Миграция населения как политическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.
Разные государства относятся к этой проблеме по-разному. Например, Латинская Америка, которая имеет почти наибольшее число государств, высказывает свое негативное отношение к сложившейся эмиграционной обстановке. А в Германии проживают 7.3 млн. иностранцев, которые составляют около 10% всего населения.
Миграция происходит: из менее развитых в более экономически развитые страны (Бразилию), в США, где трудится около 2.5 млн. человек из Мексики, Сальвадора, Колумбии и Ямайки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Понятие и виды миграции --------------------------------------------------------------------------------------
2. Проблема внешних миграций ---------------------------------------------------------------------------------
2.1. Миграции, вызванные политическими причинами ----------------------------------------
2.2. Миграции, вызванные экономическими причинами --------------------------------------
3. Особенности миграции в Республике Беларусь -------------------------------------------------------
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников ---------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Миграция населения.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Как показало исследование, среди потенциальных  трудящихся-мигрантов явно преобладают  мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1 % - среди женщин.

   Опрос выявил тенденцию зависимости миграционной активности от уровня образования респондентов. Наибольшую потенциальную миграционную активность проявляют респонденты с высшим образованием - 31,4 % респондентов этой категории желают найти работу за границей, что в полтора раза превышает миграционную активность респондентов со средним общим и в два раза - с неполным средним образованием.

   Социально-профессиональное положение респондентов также влияет на их миграционную активность. Наиболее активными, по данным исследования, оказались представители нового социального слоя - предприниматели. Более половины (51,1 %) предпринимателей желают поработать за границей в ближайшем будущем. На втором месте по миграционной активности среди социальных групп стоят учащаяся молодежь и студенты: 42,0 % из них желают поработать за границей. На третье место по показателю миграционной активности вышли безработные (или не работающие на момент опроса): 33,3 % опрошенных представителей этой категории желают найти работу за границей.

   По профессиональному составу наиболее активны занятые в строительной отрасли: 32,3 % из них желают работать за границей. На втором месте по миграционной активности стоят работающие в торговле (29,0 %). За ними следуют работающие в учреждениях системы образования (27,1 %), здравоохранения (25,7 %), культуры (24,7 %), промышленности (24,6 %). Наиболее низкий уровень трудовых миграционных намерений выявлен среди занятых в сельском хозяйстве - 9,8 %.

Миграционные  намерения населения существенно  различаются в зависимости от места проживания. Население из крупных  индустриальных и культурных центров  в большей степени включено в  процессы внешней трудовой миграции. Так, условия такого крупного индустриального центра, каким является Минск, в значительной степени влияют на уровень миграционной активности всех работников народного хозяйства, которые здесь представлены. Процент желающих поработать за границей у них выше, чем у респондентов в областных центрах и районных городах. Самый низкий уровень миграционной активности выявлен среди сельского населения.

В то же время, как показало исследование, по отдельным  социально-демографическим группам  наблюдаются значительные особенности  дифференциации миграционной активности в зависимости от места жительства. Так, предприниматели г. Минска почти в два раза уступают по этому показателю своим коллегам из областных центров. У студентов, наоборот, не наблюдается резких колебаний уровня миграционной активности в зависимости от места проживания: молодежь областных центров по нацеленности работать за рубежом ничем не уступает своим столичным сверстникам.

Наиболее  привлекательным направлением трудовой миграции для населения республики являются страны Западной Европы: 73 % избрали именно это направление желаемой трудовой миграции. На первом месте из этих стран стоит Германия - 51 % респондентов назвали ее как страну желаемой трудовой миграции. Далее идут Франция (9,5 %), Швеция (8 %), Великобритания (2,3 %). На втором месте по масштабу потенциального миграционного потока занимают страны Северной Америки. США, как страну предполагаемой трудовой миграции, выбрали 28,2 % опрошенных, Канаду - 18,6 %. Страны Восточной Европы не пользуются у населения столь значительным вниманием, как страны Западной Европы. Однако доля респондентов, желающих поехать на работу в эти страны, все же довольно весома - 41 %. Из этой группы стран выделяются Польша (22,7 %), Чехия (14,8 %). Далее следуют Словакия (1,2 %), Болгария (0,8 %). Несмотря на то, что страны СНГ и Балтии, по данным государственной статистики по международной трудовой миграции, в 1998 г. занимали лидирующее положение среди стран-реципиентов, принимающих легальных белорусских трудящихся-мигрантов, количество желающих работать в этих странах значительно уступает числу тех, кто хочет работать в странах Западной Европы и Америки. Всего 36,0 % респондентов изъявили желание работать в этих странах: в России - 26,8 %, в Украине - 2,9 %, странах Прибалтики - 1,4 %.

