Лекции по "Основы политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ


1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

 

Итальянский социолог и политолог  Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.

 

Немецкий историк, философ  и социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил  разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям.

 

Мощное воздействие на методы современной политологии  и весь спектр ее проблем оказали  идеи австрийского психиатра и психолога  Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как  некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми  психическими отклонениями.

 

Современная политология  характеризуется разнообразием  школ и направлений исследования. Центральное место в современной  политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни  в условиях перехода цивилизации  к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления  видное место занимает Олвин Тоффлер (род. в 1928). Он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

 

Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад монолитного Советского блока и смещение сконцентрированной в Москве огромной власти в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, структура отражавшая господство индустриальной мощи "второй волны", распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран: в качестве основного критерия выступают темпы развития. По мнению Тоффлера, власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.

 

Основные имена: Платон, Аристотель, Цицерон, св. Иоганн Златоуст, Августин Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мор, К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, З. Фрейд, О. Тоффлер.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. На какие вопросы,  как правило, отвечает в своих  трудах политический мыслитель,  в какую бы эпоху он не  жил?

 

2. В чем Аристотель был  не согласен с политическими  идеями Платона?

 

3. В чем, по вашему  мнению, состоит вклад Н. Макиавелли  в политическую науку?

 

4. Хотели ли бы вы  жить в идеальном государстве  Платона? Аргументируйте свой  ответ.

 

5. В чем разница понимания  общественного договора Т. Гоббсом  и Дж. Локком?

 

6. О каких новейших глобальных  политических тенденциях пишет  в своих работах Тоффлер?

 

7. В чем специфика марксистского  анализа политики?

 

ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

1. Происхождение политики.

 

2. Сущность политики: основные  теоретические подходы.

 

3. Функции политики и  ее виды.

 

4. Политика и другие  сферы общественной жизни.

 

5. Политика и экономика.

 

1. Происхождение политики

 

 

Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город - государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни  произошло задолго до того, как  греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она  формируется значительно позже, чем экономические, социальные отношения  и мораль.

 

С чем был связан генезис  политики?

 

Одним из распространенных подходов в истории политической мысли  стала антропологическая трактовка  необходимости политики. Так в  трактовке античных мыслителей Платона  и Аристотеля политика призвана обуздать эгоистическое, животное начало в человеке и воплотить общую пользу и  справедливость. Аристотель прямо утверждал, что человек есть существо политическое, вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием.

 

Согласно другому подходу, политика формируется в ходе исторической эволюции общества вместе с ростом его социальной неоднородности и  сложности организации. Первобытное  общество было социально-однородным. В  нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми  взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление  в нем противоречивых интересов  обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации  совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства  и образ жизни людей. С неолитической революцией связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях. Логику появления политики можно представить следующим образом:

 

1. Рост продуктивной деятельности  человека сделал возможным прибавочный  продукт, который трансформируется  в частную собственность. Частная  собственность способствовала:

 

- дальнейшему разделению  труда и развитию экономики,  в частности росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем  самым складываются различные  социальные группы, усложняются  формы экономических взаимоотношений;

 

- росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека определяется не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности [5];

 

- усилению имущественного  расслоения, складыванию различных  классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

 

2. Углубление социальной  дифференциации по этническому  и религиозному признаку.

 

3. Рост плотности населения  и потребности расширения сферы  земледелия и скотоводства породили  территориальные притязания племен  друг к другу. Появляется проблема  сохранения территориальной целостности  и независимости от внешних  посягательств.

 

Таким образом, политика формируется  как результат неравного распределения  богатства, различия статусов, несовпадающих  интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные  проблемы, межплеменные конфликты, с  которыми столкнулось общество, уже  не могли быть решены с помощью  прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые  регуляторы (административно-правовые и политические) и новые организационные  структуры - государство.

 

Политика непосредственно  связана с такими явлениями как  власть и государство.

 

Власть является главным  инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном  обществе она не носила политического  характера. Французский политолог  М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

 

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

 

2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;

 

3) институционализированная, связанная с появлением особого института - государства.

 

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

 

С появлением государства  связан переход от неполитической (племенной  кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, использующее рычаги административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

2. Сущность политики: основные  теоретические подходы

 

 

Существуют различные  понимания политики:

 

1. Одним из распространенных  является определение, которое  исторически возникло первым - управление  обществом. Например, американские  политологи Д. Истон и Д. Алмонд считают, что политика это решение всех общественных проблем, за исключением только нравственных. В теории и на практике политика трактуется как деятельность по управлению какими либо общественными процессами, как способ управления.

 

2. Субстанциональный подход  указывает на сущность политики. Сюда могут быть отнесены разнообразные  "властные" трактовки политики. Политика - это либо управление  с использованием власти, либо  борьба за завоевание и удержание  власти. Властные трактовки представлены  в работах Н. Макиавелли, М.  Вебера, в марксизме, среди американских  политологов. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление  к участию во власти или  оказанию влияния на распределение  власти, будь то между государством, будь то внутри государства  между группами людей, которые  оно в себе включает".

 

3. Институционный подход  делает акцент на организации,  в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства,  использование классами государственной  власти для осуществления своих  целей (В.И. Ленин). Но политика  вершится не только государством, поэтому другие определения указывают  на разнообразные институты и  организации, которые могут выступать  субъектами политики.

 

4. Социологический подход  связан с рассмотрением общества  как структуры, состоящей из  разнообразных групп, обладающих  собственными интересами и потребностями,  главным рычагом реализации которых  является власть. Политика в таком  случае рассматривается как направления  и способы деятельности социальных  групп в отстаивании своих  интересов и удовлетворении своих  потребностей с помощью разнообразных  средств, среди которых главную  роль играет власть[1].

 

5. Телеологический (целевой)  подход трактует политику как  особую форму человеческого существования,  связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в отношениях между супругами, в отношениях преподавателя и студента [2].

 

Существуют противоположные  подходы к вопросу о назначении политики в жизни общества:

 

1. Согласно консенсусному подходу, политика это сфера объединения всех членов общества, сфера общего, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами, путем компромиссов, без победителей и побежденных. Что такое консенсус? В политологии - это согласие между гражданами, их готовность к взаимным компромиссам и к уважению прав другой стороны. Это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

 

2. Конфликтный подход рассматривает  политику как сферу борьбы, в  которой побеждает сильнейший, как  господство одних над другими.  Политика трактуется как поле  столкновения интересов множества  социальных групп и институтов  по поводу власти, по поводу  концентрации и распределения  материальных и духовных ресурсов  общества.

 

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В современном обществе одновременно присутствует дифференцирующее и интегрирующее  начало. Первое связано с тем, что  общество постоянно воспроизводит  социальное неравенство, т.к. многие социальные блага являются дефицитными. Это  порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало проявляется в поиске компромисса, интегрирующего начала, без чего общество распадается. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

 

3. Функции политики и  ее виды

 

 

Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:

 

1) политика есть инструмент  реализации властно значимых  интересов социальных групп;

 

2) политика призвана обеспечивать  урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда [6, с. 81-82];

 

3) политика обеспечивает  как преемственность, так и  инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

 

4) политика призвана рационализировать  общественные отношения, сгладить  социальные противоречия и направить  ситуацию на поиск взвешенных решений.

Информация о работе Лекции по "Основы политологии"