Национализм как источник политических конфликтов в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:54, реферат

Краткое описание

Давно я хотел написать о русском национализме, но все не доводилось - то не было повода, то не хватало времени. Последний раз такое острое желание было в конце марта после моего участия в круглом столе Института динамического консерватизма (ИДК), посвященного теме «Русское завтра: национальное государство, империя или рассеянье», в котором, кстати, принимал участие и Сергей Сергеев, выступающий сегодня наряду с Константином Крыловым, Валерием Соловьем, Александром Севастьяновым в роли одного из главных идеологов современного русского национализма.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.30 Кб (Скачать)

Эти понятия конкретно-исторические, их содержание менялось на протяжении веков. В основе современного подхода  лежат два принципа — равенство (по закону) и пропорциональность (по заслугам). Ныне социально справедливым принято считать то общество, в  котором люди имеют равные условия  для реализации своих различных  способностей; а также существует объективный, а не уравнительный  подход к оценке результатов деятельности каждого («справедливое неравенство»). Но в оценке этого явления различные  группы населения имеют специфические, чаще всего расходящиеся с общими («усредненными») позиции. И пока будут  существовать «группы по интересам», будет актуальна и проблема социальной справедливости. По-видимому, преодоление  несправедливости — процесс, не имеющий  конца. 

И все же существенное значение имеют попытки изменить существующие ценностные ориентации населения  в направлении повышения уважения к личности, укрепления доверия к  государству, борьбы с насилием, с  нетерпимостью к чужим мнениям. Толерантность, плюрализм мнений, гласность  — относительно новые явления  в нашем обществе, они еще не вошли органически в его «плоть и кровь». Тем более актуальны  попытки преодолеть кризис, изжить «субкультуру насилия», характерную  для многих слоев населения, уважать  и защищать права человека, его  законные интересы. Возможности устранения причин конфликтов существенно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей социальной поляризацией, сохранением  отчуждения и другими не менее  важными обстоятельствами. Формы  проявления социальных конфликтов конкретны, они зависят от исторических и культурных традиций, организации общества, соотношения сил социальных групп, особенно крупных. При всех возможных отрицательных моментах социальный конфликт, как отмечалось, несомненно обладает и созидательной энергией, которая чаще всего проявляется не только в ходе, но и в результате конфликта. Это утверждение при некоторых оговорках применимо и к анализу различных противоборствующих сторон в современной России. 

Необходимость анализа 

В целях предупреждения многочисленных конфликтов, возникающих  в общественной жизни, необходимо выявление  и изучение их причин, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Каждый конфликт на производстве, в  быту, сфере досуга возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Это конкретное обычно отражает более общие проблемы и противоречия той или иной сферы жизни. Поэтому  анализ и объяснение объективных  причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение  данных может сыграть важную роль в определении круга социальных проблем, нуждающихся в безотлагательном решении, — экономических, политических, социальных. Психологические исследований, изучение общественного мнения, массового  настроения также дают существенные результаты для определения направленности усилий социальных институтов и властных структур. В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта  тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали  бы первоначальные агрессивные намерения  конфликтующих участников. Особо  важное значение имеет предупреждение межличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием. Анализ причин преступления в процессе расследования, являющихся, согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, обязательной стороной расследования, чаще всего ограничивается самым общим указанием на мотивы, обозначаемые в стандартных юридических категориях безотносительно к их подлинному психологическому содержанию. Нередко совершаемые преступные действия характеризуются как «беспричинные». Это свойственно, в частности, и работникам средств массовой информации, которые нередко не в состоянии профессионально проанализировать ситуацию. Глубокий и компетентный анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях, пока разногласия не переросли в насилие, помог бы избежать многих оплошностей и в работе правоохранительных органов. Как известно из практики многих стран, предупреждение «уличного» и бытового видов насилия начинается с контроля за ситуациями, характеризующимися обычно затяжными конфликтами. 

Поддержка сотрудничества 

Напомним, что прежде чем вступить в противоборство, будущие  соперники находятся, скорее всего, в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают между  собой (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества: Согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекают в совместную деятельность. Так, например, поступил Президент Российской Федерации в 1993 г. при подготовке проекта новой Конституции. Созвав Конституционное совещание, он пригласил участвовать в нем не только своих сторонников, но и вероятных противников, в том числе депутатов Верховного Совета РФ, и представителей многих политических партий. Практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь. 

Сохранение репутации  партнера, уважительное отношение к  нему, хотя интересы обоих партнеров  в данное время и расходятся. 