Работа в  странах Западной Европы больше всего привлекает молодежь (80 %).

   Как известно, между желанием (намерением) найти временную работу за границей и возможностью его реализации стоит много обстоятельств и условий объективного и субъективного характера, способствующих или затрудняющих его осуществление. К объективным условиям можно отнести: особенности иммиграционной политики страны, которую выбирают для работы; состояние рынка труда; востребованность определенной профессии (сезонные рабочие, строители и т. д.); состояние межправительственных соглашений в области обмена рабочей силы и защиты прав трудящихся-мигрантов. Такие соглашения Республикой Беларусь заключены с Россией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Литвой, Польшей и Арменией. Ведется работа по подготовке к заключению аналогичных соглашений с Чешской Республикой и Словакией. Следует отметить, что западные государства, стремясь защитить свой внутренний рынок труда, идут на ужесточение своей иммиграционной политики, визового режима.

   К субъективным условиям, затрудняющим трудоустройство за границей, относятся: незнание иностранного языка; нежелание работать не по специальности; отсутствие по месту жительства фирм, занимающихся трудоустройством граждан за границей, и др.

Таким образом, если за границей желают поработать 25 % опрошенных, то только 5,6 % из них имеют реальную возможность, а 19,0 % - некоторые шансы найти работу в странах Западной Европы; 6,4 % и 22,5 % - в странах Восточной Европы; 16,1 % и 23,3 % - в странах СНГ, исключая страны Средней Азии. Учитывая эти данные, можно с достаточной долей вероятности определить масштабы миграционных потоков западного и восточного направления. Необходимо, конечно, при этом иметь в виду и то, что масштабы миграционных потоков могут колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от состояния национальной экономики Беларуси, а также экономики стран-реципиентов. Например, кризис экономики России может уменьшить поток белорусских трудящихся-мигрантов в эту страну. И наоборот, заключение межправительственных соглашений в области обмена рабочей силой со странами Западной Европы несомненно повысило бы шансы белорусских граждан найти работу в этих странах и тем самым увеличило бы масштабы миграционного потока в этом направлении.

   Структура мотивов внешней трудовой миграции определяется прежде всего тяжелым материальным положением, в котором оказалось в настоящее время большинство населения республики. Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных - заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. Отрыв этого мотива от других столь значителен, что дает все основания говорить о резком падении жизненного уровня всех слоев населения.

На второе место в структуре мотивов  трудовой миграции респонденты поставили нематериальный мотив - пожить в цивилизованной стране (41,1 % опрошенных). Желание увидеть другой мир воочию, испытать себя в этом мире - это, в конечном счете, другая сторона медали одного и того же состояния, а именно: отражение бедственного профессионального и материального положения, которое испытывают сегодня активные и высококвалифицированные кадры промышленного производства, непроизводственных сфер экономики Беларуси.

   На третьем месте среди основных мотивов внешней трудовой миграции стоит опять же материальный интерес - заработать капитал для своего дела (бизнеса). Его определили как значимый 25,7 % опрошенных. Среди социальных групп в этом отношении выделяется учащаяся молодежь, прежде всего студенты. Отчасти в этом можно усмотреть влияние на молодежь реалий настоящего времени, процессов становления рыночной идеологии и новых социальных ориентаций. Однако, на наш взгляд, возможность заработать за границей достаточно большие деньги (стартовый капитал для открытия своего дела) ничтожно мала, и больше похожа на иллюзии, которые свойственны молодежи. Об этом говорит тот факт, что только 26,7 % респондентов-предпринимателей, которые как никто другой представляют, что такое "стартовый капитал" для открытия своего дела в бизнесе, отметили этот мотив как значимый. Более реальным мотивом внешней трудовой миграции для 46,7 % респондентов-предпринимателей оказался мотив, связанный с их профессиональными интересами: установление деловых контактов с зарубежными партнерами. Этот мотив в группе респондентов-предпринимателей занял второе место и оттеснил вместе с мотивом "заработать капитал для своего дела" мотив "пожить в цивилизованной стране" на четвертое место.

