Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:12, доклад
В разных странах свои различные государственные формы, которые имеют свои особенности, свои характерные признаки, которые по мере мирового развития наполняются иным содержание. Вместе с этим политическая форма существующих государств, в особенности современных, имеет одни и те же признаки, это делает возможным каждому элементу формы государства дать своё определение.
В разных странах свои различные государственные формы, которые имеют свои особенности, свои характерные признаки, которые по мере мирового развития наполняются иным содержание. Вместе с этим политическая форма существующих государств, в особенности современных, имеет одни и те же признаки, это делает возможным каждому элементу формы государства дать своё определение.
В мире нет чёткого соотношения между типом и формой государства. Из-за этого, с одной стороны различные формы организации и деятельности государственной власти могут встречаться в пределах государства одного и того же типа, а с другой стороны различного типа государства могут формироваться одинаково. Своеобразие определённой формы государства различного исторического периода определяется, прежде всего, задачами и целями которые ставит перед собой государство, уровнем зрелости общества и государственной жизни. Иными словами, формы государства зависят непосредственно от его содержания, и им же определяется.
Кроме этого, на форму государства огромное влияние оказывает культурный уровень населения, его религия, традиции, национальные особенности, природные и географические условия и многие другие факторы. Спецификацию формы государства также определяет характер взаимоотношений в государстве, его органов с негосударственными и общественными организациями, партиями, объединениями, общественными движениями и другими организациями.
Политический режим имеет большое значение для характера формы государства и в узком смысле слова (приёмы и способы государственного руководства), и в широком понимании (уровень гарантии политических свобод личности и демократических прав, соответствие правовых и официальных конституционных форм политическим реалиям, отношение к правовым основам государственной и общественной жизни властных структур).
В этой характеристике государственной формы отображены правовые или внеправовые методы осуществления власти, способы использования тюрем, и др. карательных учреждений, демократические или диктаторские приёмы осуществления воздействия на население, давление, обеспечение или нарушение свобод человека, защиты прав граждан, участия или не участие народа в государственной жизни, мера экономической свободы, отношение к разным формам собственности и т. д.
«Политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей». Понятие «политический режим» говорит о динамическом, функциональном характере политической системы.
Политические режимы подразделяются на несколько классификаций и типов. Наиболее часто встречаемыми типами политического режима являются диктатура и демократия.
Термин «диктатура» (лат. «diсtаtur» — неограниченная власть) обладает содержательной характеристикой режимов, в них власть одного лица или небольшой группы людей является практически безграничной. Диктатором называли правителя, назначенного на высокую должность и наделённого широкими полномочиями для выполнения специальных особых назначений или в случаях какой-либо угрозы для государства (Древний Рим).
К древним формам диктатуры относится так же деспотизм, тирания и олигархия. Тирания чаще всего наблюдалась в «смутные времена», тогда когда более удачливый и жестокий военачальник захватывал власть. Его безоговорочное правление опиралось на подавление народа и прямое насилие. Такая власть, по существу была абсолютно неограниченной.
Под олигархией понимается власть, которую брали на себя наиболее богатые и привилегированные люди (Древняя Греция).
В отличие от предыдущих типов, деспотизм, опирался на существующие уже общинные и религиозные традиции (Древний Восток). Эти традиции ограничивали власть правителя и подчиняющегося ему чиновничества и государственного аппарата. Позднее к диктатурам стали относится возникшие теократические государства, где власть принадлежала одной религиозной группе, абсолютистской монархии, которая характеризовалась соединением исполнительной и законодательной власти сосредоточенной в руках монарха. В настоящее время диктатура подразделяется на тоталитаризм и авторитаризм.
Причин, при которых
диктаторы удерживают свою власть,
не смотря на недовольство своего народа,
очень много. В первую очередь, важна
сама личность диктатора, его ум, связи,
которые он имеет, его квалификация,
его окружение и осведомлённост
Что бы безоговорочно и жестоко править страной, диктатор должен обладать аналитическим умом, особым политическим мышлением и хорошей способностью убеждения людей. Но как, ни странно, это не влияет, ни на силу, ни на мощность власти. На неё, в основном, влияют люди, которые «стоят» за диктатором и его окружение. Чем сильнее окружение, чем влиятельнее эти люди, и чем больше их поддержка диктатора - тем сильнее его власть.
Обращаясь к источникам можно выделить несколько знаменитых диктаторов, таких как:
Адольф Гитлер - диктатор-нацист, фашистской Германии, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, уничтожил более 25 млн. человек.
Фидель Кастро — харизматический лидер Кубы; пользуется любовью среди части своих соотечественников, но был безжалостен по отношению к оппозиции: почти за полвека правления (1959—2008) по его вине погибло несколько десятков тысяч человек.
Франсиско Франко — диктатор фашистской Испании в 1936—1975 гг., уничтожал своих политических противников и репрессировал меньшинства; в годы его правления погибло 55 тыс. республиканцев.
Омар аль-Башир — президент Судана с 1989 г., обвиняется в организации массовых убийств в Дарфуре, в результате которых погибло 300 тыс. человек.
Иосиф Сталин — безраздельно правил СССР в 1922—1953 гг., в результате нескольких волн инициированных им репрессий погибло 50 млн. человек.
Основные формы и характеристики авторитарного режима
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия и т.д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть.
Для авторитаризма характерно следующее:
К авторитарным режимам
относят восточные деспотии, тирании,
диктатуры древней римской
Распространенность и устойчивость авторитарного режима кроется в его истоках и причинах сохранения:
К достоинствам авторитарного режима можно отнести способность обеспечивать политическую стабильность, общественный порядок, легко преодолевать сопротивление политических противников.
