Лекции по "Основы политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ


1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД  ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

1. Предмет политологии.

 

2. Метод политологии.

 

1. Предмет политологии

 

 

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в  целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими  сферами общественной жизни.

 

Политологи разных стран  договорились о международном стандарте  в понимании объекта и предметного  поля политологии. Компонентами политологии  согласно такому стандарту являются:

 

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);

 

б) изучение государственных  институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);

 

в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);

 

г) международные отношения (международные организации и  мировая политика).

 

В отечественной научной  литературе отчетливо сложились  две позиции по отношению к  политологии. Первая: политология - это  одна из наук о политике. Политику как  сложное и многогранное явление  изучают философия, социология, теория государства и права, история  и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти. Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:

 

- политическая философия  (философия политики), которая выявляет  наиболее общие закономерности  политической жизни, создает мировоззренческую  и методологическую базу исследования, осуществляет формирование понятийного  аппарата политической науки;

 

- теория политики. Более  конкретная отрасль, которая развивается  на базе обобщения эмпирического  материала. У теории политики  есть свои внутренние структурные  звенья: теория международных отношений,  теория бюрократии и элит и  т.п.;

 

- история политических  учений, изучающая этапы эволюции  представлений о политической  жизни и ее компонентах в  различные исторические эпохи;

 

- политическая социология. Выявляет связь политики и  различных сфер жизнедеятельности  человеческого общества. Изучает  конкретные политические явления  и процессы, используя сбор, обобщение  и анализ эмпирических данных;

 

- политическая психология, исследующая политическое поведение  и его мотивацию (особенно в  массовых формах);

 

- политическая антропология, которая устанавливает связь  политики с социобиологическими  качествами человека. Ее приоритетное  направление - выявление особенностей  политической культуры того или  иного народа, "национального  духа";

 

- политическая география.  Изучает зависимость политических  процессов от экономико-географических, климатических и других природных  факторов.

 

Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди  которых выделяют:

 

- теологическую интерпретацию  политики, в рамках которой политическая  власть рассматривается как проявление  Божественной воли;

 

- натуралистическую, когда  рассматривается обусловленность  политической жизни географической  средой, климатом и иными природными  факторами;

 

- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

 

- психологическую интерпретацию  политики, когда источник политических  проблем видят в психических  свойствах людей, в подсознательных  импульсах, определяющих характер  политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд,  Г. Лассуэл);

 

- экономический детерминизм,  например, марксистский взгляд на  политику как "концентрированное  выражение экономики";

 

- институционалистская версия, в рамках которой политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;

 

- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.

 

В настоящее время в  политологии сложилось многообразие теоретических и эмпирических методов  исследования. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения  полученных в ходе эмпирического  исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующее:

 

- диалектику, которая предполагает  рассмотрение явлений политической  действительности с учетом факта  их постоянного качественного  изменения, умения видеть взаимосвязи  частей и компонентов политической  жизни, противоречивость политических  процессов;

 

- формализацию (сравнительный  подход), которая дает возможность  сравнивать, сопоставлять политические  явления по сходным параметрам  их существования для выявления  различия и сходства;

 

- исторический метод, предполагающий  изучение политических явлений  в процессе их становления  и развития, установление связи  с прошлым;

 

- нормативно-ценностный метод,  когда политические процессы  оцениваются с точки зрения  оптимального варианта, идеала. Например, для З. Бжезинского таким идеалом  является американская демократия, другие системы оцениваются по тому насколько они к ней близки. Для других же политических мыслителей такой идеал неприемлем;

- системный метод, в  рамках которого политика рассматривается  как целостность, формируемая  взаимодействием элементов, находящихся  в многообразных связях с внешней  средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика и др.

