Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:15, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть формы авторитарных режимов в современном мире.
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы:
1. раскрыть сущность авторитарного политического режима;
2. рассмотреть основные причины и виды авторитаризма.
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие политического режима. Типологизация политических режимов.
Политический режим: понятие и признаки…………………………………….4
1.2 Типология политических режимов………………………………………………6
Глава 2. Сущность авторитаризма.
2.1 Авторитаризм и его признаки…………………………………………………...11
2.2 Пути перехода от одного политического режима к другому………………….17
2.3 Политический режим в современной России…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ……………………………………………….22
—либеральные и террористические
режимы: с использованием каких методов
правящая элита воздействует на общество и добивается поставленных
ею целей: убеждения или принуждения;
—светские и теократические режимы: на какой основе происходит легитимация власти правящей группировкой: либо на доверии народа (выборов), либо на основе религиозных предписаний, религиозных источников права.
Продуктивны для изучения отдельных типов режимов также понятия:
«полиархия» (от греч. poli
— много и arche — власть) близка к демократическому режиму,
но учитывает, что само название «демократия»
вводит в заблуждение, т. к. весь народ
не может осуществлять власть;
«бонапартизм» (от имени
императора Наполеона III Бонапарта
III) — разновидность военно-политического
или бюрократического режима, проводящего
политику лавирования между наиболее
экономически и политическими влиятельными
классами. Режим возникает в условиях
очень интенсивной ассоциации и диссоциации
политических сил, когда один из лидеров
использует такое противостояние, возносясь
к власти;
олигархический режим — власть узкой группы лиц, обладающих мощным экономическим ресурсом). В современных условиях — это господство финансово-промышленных групп, контролирующих органы государственной власти;
меритократия (от лат. meritus — достойный и от греч. kratos — власть) — власть наиболее одаренных, способных, компетентных2.
Глава 2. Сущность авторитаризма.
2.1 Авторитаризм и его признаки.
Авторитарный режим – это режим, который обеспечивает управление страной на основе неограниченной власти одного лица или группы лиц, стремящихся не допустить политического оппонирования и любую возможность контроля за своей деятельностью со стороны общества.
Противопоставление демократии и тоталитаризма утрачивает большую часть смысла в 1950-1960-е годы, когда появились, так называемые, «гибридные страны». Компаративисты, изучающие новые независимые государства «третьего мира», быстро заметили, что понятие «тоталитаризм» не отражает их политической сущности. По предложению американского политолога Х. Линца, все закрытые недемократические режимы стали делить на два основных типа: тоталитарные и авторитарные3. Авторитаризм (от лат. auctor —власть, влияние) — политический режим, характеризуемый монополией на государственную власть одной группировки (партии, лица), значительным ограничением оппозиционных организаций. Если один из важнейших признаков демократии — идейный и политический плюрализм, то его ограничение — важнейшая черта авторитаризма. Р. Даль различал авторитаризм и полиархию именно по развитию и масштабам организационного плюрализма и автономности партий, общественных объединений. Авторитаризм как политический режим характеризуется не столько монополией на государственную власть одной группировки (партии) или одного лица, сколько отсутствием организаций, способных влиять на распределение власти, критиковать, выражать мнения, отличающиеся от официальных.
Другие отличительные признаки авторитарного режима:
—полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
Авторитарные черты проявлялись в истории в режимах древних тираний, деспотий и олигархий, абсолютных монархий периода Средневековья и Нового времени, фашистских диктатур и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, отдельных государств — участников СНГ. Довольно распространен военный авторитаризм, особенно в Латинской Америке и Африке, устанавливаемый нередко в результате государственных переворотов. Для авторитарных режимов этих регионов мира основными причинами установления и воспроизводства авторитаризма выступают; ориентация на традиционные и харизматические типы институционализации господства, передача власти по наследству или преемнику; отношения в социальной структуре развивающихся обществ: отношение «чиновник-проситель» воспроизводит традиционную систему ценностей, поддерживающую «дар» как основу поддержания связей; доминирование патриархального и подданнического типов политической культуры, отсутствие ориентации активного воздействия на политическую систему и, соответственно, слабость гражданского общества; существенное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства, в определенной степени православия) на политические ориентации населения; экономическая отсталость; высокая степень конфликтности определенных социальных сил, кланов, племен, классов, сословий, способствующей политическим кризисам4.
Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики, выделяют типы авторитарных режимов.
1. Военные:
возникают в основном в
1) серьезный
недостаток консенсуса в
2) борьба за власть и богатство принимает особенно острые и грубые формы;
3) огромная социальная дифференциация: сверхбогатые меньшинства и массы нищающих слоев общества;
4) низкий уровень
институциализации
2. Бюрократически-олигархические компрадорские, основанные, как правило, на гегемонии блока бюрократии и компрадорских группировок промышленников и финансистов, которые приватизируют наиболее выгодные предприятия и целые отрасли, ориентируясь на зарубежные и международные центры (в Африке — Камерун, Нигерия и ряд других государств, в Азии — Филиппины при Маркосе (1972—1985), Россия при Б. Ельцине (1991 — 1998), Грузия при М. Саакашвили (начало 2000-х it.). Формируются квазипредставительные органы власти, исполнительная власть, и компрадоры ориентируются на экспорт сырья и развитие добывающих отраслей, что приводит к застою национального производства. Социальным результатом такой политики становится резкая социальная дифференциация.