   Среди основных мотивов желания поработать за границей мотив повышения своего профессионального уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных. Наибольшая доля респондентов, указавших на это, относится к ИТР - 35,1 %, а также к служащим - 34,4 %. Однако этот мотив можно отнести больше к желаемым, чем реально осуществимым. Следует в этой связи отметить, что только 16,3 % рабочих полагают, что работа за границей даст им возможность повысить профессиональный уровень.

Как известно, выезд за границу для работы по контракту (или нелегально) всегда влечет за собой установление профессиональных контактов, связей и приобретение опыта проживания за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов, имеющих этот мотив трудовой миграции, незначительна - 13,4 %. Наиболее полно он представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8 %), менее всего - у учащейся молодежи и студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %).

Как показал  опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих желание поработать за границей, определили непреложным условием контракта работу только по специальности. Причем наиболее ярко это желание проявляется у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов, занимающих должности ИТР, это условие найма для работы за рубежом выражено в значительно меньшей степени. Только 12,5 % из них ставят такое условие. В определенной степени это весьма неожиданный результат опроса. ИТР, как известно, люди с высшим образованием, с развитой самооценкой и высокой квалификацией. Такое снижение социально-профессиональных притязаний может говорить, во-первых, о том, что они более реалистично представляют себе ситуацию на рынке труда в западных странах и понимают, что при таких условиях им никогда не удастся найти работу по специальности за границей. Во-вторых, материальное положение их семей таково, что им приходится забыть о своих высоких социально-профессиональных притязаниях и соглашаться на любую работу, лишь бы она была высокооплачиваемой. Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных ИТР согласны на любую высокооплачиваемую работу, а 10,7 % - вообще согласны на работу при любых условиях. Интересно отметить в этой связи, что наименьший процент респондентов, ставящих непременным условием выезда за границу работу по специальности, был выявлен у предпринимателей - 6,7 %. У них же и самая высокая доля (63,3 %) согласных на любую, но высокооплачиваемую работу. Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей выразили согласие на любую работу без каких-либо условий.

   Следует отметить, что для большинства респондентов (62 %) желательна легальная работа по контракту. И если бы такая возможность была предоставлена, то, несомненно, абсолютное большинство предпочло именно такую форму найма на работу за границей. Однако не всегда это возможно. В связи с этим 34 % респондентов готовы на нелегальную работу, подвергая себя тем самым значительному риску. Интересно отметить, что наиболее высокий процент таких людей мы находим среди предпринимателей (37,9 %) и ИТР (28,6 %). Если говорить о предпринимателях, то здесь, вероятно, решающую роль играет не тяжелое материальное положение, а готовность к риску, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности, а также большая осведомленность в отношении возможности нелегального трудоустройства.

   Конечно, далеко не все потенциальные мигранты осуществят свои желания, однако проведенное исследование говорит о высокой ориентации населения, особенно молодежи республики, на работу за границей. Поэтому очень важно регулировать трудоустройство белорусских граждан за рубежом. Государственное регулирование должно быть направлено на поддержку внешней трудовой эмиграции, организацию их трудоустройства, обеспечение информацией о положении на рынке труда других государств, рекламирование фирм, имеющих лицензии, и пресечение распространения ложной информации.

   Выдача лицензий на осуществление деятельности по направлению граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам регулируется Инструкцией «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27.

   Под студенческой программой понимается предусмотренный в соответствии с соглашением (договором) о совместной деятельности между соискателем лицензии либо лицензиатом и иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией порядок направления граждан Республики Беларусь, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме обучения (далее - студенты), на работу за границей с целью содействия в совершенствовании их языковой практики в стране пребывания, а также их общему академическому и культурному развитию.

   Направление студентов на работу за границей осуществляется по студенческим программам.

   Соискатели лицензии, изъявившие намерение направлять студентов на работу за границей, представляют в Министерство образования Республики Беларусь письменное обращение о согласовании заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, и прилагают указанное заявление, а также:

нотариально заверенную копию соглашения (договора), заключенного с иностранным нанимателем или иностранной посреднической организацией, о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей;

подписанный иностранным нанимателем, иностранной  посреднической организацией или по их поручению юридическим лицом  Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, заверенный подписью их руководителя и печатью проект трудового договора (контракта), заключаемого с трудящимся-мигрантом;

Информация о работе Миграция населения как политическая проблема