 

Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:

 

- опрос, один из самых  распространенных методов сбора  политической информации. Опрос  - это устное или письменное  обращение исследователя к определенной  совокупности людей - респондентов  с вопросами. Опрос может проводиться  в форме бесед, интервью, анкетирования,  позволяющих выявить состояние  общественного мнения по тому  или иному вопросу;

 

- наблюдение. Как метод  сбора первичных эмпирических  данных он заключается в преднамеренном  и непосредственном восприятии  и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов:  невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

 

- статистические методы, с помощью которых производится  накопление и систематизированное  обобщение разнообразных эмпирических  данных, отражающих различные состояния  объекта;

 

- математические метод,  открывают возможность моделирования  политических процессов - составления  схематических образцов изучаемых  объектов, отражающих их сущностные  качества;

 

- методы семиотики - науки  о знаковых системах, которые  весьма продуктивны в изучении  политики, т.к. она во многих  своих проявлениях (традиции, церемонии,  ритуалы) представляет собой именно  знаковую символическую систему;

 

- методы герменевтики, целью  которых служит не столько  фиксация объективной стороны  существования политических явлений,  сколько понимание, выявление  смысла, который они в себе  несут для действующих в политике  субъектов.

 

Основные понятия: политика, политология, предмет политологии, метод политологии, теоретические  методы, эмпирические методы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Что является предметом  политологии?

 

2. Назовите две позиции  по отношению к политологии,  которые сложились в отечественной  научной литературе?

 

3. В чем состоит основное  отличие политической философии  от теории политики?

 

4. Назовите теоретические  методы, применяемые в политологии?

 

5. Назовите эмпирические  методы, применяемые в политологии?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Радугин А.А. Политология.  М.: Центр, 1997.

 

2. Демидов А.И., Малько А.В.  Политология в вопросах и ответах.  Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.

 

3. Политология. Энциклопедический  словарь. М., 1993.

 

4. Дегтярев А.А. Методы  политологических исследований. // Вестник  МГУ. Сер. Политические науки, 1996, № 6.

 

5. Федун Л. О предмете  и методе политологии // Социально-политические  науки, 1991, № 3.

 

6. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.

 

ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

1. Политическая мысль античности.

 

2. Политическая мысль средних  веков.

 

3. Политическая мысль эпохи  Возрождения.

 

4. Политическая мысль Нового  времени.

 

5. Политическая мысль XIX-XX вв.

 

История политических учений, как составная часть культуры человечества, воплотила в доктринальной  форме возникавшее в разные эпохи  стремление осмыслить политическую жизнь, стремление к справедливости, свободе. Обращение к сокровищнице политической мысли помогает нам  самоопределяться в нашей сегодняшней  политической жизни, т.к. история - лучшая наставница мысли. Трудность изучения истории политических учений состоит  в том, что здесь не было так  называемого кумулятивного накопления знаний, т.е. не было "единой цепи возрастающих знаний", а было сложное, противоречивое осмысление политических явлений с  различных идейно-теоретических  позиций. Однако, в истории политических учений, конечно, прослеживается своя логика. Политический мыслитель, в каком  бы государстве и в какую бы эпоху он ни жил обычно отвечал  на следующие вопросы: что есть власть, соединяющая людей в обществе? Как эта власть относится к  человеческой свободе? Что такое  закон, определяющий данное соотношение? Что есть общее благо, как цель общежития людей в обществе?

 

1. Политическая мысль античности

 

 

Политическая мысль в  Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного  участия граждан в политике, что  предполагает выбор оптимальных  для этого форм государственного устройства, существования механизма  разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие  представлений о путях обеспечения  единства общества.

 

В античном мире возникает  понимание Закона, претворяющего  Хаос в Космос. Закон космической  гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической  гармонии, определяющем порядок для  всего сущего, совпадают моральный  и природный порядок. Анаксимандр  учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.

 

Великий греческий философ  Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который  строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

 

Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.

 

Наилучшими формами правления  по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:

 

- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;

 

- олигархия, под которой  Платон понимал власть богатых.  В таком обществе идет вражда  между богатыми и бедными, бедные  побеждают просто потому, что  их больше, и устанавливают демократию;

Информация о работе Лекции по "Основы политологии"