Мы используем слово
«национальный» для описания любой
группы людей, которые ощущают свою
самобытность, основанную на истории,
обычаях или образе жизни. Это
чувство самобытности - наиболее важная
особенность национальности, хотя она
может усиливаться общим языком,
религией, цветом кожи. В последнее
десятилетие в русском языке -
так же, как в английском и некоторых
других языках - это понятие все
чаще выражают словом «этнический». Принадлежность
к группе - семье, племени, народу, «развитому
миру» - даст человеку чувство безопасности.
Но .повременно он ощущает, что люди вне
его группы пусть чуть-чуть, но чужие и
их вполне можно рассматривать как потенциальных
противников. В трудные времена вероятность
межгрупповой напряженности и конфликтов
возрастает. Вся история человечества
состоит из конфликтов между группами:
религиозными течениями, классами, народами.
Как и религиозным войнам, национальным
(этническим) конфликтам часто присуща
особая жестокость.
Потенциал для таких
конфликтов всегда велик, поскольку
со времен Великого переселения народов
(IV-VII вв. н. э.) люди разных рас и национальностей
еще не раз перемешивались между собой.
Поначалу завоеватели и переселенцы шли
на запад из Азии и оседали в Европе. Некоторые,
как венгры или финны, остались изолированными
осколками огромных исчезнувших народов.
Германцы двигались
на восток, пытаясь закрепиться в
нынешней Польше, Балтии и России, а
славяне перемещались на юго-запад.
Неудивительно, что с этнической
точки зрения Европа напоминает лоскутное
одеяло.
В Новом Свете
европейцы почти целиком вытеснили
коренное индейское население и
ввезли вместо них огромное количество
чернокожих африканских рабов. Позже
в США происходила дальнейшая
этническая трансформация: волна за
волной в страну прибывали эмигранты
из Европы, а затем и других частей
света.
Массовые движения
У этнических конфликтов
длинная история. Еще в античные
времена в Александрии Египетской
вспыхивали восстания против иудеев
(как сказали бы сейчас, еврейские
погромы), а в средние века лондонцы
громили дома фламандских иммигрантов-ткачей.
Однако были и довольно длительные
периоды без явных этнических
столкновений.
Одна из причин усиления
межэтнической напряженности за
последние несколько веков - становление
современных национальных государств.
На смену свободным общностям
пришли централизованные организации,
которые жестко контролировали жизнь
граждан. Резко возросла важность коммуникаций,
и язык наиболее мощной группы в
регионе становился государственным.
В результате население было вынуждено
постепенно принять единый образ
жизни и общую систему ценностей.
В некоторых странах это произошло
относительно безболезненно. К началу
XX в. в Британии для большей части жителей
Шотландии и Уэльса английский язык стал
родным; потомки кельтов оказались частью
индустриального общества, в котором конфликты
не носили этнического характера. В Ирландии
английский также стал общепринятым языком,
но религиозные и исторические факторы
способствовали сохранению у ирландцев
обостренного национального самосознания.
Это привело к жестоким конфликтам и к
отделению от Британии. В Ольстере, который
остался в составе империи, конфликты
на национально-религиозной почве продолжаются
по сей день. В XIX в. рост национальных государств
пробудил самосознание у многих этнических
групп. Романтизм как течение в искусстве
возродил интерес к «умирающим» языкам
и фольклору. Часто толчок национальному
возрождению давало появление выдающихся
произведений литературы (таких, например,
как «Кобзарь» украинского барда Тараса
Шевченко), словарей и сборников народных
песен. В Чехии, которая со средних веков
была частью Священной Римской, а затем
Австрийской империи, для большинства
чехов в городах первым языком был немецкий.
Ярые патриоты в душе, после революции
1848 г. они вдруг обнаружили, что не понимают
чешских названий улиц...XIX век можно назвать
веком национальных государств. Появление
объединенных Германии и Италии стимулировало
стремление к национальной самостоятельности
у народов огромных империй -Российской
(в которую входили Польша, Финляндия,
нынешние страны Балтии и Украина), а также
Османской и Австрийской империй, которые
правили десятками народов на юго-востоке
Европы. Первая мировая война 1914-18 гг. привела
к окончательному распаду этих колоссов,
и только Российская империя была частично
воссоздана с образованием в 1922 г. коммунистического
Советского Союза. На послевоенных мирных
конференциях перекраивались карты огромных
территорий Восточной Европы - были созданы
национальные государства по западному
образцу. Однако народы Восточной Европы
(в отличие от Германии и Италии) были слишком
перемешаны. Создание устойчивых государств
исключительно на национальной основе
оказалось невозможным: этому препятствовали
политические, экономические и географические
факторы. К примеру, в состав Чехословакии
вошла полоса горной местности (Судеты)
с преимущественно германоязычным населением
- что считалось необходимым для будущей
защиты от Германии. Тем не менее, как раз
этот шаг дал нацистской Германии повод
для вторжения в Чехословакию и уничтожения
чешской государственности. В 1920-30-е гг.