Эти режимы нередко рассматривают вместе с вопросом о военных режимах. Военные, придя к власти, используют унаследованные ими политические институты. Но военные могут и не играть такой важной роли. Хотя часть военных в России в 1991-м, а затем в 1993 г. укрепили свои позиции, они не сыграли такой важной роли в трансформации власти. Государственные чиновники и депутаты в 1991 г. в России завладели инициативой в принятии жизненно важных политических решений. Поэтому можно говорить об отдельной группе бюрократически-олигархических режимов. Блок бюрократов и олигархов могут составлять представители исполнительной и законодательной властей, мощные группы давления (интересов), крупный финансовый и промышленный капитал, руководители силовых ведомств, которые устанавливают корпоративные правила политической игры, чтобы обеспечить относительную стабильность в обществе и достижение взаимовыгодных целей. Устанавливается связь с иностранными банками, транснациональными корпорациями; последние, пользуясь экономическими трудностями новой власти и новой крупной буржуазии, добиваются от них серьезных уступок. В качестве примеров можно привести кабальные договоры России в отношении Сахалина-1, вывоз многих военных разработок и научных разработок двойного назначения.
Разновидностью подобного режима стали режимы, где наряду с перечисленными важную роль сыграла армия. Подобный вариант на примере Аргентины и ряда других стран Латинской Америки описан аргентинским политологом Г. О'Доннеллом. О'Дониелл рассматривает потребность в ускоренном развитии капитализма как основную в укреплении политической роли государства. Государство в условиях бюрократического авторитаризма отстаивает интересы блока, состоящего из трех основных социально-политических сил: национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие и наиболее динамичные национальные компании, международного капитала и высокопоставленных правительственных чиновников, а также армии. Такое взаимодействие приводит, в частности, к формированию дополнительного количества дочерних компаний мультинациоиальных корпораций. Высокая степень нестабильности, острые политические конфликты, боязнь левых сил и профсоюзов, имеющих авторитет в массах, побуждают правящий блок опереться на армию.
3. Национально-патриотические: опираются на патриотические слои народа, в том числе на военных и национально-патриотическую буржуазию, заинтересованную в развитии отечественного производства. Возникают в результате военного поражения или в ответ на угрозу государственному суверенитету, самостоятельности и целостности государства, потерявшему позиции в международных отношениях, стабильность и управляемость. На место идеологии могут выдвигаться националистические идеи. Такие режимы могут носить реакционный характер, как, например, нацистская Германия с 1933 г., создавшая угрозу всему миру.
Но могут возникать режимы и на более прогрессивной национально-политической основе. Такие режимы обусловлены в первую очередь международными факторами. Подобный национально-патриотический режим потенциально мог возникнуть в Югославии в 1999 — 2000 гг., чтобы противостоять агрессии НАТО и США и сохранить территориальную целостность государства. Есть сходство с такими типами у режимов, возникших на территориях непризнанных государств (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорный Карабах, Тайвань). Близки к установлению таких режимов в силу международных санкций и давления США Иран, КНДР, Сирия, возможно, Ливан. Экономическая блокада США вынудила руководство Кубы формировать подобный режим. Если усилится давление Запада, стремящегося провести «оранжевую» революцию в Белоруссии, то такие черты могут усилиться и там. Экономическая изоляция Армении в силу блокирования железнодорожных путей заставляет и это государство выбирать такой путь.
Подобные режимы могут развиваться по-разному. Один путь — обострение отношений с соседями, притязания на их приграничные области, установление диктатуры внутри страны, переход к идейному тоталитаризму, развязыванию войны (как нацистская Германия). Другой путь — самостоятельное развитие, становление экономики и стабильного политического положения на благо большинства населения (элементы такого развития были в режимах Г. Алиева в Азербайджане, А. Лукашенко — в Белоруссии, Мухаммада Мухатхира — в Малайзии).
4. Режимы личной власти. Главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер; власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Нередко режимы личной власти вырождаются в то, что М. Вебер определял как султанистские режимы, с характерными для них коррумпированностью, отношениями патроната и непотизма. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются примерами режимов личной власти5.
2.2 Пути перехода от одного политического режима к другому.
В 70 — 80-е годы XX века политологи имели возможность наблюдать и изучать переход от тоталитарно-авторитарных режимов к демократическим в Испании, Португалии, Греции и Польше. В последние годы богатый материал в этом плане дают государства-республики бывшего СССР, в том числе Россия.
Политологами был сделан вывод, что тоталитарно-авторитарные режимы изживают себя. Переход к демократическому режиму не только желателен, но и возможен
Известный американский ученый Р. Даль выделил следующие стадии перехода:
—стадия либерализации. Она ведет к расширению прав и свобод граждан. Идет линия на дискредитацию старого режима;
—стадия противоборства. Противоборство идет между консервативными и радикальными силами. Последние оттесняют прежние властвующие силы. Используют тактику проведения «круглых столов» и перераспределения власти;
—стадия замены сил, стоящих у власти. Сторонники оппозиции постепенно занимают место в управлении государством и обществом6.
2.3 Политический режим в современной России.
Это достаточно сложный вопрос. Естественно, политологи дают на него разные ответы, особенно по современному периоду развития. Так, Г.Г. Водолазов считает, что политический режим в России после октября 1917 года начал складываться как строй, в котором государство оказалось коллективной собственностью бюрократии — номенклатурный социализм. Этот строй эволюционировал, проходя через определенные этапы. На первом этапе (примерно 1930—1953 годы) России существовал тоталитаризм с моно идеологией, монопартией и т.д. На следующем этапе (1953 — 1985) возник номенклатурно-бюрократический рынок. Это был уже не тоталитаризм, а авторитаризм. Созрела необходимость высвобождения номенклатурно-рыночного режима из номенклатурно-социалистической оболочки.
Эту задачу пыталась решить реформаторская часть номенклатуры во главе с М. Горбачевым. На рубеже 80 — 90-х годов XX века в результате приватизации был установлен новый строй, когда основная часть населения оказалась отчужденной от собственности. В результате мы получили «номенклатурную демократию».