Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни.
Политологи разных стран
договорились о международном стандарте
в понимании объекта и
а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции по отношению к политологии. Первая: политология - это одна из наук о политике. Политику как сложное и многогранное явление изучают философия, социология, теория государства и права, история и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти. Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:
- политическая философия
(философия политики), которая выявляет
наиболее общие закономерности
политической жизни, создает
- теория политики. Более
конкретная отрасль, которая
- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
- политическая социология.
Выявляет связь политики и
различных сфер
- политическая психология,
исследующая политическое
- политическая антропология,
которая устанавливает связь
политики с
- политическая география.
Изучает зависимость
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:
- теологическую интерпретацию
политики, в рамках которой политическая
власть рассматривается как
- натуралистическую, когда
рассматривается
- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);
- психологическую интерпретацию
политики, когда источник политических
проблем видят в психических
свойствах людей, в
- экономический детерминизм,
например, марксистский взгляд на
политику как "
- институционалистская версия, в рамках которой политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;
- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
В настоящее время в
политологии сложилось
- диалектику, которая предполагает
рассмотрение явлений
- формализацию (сравнительный
подход), которая дает возможность
сравнивать, сопоставлять политические
явления по сходным параметрам
их существования для
- исторический метод,
- нормативно-ценностный метод,
когда политические процессы
оцениваются с точки зрения
оптимального варианта, идеала. Например,
для З. Бжезинского таким
- системный метод, в
рамках которого политика
Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:
- опрос, один из самых
распространенных методов
- наблюдение. Как метод
сбора первичных эмпирических
данных он заключается в
- статистические методы,
с помощью которых
- математические метод,
открывают возможность
- методы семиотики - науки
о знаковых системах, которые
весьма продуктивны в изучении
политики, т.к. она во многих
своих проявлениях (традиции, церемонии,
ритуалы) представляет собой
- методы герменевтики, целью
которых служит не столько
фиксация объективной стороны
существования политических
Основные понятия: политика, политология, предмет политологии, метод политологии, теоретические методы, эмпирические методы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является предметом политологии?
2. Назовите две позиции
по отношению к политологии,
которые сложились в
3. В чем состоит основное
отличие политической
4. Назовите теоретические методы, применяемые в политологии?
5. Назовите эмпирические методы, применяемые в политологии?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радугин А.А. Политология. М.: Центр, 1997.
2. Демидов А.И., Малько А.В.
Политология в вопросах и
3. Политология.
4. Дегтярев А.А. Методы политологических исследований. // Вестник МГУ. Сер. Политические науки, 1996, № 6.
5. Федун Л. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки, 1991, № 3.
6. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1. Политическая мысль античности.
2. Политическая мысль средних веков.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
4. Политическая мысль Нового времени.
5. Политическая мысль XIX-XX вв.
История политических учений,
как составная часть культуры
человечества, воплотила в доктринальной
форме возникавшее в разные эпохи
стремление осмыслить политическую
жизнь, стремление к справедливости,
свободе. Обращение к сокровищнице
политической мысли помогает нам
самоопределяться в нашей сегодняшней
политической жизни, т.к. история - лучшая
наставница мысли. Трудность изучения
истории политических учений состоит
в том, что здесь не было так
называемого кумулятивного
1. Политическая мысль античности
Политическая мысль в
Древней Греции и Древнем мире
развивалась как форма
В античном мире возникает понимание Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего, совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.
Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.
Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:
- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;
- олигархия, под которой
Платон понимал власть богатых.