межэтнические споры в Центральной и Восточной
Европе осложнили межгосударственные
отношения и в конечном счете помешали
и без того недальновидным политикам выступить
единым фронтом против германской экспансии.
Между тем Гитлер оправдывал нацистскую
агрессию именно национальным угнетением,
которое якобы испытывали немцы в Чехословакии
и Польше. К тому же нацистская доктрина
декларировала превосходство германской
расы. Прямым следствием этого стало уничтожение
миллионов «неполноценных» людей: евреев,
цыган, поляков, русских, украинцев и белорусов...
Вторая мировая война - величайшая этническая
трагедия в истории человечества. После
войны немцы были переселены из Восточной
Европы в пределы оккупированной Германии
- волевое решение одной из этнических
проблем региона. Власть в большинстве
стран Восточной Европы захватили коммунисты,
и в результате национальные проблемы
исчезли или, по крайней мере, стали незаметны.
Правда, коммунистический режим мог жестоко
обойтись с «нелояльной» этнической группой
(Сталин -десятками тысяч переселял и загонял
в лагеря крымских татар, украинцев, немцев,
калмыков и другие народы) или дать одному
из народов полуофициальный статус «старшего
брата» (русским в СССР). Но в целом безраздельное
доминирование Государства и Партии не
оставляло места для национального самоутверждения,
тем более что теоретически коммунизм
был интернационален по своей природе.
Однако самым важным фактором общественной
идентификации было членство в коммунистической
партии. Привилегии, которые оно давало,
формировали в правящей и управляющей
группах связи куда более прочные, чем
национальное происхождение.
Имперская гордыня
Как и коммунизм,
европейский колониализм подавлял
этнические конфликты и напряженность,
действуя очень похожими методами.
Предметом имперской гордости было
то, что единственный уполномоченный
в пробковом шлеме со стеком мог
уладить межплеменной конфликт и его слово
считалось законом. Одновременно колониализм
создавал будущие проблемы, отдавая предпочтение
одной народности перед другой и рисуя
на карте границы, не имевшие этнической
основы. К примеру, в Нигерии существовали
три основные этническо-религиозные группы,
что после деколонизации стало причиной
кровавой гражданской войны (1967-70). На Ближнем
Востоке существовали те же проблемы.
После декларации Бальфура (1917), разрешившей
возрождение «еврейской одины» в Палестине,
конфликт между евреями и арабами был
неизбежен. Аналогичная ситуация возникла
на обломках Османской империи, когда
великие державы вначале пообещали курдам
независимость, а затем забыли о них. Новые
границы разделили территорию курдских
племен между Восточной Турцией, Западным
Ираном и Северным Ираком, а эти государства
подавляли любые попытки добиться автономии.
Курды продолжали партизанскую войну
до начала 1990-х гг., но без успеха. Даже
после поражения Ирака в войне за Кувейт
очередное курдское восстание против
режима было подавлено Саддамом Хуссейном,
а ООН ограничилась гуманитарной помощью.
Деколонизация
После II мировой войны
деколонизация не могла не привести к
целой цепи этнических конфликтов, первым
из которых стало разделение Индийского
Союза на Индию и Пакистан в 1947 г. Вражда
между индуистами и мусульманами, сопротивление
индийским властям в Кашмире, статус пенджабских
сикхов, восстания тамилов на Шри-Ланке
этим и другим
проблемам субконтинента можно
легко найти параллели во многих
других частях Азии, Африки и даже Океании.
В 1980-е гг. этнические
конфликты часто рассматривались
как проблема развивающихся стран,
которую можно в долгосрочном
плане решить улучшением образования
и развитием урбанистической
индустриальной экономики. Эти взгляды,
казалось, подтверждались тем, что в
Европе серьезные этнические проблемы
были характерны для менее развитых
регионов: Кипра, где враждовали греческая
и турецкая общины, и Испании, где
борьба басков за автономию вылилась
в кампанию насилия. О трениях
между валлонским и фламандским
населением внешне благополучной Бельгии
старались не вспоминать.
Падение коммунизма
По мере ослабления
СССР в конце 1980-х гг. в Украине,
Грузии, Азербайджане и Армении резко
усилилось стремление к независимости.
Очаги межнациональной напряженности
переросли в серьезные конфликты
еще до распада СССР (1991). Самый
печальный пример - война между
Арменией и Азербайджаном за армянский
анклав в Нагорном Карабахе. Уход коммунистов
со сцены создал проблемы для турок
в Болгарии и венгров в Румынии,
привел к дискриминации цыган. Но
все это блекло рядом с распадом
Югославии, кровавыми «этническими
чистками» и гражданской войной
между сербами, хорватами и мусульманами.
Между тем проблемы
в бывшем СССР множились. Новые государства
обнаруживали в своем составе
недовольные национальные меньшинства.
Грузия оказалась вовлеченной в
войну с автономной Абхазией и
обвинила в этом Россию. Многочисленные
русские меньшинства в Латвии
и Эстонии увидели, что без
знания языка своей новой страны
практически лишены права на гражданство.
Россия использовала свое влияние для
защиты русскоязычных меньшинств в
соседних странах. Однако в самой
России мусульманское население
Чечни вступило в жестокий, затяжной
и запутанный вооруженный конфликт
с федеральными силами.
Запад (если называть
так экономически наиболее развитую
часть мира) сумел обойтись без
гражданских войн, но и здесь этнические
проблемы и здесь этнические проблемы
выплыли на поверхность. Так, ужесточили
свои позиции коренные народы Америки,
Австралии и Новой Зеландии, которые
обратились к воссозданию прежнего
образа жизни и стали требовать
вернуть им территории и ресурсы,
отобранные в прошлом. Даже там, где
власти симпатизировали аборигенам,
юридические и моральные проблемы
препятствовали принятию решений, устраивавших
все стороны конфликта. Аналогичное
движение возникло среди канадских
индейцев, однако для Канады наиболее
серьезной проблемой оказалось
отношение к федерации франкоговорящих
канадцев Квебека: они считали федерацию
угрозой своей автономии. В 1980-х
гг. Канада фактически находилась в
состоянии конституционного кризиса;
в октябре 1995 г. референдум по автономии
Квебека едва не привел к отделению
этой франкоговорящей провинции
от Канады. В США большинство этнических
групп приняли существующую структуру
общества, но в 1980-х и 90-х годах
серьезным поводом для беспокойства
были многочисленные беспорядки и межрасовые
столкновения. И хотя сегрегация (разделение
людей по цвету кожи) в США осталась
в прошлом, эти трения остаются проблемой,
полностью решить которую не смогла
даже политика администрации Клинтона,
давшая существенные социальные преимущества
афроамериканцам и некоторым другим этническим
группам.
Дешевый труд
В Европе с 1950-х гг.
потребность в дешевой рабочей
силе заставила правительства поощрять
иммиграцию - в первую очередь из
стран Карибского моря в Британию,
из Северной Африки во Францию, из Турции
в Западную Германию. Благодаря колониальным
связям вновь прибывшие в Британию
и Францию имели статус иммигрантов,
а вот в Германии турки оставались
«сезонными рабочими». В 1970-80-х гг. проблему
невозможно было решить быстро и просто:
многие продолжали говорить об «иммигрантах»,
хотя это были уже дети и внуки
тех, кто приехал в Европу 20 лет
назад. В тяжелые времена европейцы
обвиняли эти этнические группы в
безработице, и некоторые правые
партии использовали эту ситуацию -
но их успех был обычно недолгим.
Еще более масштабные
проблемы были вызваны потоками беженцев,
численность которых в 1997 г., по некоторым
оценкам, достигала 16,2 млн. (еще 30 млн. оставались
в своей стране, но покинули место
проживания). Страх перед «размыванием»
состава населения и экономические
проблемы заставили западные страны
различать беженцев войны и «экономических
мигрантов», чье желание бежать от
бедности не считалось достаточной
причиной для получения гражданства.
Германия в трудный момент объединения
столкнулась со взрывом насилия против
«чужаков». Результатом стало ужесточение
иммиграционных правил, хотя власти и
отрицают это
Страхи Европы
Ослабление пограничного
контроля, доступность авиаперелетов
и других способов перемещения породили
в процветающих государствах Европы
боязнь иммигрантов. Причиной стал массовый
приток людей из экономически и политически
нестабильных государств Северной Африки
и бывшего СССР. Правые партии пользовались
этой ситуацией, особенно во времена
спада, когда «чужие» становились
удобным козлом отпущения. До сих
пор не ясно, изменит ли политическая
и экономическая интеграция в
рамках ЕС национальное самосознание
европейских народов. Возможно, это
самый нелегкий аспект становления объединенной
Европы.
Общие положения
Не всегда конфликты
можно однозначно трактовать в качестве
положительного или отрицательного
явления. В то же время, очевидно, что
конфликты, наносящие непоправимый
ущерб людям и природе, конфликты,
связанные с насилием, должны быть
ограничены или, еще лучше, предупреждены.
