Миграция населения как политическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.
Разные государства относятся к этой проблеме по-разному. Например, Латинская Америка, которая имеет почти наибольшее число государств, высказывает свое негативное отношение к сложившейся эмиграционной обстановке. А в Германии проживают 7.3 млн. иностранцев, которые составляют около 10% всего населения.
Миграция происходит: из менее развитых в более экономически развитые страны (Бразилию), в США, где трудится около 2.5 млн. человек из Мексики, Сальвадора, Колумбии и Ямайки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Понятие и виды миграции --------------------------------------------------------------------------------------
2. Проблема внешних миграций ---------------------------------------------------------------------------------
2.1. Миграции, вызванные политическими причинами ----------------------------------------
2.2. Миграции, вызванные экономическими причинами --------------------------------------
3. Особенности миграции в Республике Беларусь -------------------------------------------------------
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников ---------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Миграция населения.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

На второе место в структуре  мотивов трудовой миграции респонденты  поставили нематериальный мотив - пожить в цивилизованной стране (41,1 % опрошенных). Желание увидеть другой мир воочию, испытать себя в этом мире - это, в конечном счете, другая сторона медали одного и того же состояния, а именно: отражение бедственного профессионального и материального положения, которое испытывают сегодня активные и высококвалифицированные кадры промышленного производства, непроизводственных сфер экономики Беларуси.

   На третьем месте среди основных мотивов внешней трудовой миграции стоит опять же материальный интерес - заработать капитал для своего дела (бизнеса). Его определили как значимый 25,7 % опрошенных. Среди социальных групп в этом отношении выделяется учащаяся молодежь, прежде всего студенты. Отчасти в этом можно усмотреть влияние на молодежь реалий настоящего времени, процессов становления рыночной идеологии и новых социальных ориентаций. Однако, на наш взгляд, возможность заработать за границей достаточно большие деньги (стартовый капитал для открытия своего дела) ничтожно мала, и больше похожа на иллюзии, которые свойственны молодежи. Об этом говорит тот факт, что только 26,7 % респондентов-предпринимателей, которые как никто другой представляют, что такое "стартовый капитал" для открытия своего дела в бизнесе, отметили этот мотив как значимый. Более реальным мотивом внешней трудовой миграции для 46,7 % респондентов-предпринимателей оказался мотив, связанный с их профессиональными интересами: установление деловых контактов с зарубежными партнерами. Этот мотив в группе респондентов-предпринимателей занял второе место и оттеснил вместе с мотивом "заработать капитал для своего дела" мотив "пожить в цивилизованной стране" на четвертое место.

   Среди основных мотивов желания поработать за границей мотив повышения своего профессионального уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных. Наибольшая доля респондентов, указавших на это, относится к ИТР - 35,1 %, а также к служащим - 34,4 %. Однако этот мотив можно отнести больше к желаемым, чем реально осуществимым. Следует в этой связи отметить, что только 16,3 % рабочих полагают, что работа за границей даст им возможность повысить профессиональный уровень. Данные графически представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Мотивы желания работать за границей

   Как известно, выезд за границу для работы по контракту (или нелегально) всегда влечет за собой установление профессиональных контактов, связей и приобретение опыта проживания за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов, имеющих этот мотив трудовой миграции, незначительна - 13,4 %. Наиболее полно он представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8 %), менее всего - у учащейся молодежи и студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %).