Взаимное дополнение партнеров, которое состоит в  использовании таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект. Развивая и используя эти  черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта. Исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание  различий между партнерами по сотрудничеству какого-либо превосходства одного над  другими (хотя оно, возможно, и имеется). «Даже если Вы делаете работу лучше  других, не ведите себя, как победитель». Неразделение заслуг. Этим достигается  взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п. Психологический настрой, приемы которого довольно многообразны. В своих конкретных проявлениях оно может включать, например, своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого и т.п. В нашей действительности государственные руководящие органы зачастую совершенно пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов. Психологическое «поглаживание», которое означает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводом, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтной ситуации. Названные методы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Не все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникнет, — помогает его разрешить. 

Социальное партнерство 

Сотрудничество в  целях предотвращения трудовых конфликтов на предприятиях обычно рассматривается  в терминах социального партнерства. В широком понимании оно означает гармонизацию интересов различных классов, слоев, социальных групп, в узком — как принцип взаимоотношений между работодателем и наемным работником. В основе социального партнерства лежит компромисс, взаимовыгодные уступки. Так, желание предпринимателей сотрудничать с профсоюзами может быть обусловлено различными мотивами, в том числе заботой о материальном благополучии трудящихся. Однако очевидно, что оно, как правило, направлено на «профилактику» возможных трудовых конфликтов. Сам термин «социальное партнерство» стал употребляться в первой половине XX в. Однако реальное звучание он приобрел лишь в последние десятилетия, что обычно связывают с воздействием научно-технической революции. Классовые различия стали размытыми, возросла производительность труда, значительно повысились доходы различных групп населения, в том числе и рабочих. Таким образом, произошла некоторая интеграция рабочих в систему трудовых отношений и одновременно изменилась и их психология. В создавшихся условиях работодатели отказались от чрезмерного употребления власти, не ставя, разумеется, под вопрос само ее существование. Возрастает и их воздействие на интенсивность коммуникации на предприятии, заключающейся в разъяснении важности субординации и интеграции коллектива. В то же время профсоюзы исходят из необходимости существования оформленных коллективных соглашений, а также расширения «соучастия» в управлении. Социальное партнерство, таким образом, не сняло противоречий между трудом и капиталом, однако заметно их ослабило. 

Социальное партнерство  во всех странах, где оно утвердилось, имеет много общих сущностных черт, хотя его способы и формы  обладают определенной национальной спецификой. Важно отметить, что партнерские  отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда во главу  угла ставится не стремление получить прибыль любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение  высокого уровня благосостояния его  членов. Другими словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы что терять в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации, реальной угрозы социального взрыва. В России принцип социального партнерства применяется относительно редко, поскольку этому препятствуют не только отсутствие опыта (ранее в роли работодателя выступало исключительно государство). Проблема заключается в кризисном состоянии экономики. 

Помимо необходимых  объективных условий социальное партнерство предполагает не только желание, но и возможности его  основных субъектов (государство, профсоюзы, работодатели) эффективно сотрудничать. Однако руководители государственных  органов (министерств, отраслей, территориальных  управлений, предприятий) пока не могут  эффективно координировать процессы общественного  развития в силу многих объективных  и субъективных факторов. Очевидно, что переход от тоталитаризма  к политическому плюрализму и  демократии, к гражданскому обществу требует времени, политической воли и соответствующим образом подготовленных людей. Всего этого государству  пока недостает. Нерешительность власти часто гасит положительные эффекты  реформы, а самим структурам государственной  власти свойствен дефицит ответственности. Кроме того, профсоюзное движение в России находится в стадии формирования. Количество одних лишь всероссийских  объединений профсоюзов в 1994 г. превысило 50, причем только некоторые из них имеют разветвленную структуру (Федерация независимых профсоюзов России насчитывает 36 отраслевых профсоюзов). 

