Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:24, курсовая работа
Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.
I. Сущность и особенности авторитарного политического режима………3
1.1. Понятие и сущность авторитаризма………………………………..3
1.2. Признаки авторитарного политического режима……………...…9
1.3. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма…….…11
1.4. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных
политических режимов………………………………………………….16
II. Структурные особенности авторитарной политической системы….18
III. Основные типы авторитарных политических режимов……………20
Список литературы…………………………………………………………..
I. Сущность и особенности авторитарного политического режима………3
1.1. Понятие и сущность авторитаризма………………………………..3
1.2. Признаки авторитарного политического режима……………...…9
1.3. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма…….…11
1.4. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных
политических режимов………………………………………………….16
II. Структурные особенности авторитарной политической системы….18
III. Основные типы авторитарных политических режимов……………20
Список
литературы……………………………………………………
I.
Сущность и особенности
авторитарного политического
режима
1.1.
Понятие и сущность
авторитаризма.
Авторитаризм
обычно характеризуется как тип
режима, который занимает промежуточное
положение между тоталитаризмом
и демократией. Однако подобная характеристика
не указывает на сущностные признаки
явления в целом, даже если четко
вычленить в нем черты
Сущностно
значимым при определении авторитаризма
является характер отношений власти
и общества. Эти отношения построены
больше на принуждении, чем на убеждении,
хотя режим либерализирует общественную
жизнь, и уже не существует четко
разработанной руководящей
Авторитарный
режим — государственно-
В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.
Исторически
авторитаризм существовал в разных
формах в самые разные эпохи и
в различных странах (например, античные
греческие и восточные деспотии
и тирании - Персия, Спарта, многие другие
феодальные абсолютистские режимы и
т.д.). Его теория была впервые разработана
ультраконсервативными и
Авторитаризм
стал в XIX веке постоянным и важным течением
немецкой политической мысли и пополнился
идеями национального и
В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого французского идеолога и политика Ш.Морраса, для которого индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма до крайних тоталитарных форм.
В
послевоенный период появились новые
представления об элитарном и
технократическом авторитаризме, в
котором роль авторитарного правления
отводится высшей администрации
государства, обладающей превосходящей
другие уровни политической системы
высокой профессиональной компетенцией.
Авторитаризм стал, в конечном счете,
формой решения политических проблем
(реформ, преобразований, перестроек) сверху,
силами власти, и оказался в этом
смысле весьма уязвимым и зависимым
от отношения общества к действиям
авторитарной власти, перед выбором:
демократизировать режим и
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
В
самом общем виде за авторитаризмом
закрепился облик системы жесткого
политического правления, постоянно
использующей принудительные и силовые
методы для регулирования основных
социальных процессов. В силу этого
важнейшими политическими институтами
в обществе являются дисциплинарные
структуры государства: его силовые
органы (армия, полиция, спецслужбы), а
равно и соответствующие им средства
обеспечения политической стабильности
(тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные
задержания, групповые и массовые
репрессии, механизмы жесткого контроля
за поведением граждан). При таком
стиле властвования оппозиция исключается
не только из сферы принятия решений,
но и из политической жизни в целом.
Выборы или другие процедуры, направленные
на выявление общественного
Блокируя
связи с массами, авторитаризм (за
исключением своих
Устойчивое
игнорирование общественного
Узость социальной опоры власти, делающей ставку на принуждение и изоляцию общественного мнения от центров власти, проявляется и в практическом бездействии идеологических инструментов. Вместо систематического использования идеологических доктрин, способных стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие граждан в политической и социальной жизни, авторитарно правящие элиты в основном используют механизмы, направленные на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. В силу этого главными способами согласования интересов при выработке государственной политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.
Дополнительным
источником сохранения такого типа правлений
является использование властями определенных
особенностей массового сознания, менталитета
граждан, религиозных и культурно-
Однако
систематическое применение жестких
методов политического
Авторитарные
режимы формируются, как правило, в
результате государственных переворотов
или «ползучей» концентрации власти
в руках лидеров или отдельных
внутриэлитарных группировок. Складывающийся
таким образом тип формирования
и отправления власти показывает,
что реально правящими силами
в обществе являются небольшие элитарные
группировки, которые осуществляют
власть либо в форме коллективного
господства (например, в виде власти
отдельной партии, военной хунты),
либо в форме режима единовластия
того или иного, в том числе
харизматического, лидера. Причем персонализация
правящего режима в облике того или
иного правила выступает
Но
в любом случае главной социальной
опорой авторитарного режима, как
правило, являются группы военных («силовиков»)
и госбюрократия. Однако, эффективно
действуя в целях усиления и монополизации
власти, они плохо приспособлены
для обеспечения функций
В
настоящее время наиболее существенные
предпосылки для возникновения
авторитарных режимов сохраняют
переходные общества. Как отмечает
А. Пшеворский, «авторитарные соблазны»
в обществах этого типа практически неискоренимы.
Осознание повседневных трудностей вызывает
искушение у многих политических сил «сделать
все прямолинейно, одним броском, прекратить
перебранку, заменить политику администрированием,
анархию — дисциплиной, делать все рационально».
Например, в современном российском обществе
склонность к авторитарным методам правления
постоянно подпитывается потерей управляемости
общественными преобразованиями, фрагментарностью
реформ, наличием резкой поляризации сил
на политическом рынке, распространением
радикальных форм протеста, являющихся
угрозой целостности обществу, а также
не сложившимся национальным единством,
распространенными консервативными представлениями,
массовым желанием быстрого достижения
социальной эффективности.
1.2.
Признаки авторитарного
политического режима.
Руководство
различными сферами жизни общества
при авторитаризме не столь тотально,
нет строго организованного контроля
над социальной и экономической
инфраструктурами гражданского общества,
над производством, профсоюзами, учебными
заведениями, массовыми организациями,
средствами массовой информации. Автократия
не требует демонстрации преданности
со стороны населения, как при
тоталитаризме, ей достаточно отсутствия
открытого политического