К слабым сторонам можно
отнести то, что политика государства
полностью зависит от его главы
или группы правящих руководителей,
у граждан отсутствует
При авторитарном режиме государство, помимо своих функций, осуществляет экономическое регулирование, распределяет экономические ресурсы и материальные блага. Причиной этого является необходимость взять на себя функции общества, которые само общество не в состоянии выполнить из-за экономической отсталости и неразвитости механизмов саморегулирования. Граждане ставятся в твердую экономическую зависимость от государства. Религия поддерживает авторитаризм, закрепляя его социальные и духовные нормы.
Авторитаризм имеет несколько основных типов. Исходя из уровня и характера плюрализма авторитаризм подразделяют на псевдопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и реально однопартийный.
В псевдопартийном авторитарном режиме власть имеет лишь одна группировка, прикрываясь внешним политическим плюрализмом. Оппозиция существует, но лишь потому, что она слаба и не имеет влияния.
Специфика однопартийного режима «полуконкурентного» типа заключается в том, что избирательная система и избирательный процесс построены так, что на выборах депутатов в парламент или президента действительными шансами на победу обладают только кандидаты, которые одобрены одобренные руководством правящей партии.
Авторитарные режимы являются однопартийными, однако однопартийность может принимать различные формы.
При этом режиме структура правящей партии представляет собой иерархию кланов, которые пронизаны личными связями между их членами и руководителем, основывающихся на родовых, этнических или региональных отношениях. На вершине этой структуры находится лидер
Исходя из целей проводимой политики и структуры правящего блока режимы делят на олигархические, военные, бюрократические и популистские.
При олигархических режимах реальная власть принадлежит бюрократии, выражающей собственные и корпоративные интересы. Олигархии кроются за фасадом представительных органов власти, функции которых формальны. Законодательные органы, создающиеся руководством правящего блока, не имеют поддержки большинства народа. Экономическая эффективность таких режимов низка. Общество резко разделено на нищающее большинство и быстро богатеющее меньшинство.
Политическая нестабильность, приводящая к социальным конфликтам, кризис политических структур являются предпосылкой для государственных переворотов и возникновению военного режима. Чаще всего, при установлении военной диктатуры отменяется прежняя конституция, распускается парламент, оппозиция попадает под запрет.
Бюрократический режим от военного отличает ведущая роль бюрократии. Этот режим тоже устанавливается после переворота. Главную роль в принятии важных государственных решений играет высшее чиновничество. Выборов главы исполнительной власти практически не существует. Две главные цели бюрократического режима это – приведение к норме экономики и восстановление стабильности и порядка в обществе. Это достигается разнообразными методами. Ликвидация гражданских и политических прав населения страны приводит к исключению граждан из политической жизни с дальнейшим уменьшением до минимума политической и социальной активности. Государственные дотации в убыточные секторы экономики резко сокращаются, нерентабельные предприятия объявляются несостоятельными, государственная собственность активно приватизируется. Любые формы социального протеста насильственно подавляются армией и спецслужбами, играющими важную роль при бюрократическом авторитаризме.
Для популистского режима характерно наличие одного общенародного лидера, поддерживаемого идеологически мобилизованными массами. Основу блока правящих сил составляет крупная промышленная буржуазия, а политическими конкурентами ее являются олигархия и либерально-демократические силы. Политика правящей элиты приводит к кризису экономики и высокой инфляции.
Авторитаризм в истории России.
Политическая власть в истории российского общества реализовалась по-разному. Три периода российской политической истории, досоветский, советский и постсоветский, качественно отличающиеся между собой, имели конкретные способы и характеры государственного правления. Российскому политическому процессу в эти три периода более соответствовала диктатура.
Для абсолютной монархии, которая существовала со времен Ивана Грозного до революции 1917 года, была характерна диктатура с разной степенью проявления жестокости: усиленной при Иване IV и Петре I или, наоборот, умеренной с элементами парламентаризма в конце царствования Николая II. Власть полностью сосредоточивалась в руках самодержавного властителя, который руководствовался не только традициями, но опирался на насилие.
После Октябрьской революции 1917 года была установлена особая разновидность диктаторского режима.
Согласно марксистской теории, во время превращения капиталистического государства в бесклассовое коммунистическое общество должен пройти промежуточный период, когда государство ещё будет существовать, но власть в этом государстве будет принадлежать пролетариату. В этот переходный период неограниченная власть, пользующаяся поддержкой большинства (пролетариата), будет употреблена на то, чтобы заменить капиталистическую экономическую систему и подавить общественные группы, поддерживающие эту систему, для построения бесклассового коммунистического общества в перспективе. Диктатура пролетариата должна насильственным путём отобрать у господствующего класса буржуазии существующий государственный капиталистический механизм, уничтожить его, создать новый, пролетарский государственный механизм и будет подавлять попытки буржуазии вернуть себе власть. На самом деле с течением времени был создан политический режим партийной номенклатуры. Профессиональные революционеры возглавили государство, имея в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Новый класс партийно-государственной номенклатуры стремился к олигархическому характеру власти, опору которой составили Коммунистическая партия и Советы. Правящая партия осуществляла свою власть, опираясь на сильную пропаганду и борьбы с инакомыслием. Таким образом этот режим приобрел черты тоталитарности. Одновременно с этим политический режим в СССР реагировал и удовлетворял социально-экономические потребности населения в основном за счет продажи природных ископаемых и вооружений. На отдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности.