Авторитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть формы авторитарных режимов в современном мире.
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы:
1. раскрыть сущность авторитарного политического режима;
2. рассмотреть основные причины и виды авторитаризма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие политического режима. Типологизация политических режимов.
Политический режим: понятие и признаки…………………………………….4
1.2 Типология политических режимов………………………………………………6
Глава 2. Сущность авторитаризма.
2.1 Авторитаризм и его признаки…………………………………………………...11
2.2 Пути перехода от одного политического режима к другому………………….17
2.3 Политический режим в современной России…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ……………………………………………….22

Файлы: 1 файл

контрольная[1].doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие  политического режима. Типологизация  политических режимов.

    1. Политический режим: понятие и признаки…………………………………….4

     1.2 Типология политических режимов………………………………………………6

Глава 2. Сущность авторитаризма.

2.1 Авторитаризм и его признаки…………………………………………………...11

2.2 Пути перехода от одного политического режима к другому………………….17

2.3 Политический режим в современной России…………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы ……………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если руководствоваться  только формой правления, то невозможно объективно судить о реальностях  политических процессов. Это будет  односторонней характеристикой, поэтому  в политологии существует понятие политического режима.

Политический режим – это понятие, которым обозначается совокупность реальных способов воспроизводства, распределения , удержания и осуществления государственной власти в том или ином обществе. Это понятие характеризуется и дополнительными признаками:

  • объем прав и свобод, которыми пользуется человек;
  • степень их реальной гарантированности;
  • степень централизованности государственной власти;
  • наличие или отсутствие реальных возможностей общества влиять на процесс принятия политических решений;
  • способ отбора руководящих кадров в органы государственной власти (назначение либо избрание);
  • назначение / отсутствие независимых СМИ;
  • положение и роль политических партий.

По данным критериям  выделяют: авторитарный, тоталитарный и демократический режимы.

 Авторитарный режим  – это система правления, при  которой власть осуществляется  одним конкретным лицом при  минимальном участии народа. Это  одна из форм политической  диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический  деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.  
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и  порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

Цель контрольной работы – рассмотреть формы авторитарных режимов в современном мире.

Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы: 
1. раскрыть сущность авторитарного политического режима; 
2.      рассмотреть основные причины и виды авторитаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие политического режима. Типологизация политических режимов.

    1. Политический режим: понятие и признаки.

Политический  режим – это система методов, способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно  одной точке зрения понятия «политический  режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

С другой точки  зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический  режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории - «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического  режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «политический  режим» включает следующие параметры (признаки):

—степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
  • тип политического поведения;
  • характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства  при принятии политических решений;

—доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

 —степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

  • принципы взаимоотношений общества и власти;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности)
  • меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим»1.

 

 

 

1.2 Типология политических режимов.

Наряду с политической системой часто используется понятие "политический режим". Как соотносятся  эти два понятия? Это один из сложнейших вопросов современной политической науки. Нередко между этими понятиями  вообще не делают различий. Например, американский политолог М.Хагопян использует понятия "полития", "политическая система" и " политический режим" как синонимы. По его мнению, эти термины в широком смысле означают "фундаментальную организацию политической жизни"" выражая общие структурные характеристики политического по рядка. М.Дюверже, приложивший немало усилий для раскрытия данной проблемы, понятия "политическая система" и "политический режим" также использовал в качестве синонимов. В отечественной литературе нередко одинаковое значение придают следующим понятиям: президентский режим - президентская система, парламентская система - парламентский режим, демократический режим - демократическая система, тоталитарный режим - тоталитарная система и т.д.

Существуют ли различия между этими парами понятий и, если да то в чем они состоят?

Главные отличия политического  режима намечаются в рамках самих  политических систем по принципам организации  ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления  политической власти. Некоторые политологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стрежневых элементов политических режимов. Например, по словам М.Дюверже,

базой для фундаментальной  классификации современных режимов  становится разница между однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами.

О типах политических режимов писали еще Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон. Говоря о типологии, следует разобраться с понятием «тип». Это понятие применяется для анализа политических и других явлений, когда необходимо классифицировать (типологизировать) явления, выстроить их в определенный порядок в соответствии с признаками. При этом учитываются два момента: логический и аналитический. Логика требует выделять существенные признаки данных явлений: общие (родовые), по которым они объединяются как сходные явления, и различные (видовые), по которым их различают как виды одного рода. Так обеспечиваются условия родовидовой классификации, что облегчает затем определение понятий. Аналитика требует определенного подхода к понятию «тип», что отражает трудности познания общественных явлений. М, Вебер ввел термин «идеальные типы», что означает определенный познавательный механизм упрощения реальности. В реальности «идеальных типов» не существует, но реальные режимы легче анализировать, сравнивая их с определенным условным («идеальным») типом.

Значение  выделения идеальных типов объясняется и тем, что множество режимов можно разбить на несколько классов (типов). Е. Вятр пишет, что типология помогает нам ориентироваться в джунглях реальной жизни. Вместо того чтобы говорить о 140—160 режимах во всем мире, которые незначительно отличаются друг от друга, мы можем систематизировать этот хаос. Такой опыт систематизации (типологизации) приобрели еще Платон, Аристотель, Полибий.

Исследователи принимали во внимание разные признаки (основания) типологизации. Сходство и различие существующих политических режимов определялось по таким признакам, как соотношение сил в обществе, формальное и реальное распределение властей, суть и объем предоставляемых гражданам прав, свобод и гарантий, широта участия граждан в управлении, возможности общественно-политического контроля со стороны общественных объединений и граждан за органами государственной власти, наличие легальной оппозиции и др. Наиболее распространенной является классификация политических режимов, в которой они разделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Ее основы заложены еще в Античности в результате длительного изучения полисов и деспотий. Одна из первых типологизации была предложена античным мыслителем Платоном, затем усовершенствована его учеником Аристотелем, анализировавшим около 100 существовавших тогда разновидностей правления. Аристотель взял в качестве первого основания (основного признака) типологизации число людей, реально влияющих на власть («правит один или группа, или множество»), а в качестве второго основания характер власти («в чьих интересах и по закону ли осуществляется власть»). Так, у него были выделены по первому признаку: монархия и тирания (правит один), аристократия и олигархия (правит группа, несколько), полития и демократия (правит множество, большинство). По второму признаку он выделил «правильные» (правление в интересах народа и на основе закона) и «неправильные» (правление в интересах узкой группы, минуя закон). К правильным он отнес монархию, аристократию, политию, а к неправильным — тиранию, олигархию, демократию. Он считал, что монархия вырождается в тиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию (или охлократию). Демократия же склонна перерождаться в тиранию.

Заслуживает пристального внимания еще одна глубокая мысль Аристотеля: идея «смешанного» правления — политии, т. е. режима «умеренного» правления, в котором соединяются черты двух «неправильных» правлений — олигархии и демократии. В соединении это дает правление большинства, но не бедных и не богатых, а зажиточных, боящихся из-за политических потрясений потерять свой достаток. Это — правление ответственного «среднего» (по достатку) большинства, стремящегося с помощью участия в политике поддержать условия для зажиточной жизни этого большинства. Эта идея способствовала возникновению в дальнейшем идей среднего класса как основы современной демократии и местного самоуправления.

М. Вебер, следуя своей теории «идеальных» («чистых») типов и положив в основу типологизации разные типы действия (теория действий М. Вебера), выделил режимы традиционные, харизматические и легально-рациональные. В традиционных режимах правители опираются на авторитет обычаев, традиций, уважение старших. Такие режимы можно встретить в некоторых арабских странах. В России в чистом виде таких правлений нет, но некоторые элементы традиционной власти сильны, например, в республиках Северного Кавказа. Харизматическая власть опирается на авторитет яркого, сильного правителя; при этом массовое сознание может наделять такого вождя некоторыми выдающимися чертами. Такими чертами частично обладали, а также наделялись массовым сознанием В.И. Ленин, И.В. Сталин, Фидель Кастро и Эрнесто Че Геварра — на Кубе. Некоторые элементы харизмы массовое сознание воспроизводит в образе бывшего президента России В.В. Путина.

Классификация по такому основанию, как широта реализации гражданских и политических свобод, дает типы либеральных и диктаторских режимов. Такие типы можно далее делить на подтипы. Так, среди диктаторских режимов можно выделять подтипы по такому основанию классификации, как степень охвата жестким государственным контролем жизненных сфер общества. А именно, следующие подтипы: а) режим с относительно узкой сферой жесткой государственной регламентации только в сфере политики — диктаторский режим (А. Пиночета в Чили); 6} более широкая жесткая регламентация не только политики, но и экономики, идеологии — режим И,В. Сталина в СССР в 30-е гг. XX в.); в) полная жесткая регламентация не только публичной, но и частной жизни - особо жесткий (режим геноцида Пол Пота в Камбодже-Кампучии).

Кроме того, в современных  классификациях политических режимов выделяются следующие:

—президентские и парламентские режимы3, в зависимости от того, парламент или президент юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство. Классическая модель парламентского режима реализована в ФРГ и Италии, а президентского — в США;

Информация о работе Авторитарный политический режим