Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.
Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям.
Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими отклонениями.
Современная политология
характеризуется разнообразием
школ и направлений исследования.
Центральное место в
Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад монолитного Советского блока и смещение сконцентрированной в Москве огромной власти в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, структура отражавшая господство индустриальной мощи "второй волны", распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран: в качестве основного критерия выступают темпы развития. По мнению Тоффлера, власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.
Основные имена: Платон, Аристотель, Цицерон, св. Иоганн Златоуст, Августин Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мор, К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, З. Фрейд, О. Тоффлер.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На какие вопросы,
как правило, отвечает в своих
трудах политический мыслитель,
2. В чем Аристотель был не согласен с политическими идеями Платона?
3. В чем, по вашему мнению, состоит вклад Н. Макиавелли в политическую науку?
4. Хотели ли бы вы жить в идеальном государстве Платона? Аргументируйте свой ответ.
5. В чем разница понимания
общественного договора Т.
6. О каких новейших глобальных политических тенденциях пишет в своих работах Тоффлер?
7. В чем специфика марксистского анализа политики?
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Происхождение политики.
2. Сущность политики: основные теоретические подходы.
3. Функции политики и ее виды.
4. Политика и другие сферы общественной жизни.
5. Политика и экономика.
1. Происхождение политики
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город - государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль.
С чем был связан генезис политики?
Одним из распространенных подходов
в истории политической мысли
стала антропологическая
Согласно другому подходу,
политика формируется в ходе исторической
эволюции общества вместе с ростом
его социальной неоднородности и
сложности организации. Первобытное
общество было социально-однородным. В
нем не было политических учреждений
и организаций, не было и политики,
хотя была власть, осуществляемая всеми
взрослыми членами рода. Усложнение
общества по мере его развития, появление
в нем противоречивых интересов
обусловили возникновения государства,
а вместе с ним и политики. Политика
возникает как деятельность по организации
совместной жизни людей в социально-
1. Рост продуктивной
- дальнейшему разделению
труда и развитию экономики,
в частности росту обмена, торговли,
появлению ремесел, городов.
- росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека определяется не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности [5];
- усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.
2. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.
3. Рост плотности населения
и потребности расширения
Таким образом, политика формируется
как результат неравного
Политика непосредственно связана с такими явлениями как власть и государство.
Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера. Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:
1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);
2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;
3) институционализированная, связанная с появлением особого института - государства.
Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.
С появлением государства связан переход от неполитической (племенной кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, использующее рычаги административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).
2. Сущность политики: основные теоретические подходы
Существуют различные понимания политики:
1. Одним из распространенных является определение, которое исторически возникло первым - управление обществом. Например, американские политологи Д. Истон и Д. Алмонд считают, что политика это решение всех общественных проблем, за исключением только нравственных. В теории и на практике политика трактуется как деятельность по управлению какими либо общественными процессами, как способ управления.
2. Субстанциональный подход
указывает на сущность
3. Институционный подход
делает акцент на организации,
в которой материализуется
4. Социологический подход
связан с рассмотрением
5. Телеологический (целевой)
подход трактует политику как
особую форму человеческого
Существуют противоположные подходы к вопросу о назначении политики в жизни общества:
1. Согласно консенсусному подходу, политика это сфера объединения всех членов общества, сфера общего, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами, путем компромиссов, без победителей и побежденных. Что такое консенсус? В политологии - это согласие между гражданами, их готовность к взаимным компромиссам и к уважению прав другой стороны. Это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.
2. Конфликтный подход
Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В современном обществе одновременно присутствует дифференцирующее и интегрирующее начало. Первое связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. многие социальные блага являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало проявляется в поиске компромисса, интегрирующего начала, без чего общество распадается. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.
3. Функции политики и ее виды
Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:
1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
2) политика призвана
3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);
4) политика призвана