Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:24, курсовая работа
Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.
I. Сущность и особенности авторитарного политического режима………3
1.1. Понятие и сущность авторитаризма………………………………..3
1.2. Признаки авторитарного политического режима……………...…9
1.3. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма…….…11
1.4. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных
политических режимов………………………………………………….16
II. Структурные особенности авторитарной политической системы….18
III. Основные типы авторитарных политических режимов……………20
Список литературы…………………………………………………………..
По своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика.
При
тоталитаризме устанавливается
всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм
предполагает наличие сфер, неподконтрольных
государству, значительную автономию
политической системы по отношению
к экономической, возможность ее
сочетания как с
При
авторитаризме отсутствует
Авторитаризм
допускает размежевание и даже поляризацию
сил и интересов в обществе.
При тоталитаризме террор носит
массовый характер по отношению к
противникам, а в авторитарном обществе
проводится избирательный террор с
целью предотвратить
Для авторитарного режима характерна необязательность четко разработанной единой идеологии.
II. Структурные особенности
авторитарной политической
системы.
Обобщая
и систематизируя исторический опыт
функционирования авторитарных систем
и режимов, можно выделить наиболее
устойчивые структурные особенности
организации этого типа власти. Так,
в институциональной сфере
Политический
плюрализм в политических системах
авторитарного типа строго дозирован.
Множественность политических сил
инициируется властями и не способна
вызвать угрозу сложившимся порядкам.
В то же время концентрация в руках
собственных прав и полномочий практически
означает полное устранение оппозиции
с политической арены. Жесткий стиль
властвования не дает возможности
С нормативной точки зрения авторитаризм отличается постоянным и преимущественным использованием силовых методов регулирования социальных и политических конфликтов. Как указывает X. Линц, для этого типа власти характерна четко очерченная компетенция властей и их функций во вполне предсказуемых границах. Правила игры строго поддерживают господство одной группы. Концентрация власти предполагает систематическое использование по преимуществу закрытых от общественности способов принятия решений, стремлением поставить под контроль основные формы общественной самодеятельности, в том числе в экономической сфере. Ввиду того что в таких обществах, как правило, складываются политические отношения сверхбогатых и сверхбедных слоев населения, власть характеризуется высоким уровнем нестабильности.
В
информационно-коммуникативной
III. Основные типы авторитарных
политических режимов.
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.
Особенность
партийных режимов заключается
в осуществлении монопольной
власти какой-либо партией или политической
группировкой, не обязательно формально
представляющей институт партии. Чаще
всего это однопартийные
Достаточно
массовой разновидностью авторитарных
режимов являются военные режимы.
Они стали возникать после
Второй мировой войны в развивающихся
странах. Это был период освобождения
их от колониальной зависимости и
формирования национальных государств.
Военные оказывались в
В
современное время военные
Модели
национального авторитаризма
Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.
Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и девальвирующим значение легитимных каналов участия населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.
В
1990-х гг. в российском обществе сложился
олигархически-корпоративный
Режимы
личной власти (Индия при И. Ганди,
Испания при Франко, Румыния при
Чаушеску) персонализируют все
Еще одну разновидность авторитаризма представляют теократические режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране.
Авторитарные
режимы не следует рассматривать
как орудие выражения интересов
меньшинства. Современные авторитарные
режимы используют достаточно широкую
палитру ресурсов, а не только средства
принуждения и политические репрессии.
Их особенностью является заметное сокращение
удельного веса методов идеологической
обработки и политического
В
связи с этим можно отметить, что
авторитарные режимы обладают значительными
мобилизационными и ориентационными
возможностями благодаря
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. научный и политический интерес к авторитаризму значительно возрос в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок, не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.
Стало очевидным, что для проведения радикальных общественных реформ необходима власть, обладающая высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы, преодолевать сопротивление политических противников.
В
современных условиях постсоциалистических
стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и
ряд демократических