   Как показал опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих желание поработать за границей, определили непреложным условием контракта работу только по специальности. Причем наиболее ярко это желание проявляется у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов, занимающих должности ИТР, это условие найма для работы за рубежом выражено в значительно меньшей степени. Только 12,5 % из них ставят такое условие. В определенной степени это весьма неожиданный результат опроса. ИТР, как известно, люди с высшим образованием, с развитой самооценкой и высокой квалификацией. Такое снижение социально-профессиональных притязаний может говорить, во-первых, о том, что они более реалистично представляют себе ситуацию на рынке труда в западных странах и понимают, что при таких условиях им никогда не удастся найти работу по специальности за границей. Во-вторых, материальное положение их семей таково, что им приходится забыть о своих высоких социально-профессиональных притязаниях и соглашаться на любую работу, лишь бы она была высокооплачиваемой. Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных ИТР согласны на любую высокооплачиваемую работу, а 10,7 % - вообще согласны на работу при любых условиях. Интересно отметить в этой связи, что наименьший процент респондентов, ставящих непременным условием выезда за границу работу по специальности, был выявлен у предпринимателей - 6,7 %. У них же и самая высокая доля (63,3 %) согласных на любую, но высокооплачиваемую работу. Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей выразили согласие на любую работу без каких-либо условий.

   Следует отметить, что для большинства респондентов (62 %) желательна легальная работа по контракту. И если бы такая возможность была предоставлена, то, несомненно, абсолютное большинство предпочло именно такую форму найма на работу за границей. Однако не всегда это возможно. В связи с этим 34 % респондентов готовы на нелегальную работу, подвергая себя тем самым значительному риску. Интересно отметить, что наиболее высокий процент таких людей мы находим среди предпринимателей (37,9 %) и ИТР (28,6 %). Если говорить о предпринимателях, то здесь, вероятно, решающую роль играет не тяжелое материальное положение, а готовность к риску, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности, а также большая осведомленность в отношении возможности нелегального трудоустройства.

   Конечно, далеко не все потенциальные мигранты осуществят свои желания, однако проведенное исследование говорит о высокой ориентации населения, особенно молодежи республики, на работу за границей. Поэтому очень важно регулировать трудоустройство белорусских граждан за рубежом. Государственное регулирование должно быть направлено на поддержку внешней трудовой эмиграции, организацию их трудоустройства, обеспечение информацией о положении на рынке труда других государств, рекламирование фирм, имеющих лицензии, и пресечение распространения ложной информации.

   Выдача лицензий на осуществление деятельности по направлению граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам регулируется Инструкцией «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27.

   Под студенческой программой понимается предусмотренный в соответствии с соглашением (договором) о совместной деятельности между соискателем лицензии либо лицензиатом и иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией порядок направления граждан Республики Беларусь, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме обучения (далее - студенты), на работу за границей с целью содействия в совершенствовании их языковой практики в стране пребывания, а также их общему академическому и культурному развитию.

   Направление студентов на работу за границей осуществляется по студенческим программам.

   Соискатели лицензии, изъявившие намерение направлять студентов на работу за границей, представляют в Министерство образования Республики Беларусь письменное обращение о согласовании заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, и прилагают указанное заявление, а также:

нотариально заверенную копию соглашения (договора), заключенного с иностранным нанимателем  или иностранной посреднической организацией, о трудоустройстве  граждан Республики Беларусь за границей;

подписанный иностранным нанимателем, иностранной  посреднической организацией или по их поручению юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, заверенный подписью их руководителя и печатью проект трудового договора (контракта), заключаемого с трудящимся-мигрантом;

проект договора об оказании услуг по трудоустройству гражданина Республики Беларусь за границей, заверенный подписью руководителя и печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя;

легализованные  в установленном порядке копии  выданных уполномоченным органом документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя или иностранной посреднической организации, и наличие у них разрешения на осуществление деятельности по трудоустройству иностранных граждан в соответствии с законодательством государства, где этот наниматель (организация) осуществляет свою деятельность. Документы должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;

заключение  органа внутренних дел о возможности  выдачи лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, по установленной форме;

копии документов, подтверждающих наличие у заявителя  либо у нанятых им работников профессионального  образования и стажа работы в  области трудоустройства за границей, содействия занятости населения в Республике Беларусь или туризма не менее одного года, а также наличие у руководителя соискателя лицензии (руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей) высшего или среднего специального образования.