В свою очередь предприниматели-работодатели разобщены по десяткам ассоциаций и  союзов, внутренним и международным. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон не помеха сотрудничеству, то на федеральном и отраслевом уровнях она серьезно затрудняет поиск общих решений (ГЮ. Семигин). И все же договорные методы регулирования трудовых отношений в России применяются все чаще, а их правовая основа совершенствуется. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» представляет собой первый комплексный закон, установивший принципы и порядок проведения коллективных переговоров, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений. По существу, это основной нормативный акт в сфере коллективных трудовых отношений. Он определил систему коллективно-договорных актов, их правовую природу как особых договоров о труде, содержащих нормы права. Законом установлена процедура коллективных переговоров и гарантии для их участников, предусмотрена и ответственность за его нарушение. Сама процедура рассмотрения коллективного трудового спора предусматривает широкое использование примирительных актов и предполагает активное участие сторон в достижении компромисса. Это в полной мере согласуется с международным опытом и обеспечивает демократичность разрешения конфликтов в сфере труда. Особое внимание Закон уделяет использованию забастовки как одного из способов разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку рассматривается как производное от прав трудящихся на объединение и ведение коллективных переговоров. Забастовка является не самоцелью, а средством разрешения противоречий и продолжения сотрудничества работников и работодателей. Учитывая серьезность последствий любой забастовки, как для сторон спора, так и для общества в целом, Закон установил четкую процедуру осуществления такого рода коллективных действий. Главная задача его авторов заключалась в том, чтобы обеспечить права трудящихся и согласованное разрешение коллективного трудового спора, не нарушив в то же время права и интересы других граждан и не причинив ущерба общенациональным интересам. В отличие от ранее действовавшего на территории страны законодательства Закон существенно расширяет возможность реализации права на забастовку, что, несомненно, является одним из его достоинств. 

В целом значение нового акта определяется, с одной  стороны, укреплением правового  обеспечения системы социального  партнерства, с другой — созданием  условий для смягчения противоречий в сфере трудовых отношений. 

Институционализация отношений 

Во избежание конфликта  важно укреплять позитивные отношения  возможных его участников. Но не менее важна их институционализация - создание постоянных или временных  форм, взаимодействия сторон, которые  препятствуют возникновению конфликта, помогают решать спорные вопросы. Здесь  большое поле для деятельности юридических, правоохранительных органов, рассмотрению которой посвящена следующая  глава пособия. Современное общество постоянно нуждается в сохранении устойчивости. Каждый индивид только тогда сможет реализовать свои права  и свободы без угрозы их нарушения, когда они будут четко определены и постоянно поддерживаться. Задачу обеспечения стабильности и безопасности в обществе должны выполнять все социальные институты гражданского общества и государства. Известно, что только большинство социальных институтов так или иначе принимает участие в отправлении власти или оказывают влияние на ее распределение. Не случайно одной из первоочередных задач любого общества является задача государственного и конституционного строительства. Современная конституционная модель обычно опирается на фундаментальные ценностные ориентации в политико-государственной и социально-культурной жизни общества и реализуется с учетом продуктивного использования мирового опыта конституционного развития. Она осуществляется через конкретные социальные институты, прежде всего институты власти (конституция юридически оформляет их структуру), механизмами взаимодействия государственных органов и территориального управления, через развитие правового статуса личности. 

Важная роль в  предупреждении конфликтов принадлежит  общественным объединениям. Так, классы и социальные слои — носители противоположных  интересов и ценностей — могут  сформировать временную общность, члены  которой будут придерживаться разных взглядов, но сходиться во мнении, что так или иначе спорный вопрос должен быть разрешен ими самими. Речь идет о создании некоего общественного форума для обсуждения спорных проблем. При этом борьбы как таковой уже не будет, ее подменит развитое взаимодействие общественных организаций. 

Надо отметить, что  близкая точка зрения, хотя иначе  сформулированная, настойчиво выражалась многими публицистами, политическими  деятелями, в том числе М.С. Горбачевым (1991-1992), и Б.Н. Ельциным (1997), Е.М. Примаковым (1998). Они призывали к общественному  согласию и объединению всех сил  и всех слоев общества в интересах  возрождения России и успешного  осуществления экономической реформы. Конечно, временное объединение  тех или иных слоев населения  или политических партий под популярным лозунгом возможно, но в современных  условиях российской действительности эта цель представляется довольно утопичной. Что касается институционализации  отношений до и во время конфликта, то сама социальная структура содержит определенные гарантии единства групп перед лицом конфликта: это определение степеней его допустимости. Социальные группы как бы договариваются о приемлемости своих притязаний и уровне терпимости в отношении друг друга. В демократическом обществе существует множество конфликтных ситуаций, но интенсивно используются старые и создаются новые разнообразные институты, предназначенные для их разрешения. Чаще используется право обжалования в суде незаконных действий должностных лиц и коллегиальных органов. Свобода слова и многопартийная система позволяют открыто обсуждать политические конфликты на самом широком общественном уровне. Такая же возможность существует и для представительных органов власти. Ныне практически отсутствуют репрессии по политическим мотивам. Все это, казалось бы, создает благоприятную почву для предупреждения многих конфликтов или их мирного разрешения. 

Информация о работе Национализм как источник политических конфликтов в современной России