Многопартийность складывается под влиянием различных факторов – социальных (степень социального расслоения), идеологических (наличие множества идеологий в обществе), исторических (традиции), институциональных (характер избирательной системы).
Модернизация (лат. – «осовременивание») политическая – теория и практика перехода средне- и слаборазвитых стран к современному демократическому обществу, постиндустриальной цивилизации. Критериями модернизации политической в сфере политики являются: демократия, т.е. плюралистическая организация власти; многопартийность; власть большинства при соблюдении прав меньшинства; наличие конструктивной оппозиции; соблюдение прав человека; консенсус как основной инструмент реализации управленческих решений и проведения политики национального согласия власти с народом; приоритет закона над властью и равенство всех граждан перед законом; развитие гражданского общества и правового социального государства. Модернизация политическая может проводиться лишь в комплексе с экономической и социальной модернизацией, основой которой является развитие НТП, регулируемого рынка, многовариантность форм собственности с опорой на частную собственность и развитие среднего класса в стране. Модернизация политическая – длительный, сложный и противоречивый процесс, чреватый кризисами и откатами в политике. Основная трудность – «приспособление» международных стандартов модернизации политической к национальным особенностям, традициям своей страны.
Монархия – форма государства, в котором источником государственной власти считается высший властитель (король, царь, император, князь и т.п.). Различают: абсолютную монархию, где вся власть сосредоточена в руках одного правителя и дуалистическую (парламентскую, конституционную) монархию. В дуалистической монархии монарх осуществляет главным образом исполнительную власть с правом вето на законы, принятые парламентом, правом роспуска парламента и др. Сегодня наиболее распространены парламентские монархии, которые по устройству и характеру политического режима ненамного отличаются от республики. Власть монарха имеет здесь в основном символический характер. Решения монарха здесь должны быть одобрены правительством или парламентом. В выборных монархиях правитель избирается на определённый срок. Теократическая монархия (Катар, Оман и др.)отличается сильной политической ролью церкви, совмещением в лице монарха высшей церковной и государственной власти.
Национализм – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий и облекающее требования этнической общности в форму политических целей и властных притязаний. Национализм возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста, поддержки гражданами политики национального государства. Национализм преследует цель использовать полномочия государства для защиты прав и культурной самобытности нации вплоть до признания национального суверенитета и образования самостоятельного государства. В настоящее время национализм часто основывается на идеях резкого разрыва с традиционными ценностями государства, на утверждении превосходства и исключительности собственных представлений и интересов над ценностными ориентирами других наций.
Олигархия – первоначально власть небольшой группы богачей. В настоящее время под олигархией понимается власть немногих, сама правящая группа или властвующая элита. В странах с развитой политической системой властвование малой группы если и возможно, то только на непродолжительное время. Термин олигархия имеет смысл в политической борьбе, но не может быть использован в политической науке как недостаточно точный.
Оппозиция политическая – организованная группа, противостоящая по оценкам, программе, в особенности в тактике и в практической политике правящей элите. Основными видами оппозиции являются парламентская и внутрипартийная. В настоящее время различают т.н. конструктивную и дикую парламентскую оппозицию. Последняя отличается бездумным отрицанием всех начинаний власти, манипулированием «компроматом» и т.п. Конструктивная оппозиция критикует действия и намерения правящей элиты по существу, выдвигает свои способы решения назревших проблем. Существование и деятельность конструктивной оппозиции является непременным условием демократии как политического режима, основанного на принципе плюрализма. Наличие оппозиции прямо связано с многопартийной системой в стране. Внепарламентскую оппозицию составляют СМИ, митинги, другие акции массового протеста населения. Внепарламентская оппозиция зачастую служит своеобразным инструментом парламентской оппозиции, используемым ею для «подкрепления» своего мнения в парламентской борьбе.
Отношения международные – совокупность политических, экономических, дипломатических, научных и культурных взаимодействий между народами, государственными и другими субъектами политики разных стран.
Охлократия (греч. – власть толпы) – власть толпы, улицы. Примитивная антигосударственная форма властвования. Охлократии свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо политическим институтам. В отличие от совместимых с государственностью форм самоуправления охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола.
Парадигма (в политологии) – совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний; модель теоретического истолкования данной группы социальных и политических явлений. Путем выработки той или иной парадигмы у исследователя формируются изначальные критерии и установки на определенное понимание политических явлений, соответствующий подбор и интерпретацию фактов, обобщения и систематизаци и информации. Множество видов парадигм в политологии делят в настоящее время на следующие группы: теологическая группа; н ату ралистическая ; социальная (социологическая) и рационально- критическая группа.
Паритет (лат. - равенство) – принцип равного представительства сторон, их равноправия во взаимоотношениях в любой сфере жизнедеятельности государства.
Партия политическая – организованная политическая сила, объединяющая граждан одной политической направленности для мобилизации мнений и интересов определенных социальных слоев общества и для участия в органах власти в целях реализации этих мнений и интересов. Представляя интересы и потребности различных социальных групп, политические партии выполняют роль посредников между ними и государственной властью, обеспечивают учет этих интересов в деятельности политических институтов. Политическую партию отличают следующие признаки: она является организацией, объединением относительно продолжительным во времени и пространстве; вырабатывает идеологию, отражающую коренные интересы представляемых ею социальных групп; борется за власть или влияние на власть как основной инструмент проведения интересов «своих» социальных групп в жизнь; стремится обеспечить себе возможно более широкую поддержку различных социальных слоев общества на территории всей страны.
Патриотизм – любовь к родине, преданность отечеству, стремление действиями служить его интересам. Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства, национальной исключительности, противопоставления «своей» нации любой другой. Патриотизм сочетает любовь к своему надзору с уважением культуры, традиций, признания равноправия других наций. Неправомерны, не научны современные попытки отдельных политиков делить людей на патриотов и не патриотов на основе различия во взглядах о путях социально-экономических и политических преобразований общества.
Плюрализм (лат. – множественность) – применительно к обществу предполагает такую его ориентацию, которая основывается на поощрении многообразия и свободной конкуренции между различными общественными элементами, осуществляемой по определенным принятым всеми «правилам игры». Плюрализм предотвращает монополизацию общества и, прежде всего, власти с помощью различного ряда противовесов. Многообразие в экономике, политической, культурной и других областях жизни обеспечивает ее богатство, повышает продуктивность. Плюрализм расширяет потенциал социального обновления, возможности зарождения и реализации альтернативных вариантов прогресса, способствует развитию и самореализации личности. Плюрализм – основной принцип демократии, антипод жесткого централизма, тоталитарной организации общества.
Политика (греч. – искусство управления обществом) – деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (т.е. осознанию, определению и представлению во власть) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых на уровне государственной власти. Политика – это инструмент сознательного саморегулирования общества. Ядром политики является завоевание, утверждение, защита и использование государственной власти. Политика играет определ яющ ую роль в государстве. Она вырабатывает цели развития общества и составляющих его субъектов; обеспечивает социально-экономическую и духовную стабильность общества; обеспечивает преемственность и социальное обновление как общества в целом, так и самого человека. Роль политического руководства в различных сферах жизни общества состоит не в администрировании, не в приказаниях, как и что конкретно нужно делать, а в создании оптимально благоприятных условий для саморазвития данной отрасли общественной жизни (например, экономики).