Министерство  образования рассматривает представленные документы на предмет содержания в них следующих положений:

наличие в  соглашениях (договорах) о совместной деятельности по направлению студентов на работу за границей, заключаемых между соискателями лицензии либо лицензиатами и иностранными нанимателями либо посредническими организациями, положений о взаимных обязательствах по возвращению студентов в Республику Беларусь после окончания срока действия контракта;

наличие в  соглашениях (договорах) об оказании услуг  по направлению студентов на работу за границей, заключаемых между студентом  и лицензиатом, положений об обязательном возвращении студентов из-за границы  в установленный срок в Республику Беларусь для продолжения учебы после окончания срока действия контракта;

наличие в  договорах, заключаемых между студентами и иностранными нанимателями либо иностранными посредническими организациями, положений, предусматривающих срок действия контракта между студентом и иностранным нанимателем не более 3 месяцев;

наличие в  письменных обращениях положений, в  которых заявитель обязуется  в 10-дневный срок информировать соответствующее  структурное подразделение по гражданству  и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов и Министерство образования о всех фактах несвоевременного возвращения в Республику Беларусь студентов, направленных им на работу за границей, с указанием фамилии, имени и отчества студента, места его прописки и фактического проживания, названия учреждения образования и курса обучения, а также в случае переноса срока сдачи сессии данным студентом - представить копию документа о письменном согласии на это должностного лица соответствующего учреждения образования.

   По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании заявлений о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, в следующем порядке:

согласование  заявления о выдаче лицензии на осуществление  деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, оформляется грифом "СОГЛАСОВАНО" в нижней части документа с подписью заместителя Министра образования Республики Беларусь, заверяется печатью Министерства образования с изображением Государственного герба Республики Беларусь и выдается соискателю лицензии;

отказ в согласовании вышеуказанного заявления оформляется  в виде письма соискателю лицензии с указанием причин отказа в согласовании, подписывается заместителем Министра образования Республики Беларусь, копия  направляется в Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

   По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования выдает заключение о возможности (невозможности) направления студентов на работу за границей, подписанное заместителем Министра образования Республики Беларусь.

Министерство  образования направляет в Министерство внутренних дел предложения о  принятии мер по прекращению действия лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан  Республики Беларусь за границей, в  следующих случаях: при непредставлении либо представлении лицензиатом недостоверных сведений; при установлении фактов повторного нарушения по вине лицензиата сроков пребывания студентов в государстве трудоустройства и их несвоевременного возвращения к началу учебных занВ целом миграционный оборот Республики Беларусь с другими странами в 90-е гг. постоянно снижался. Если в 1992 г. 117,7 тыс. человек прибыло в республику и 60,5 тыс. выбыло из нее, т. е. чистый прирост составил 57,2 тыс. человек, то в 1998 г. прибыло 33,2 тыс. человек, а выбыло 13,3 тыс. человек, т. е. прирост составил 19,9 тыс. человек. Внешняя миграция складывалась из двух разных потоков: первый - со странами СНГ и Балтии и второй - с другими странами, не входящими в СНГ и страны Балтии. Если в первом потоке Беларусь на протяжении 90-х гг. постоянно имела положительный чистый прирост, то во втором он постоянно был отрицательным.

   Динамика миграционных потоков с ближним зарубежьем обусловлена рядом разнонаправленных факторов. Население, которое ранее свободно переезжало по территории СССР, сдерживают не только экономические (разные валютные системы, обнищание населения, отсутствие перспектив приобретения жилья, опасения по поводу возможных трудностей с трудоустройством), но и административные факторы. Люди остерегаются менять место жительства из-за проблем с гражданством, боятся потерять возможность связи с родственниками, опасаются проблем с исчислением стажа работы и получением пенсии и т. д. Сыграло свою роль и разделение Вооруженных Сил.

Информация о работе Миграция населения как политическая проблема