Последний акт, конечно, более разумен
и полезен со всех точек зрения,
чем прекращение или разрешение
конфликта, уже имеющего место. Поэтому
именно на предупреждение конфликтов
направлены значительные усилия как
общественных, так и государственных
институтов. В основном это связано
с межгосударственными и криминальными
конфликтами, угрожающими жизни, здоровью,
имуществу граждан, общественным интересам
и ценностям. В 90-е гг. в нашей
стране и в некоторых других странах
(США, Индии, Испании) стали обращать
серьезное внимание именно на предупреждение
этнических конфликтов. Предупреждению
межгосударственных конфликтов постоянно
уделяют внимание такие органы мирового
сообщества, как Совет Безопасности
и Генеральная Ассамблея ООН,
а также региональные военно-политические
организации (НАТО и др.).
Нельзя не отметить,
что эффективность предупреждения
конфликтов межгосударственных и этнических,
к сожалению, невелика. Объясняется
это, главным образом, тем, что проблема
постороннего вмешательства в конфликт
на его латентной стадии, а тем
более ранней, встречает препятствия.
С одной стороны,
такое вмешательство (а при раннем
предупреждении — даже «предвмешательство»)
социально полезно, часто необходимо
и, во всяком случае, более продуктивно,
чем бесстрастное ожидание развязки.
Достаточно вспомнить историю возникновения
Второй мировой войны, чтобы убедиться
в справедливости этого вывода. Такое
вмешательство может оказаться нелегитимным,
если его не поддерживают обе стороны
не только внутри «конфликтогенной» страны
(Югославия), но и вовне. Так, в марте 1999
г. вооруженные силы стран НАТО воздействовали
на одну из сторон межэтнического конфликта
(сербы), это вызвало негативную реакцию
России, Китая, Индии.
С другой стороны, конфликт
нередко рассматривается (и не без
основания) как частное дело сторон.
Считается, что с позиций гуманизма
и невмешательства в чужие
дела навязывать свое решение, а тем
более принуждать стороны к согласию
или определенному поведению
неэтично и неправомерно. Поэтому
и получается, что вмешательство
в конфликт (а предупреждение —
одна из форм вмешательства) возможно
и эффективно только тогда, когда
конфликт перерастает рамки личных
(групповых) отношений и становится
значительным общественно значимым
событием, затрагивающим жизненные
интересы других групп (беженцы, экология,
катастрофы и т.д.). Предупреждение конфликта
заключается в первую очередь
в воздействии на все или некоторые
его элементы до того, как открытое
противостояние возникло. Поэтому, в
зависимости от причин и характера
конфликта предупредительная деятельность
может быть весьма разнообразной. Остановимся
на некоторых ее аспектах.
Устранение причин
конфликта
Наиболее эффективной
формой предупреждения конфликта является
устранение его причин. Деятельность
по предупреждению разнообразна и многоуровнева.
На общесоциальном уровне речь идет о
выявлении и устранении крупных
экономических, социальных и политических
факторов, дезорганизующих общественную
и политическую жизнь. Перекосы в
экономике, резкий разрыв в уровне и
качестве жизни больших групп
и слоев населения, политическая
неустроенность, неорганизованность и
неэффективность системы управления
— все это служит постоянным источником
крупных и мелких, внутренних и
внешних конфликтов. Предупреждение
их предполагает последовательное проведение
социальной, экономической, культурной
политики в интересах всего общества,
укрепление правопорядка и законности,
повышение духовной культуры людей.
Условно назовем его «общим»,
или «общенациональным», предупреждением
любых негативных явлений в обществе,
в том числе и конфликтных
ситуаций. Для его планомерного осуществления
нужна продуманная государственная
стратегия развития, пользующаяся массовой
поддержкой населения. Однако было бы
иллюзией считать, что на таком уровне
существуют вполне эффективные способы
полного устранения конфликтов, связанных
с неравенством больших социальных
групп. А как показывает история
человечества, социальное неравенство
постоянно воспроизводится. Периодически
повторяющиеся революции значительно
меняют типы, формы и методы осуществления
неравенства, однако устранить его
в принципе не в состоянии. В любом
обществе всегда существовал и, видимо,
будет существовать конфликт интересов
между различными социальными группами,
хотя бы из-за права обладать и (или)
распоряжаться жизненно важными
ресурсами, которые ограничены. Представляется
постоянным и стремление изменить формы
и виды собственности. Здесь обычно
возникает сложная проблема справедливости
и несправедливости — нормативные
понятия морали, играющие большую
роль в возникновении любого конфликта.