Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД  ПОЛИТОЛОГИИ
 
 
1. Предмет политологии.
 
2. Метод политологии.
 
1. Предмет политологии
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни.
Политологи разных стран 
договорились о международном стандарте 
в понимании объекта и 
а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции по отношению к политологии. Первая: политология - это одна из наук о политике. Политику как сложное и многогранное явление изучают философия, социология, теория государства и права, история и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти. Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:
- политическая философия 
(философия политики), которая выявляет 
наиболее общие закономерности 
политической жизни, создает 
- теория политики. Более 
конкретная отрасль, которая 
- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
- политическая социология. 
Выявляет связь политики и 
различных сфер 
- политическая психология, 
исследующая политическое 
- политическая антропология, 
которая устанавливает связь 
политики с 
- политическая география. 
Изучает зависимость 
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:
- теологическую интерпретацию 
политики, в рамках которой политическая 
власть рассматривается как 
- натуралистическую, когда 
рассматривается 
- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);
- психологическую интерпретацию 
политики, когда источник политических 
проблем видят в психических 
свойствах людей, в 
- экономический детерминизм, 
например, марксистский взгляд на 
политику как "
- институционалистская версия, в рамках которой политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;
- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
В настоящее время в 
политологии сложилось 
- диалектику, которая предполагает 
рассмотрение явлений 
- формализацию (сравнительный 
подход), которая дает возможность 
сравнивать, сопоставлять политические 
явления по сходным параметрам 
их существования для 
- исторический метод, 
- нормативно-ценностный метод, 
когда политические процессы 
оцениваются с точки зрения 
оптимального варианта, идеала. Например, 
для З. Бжезинского таким 
- системный метод, в 
рамках которого политика 
Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:
- опрос, один из самых 
распространенных методов 
- наблюдение. Как метод 
сбора первичных эмпирических 
данных он заключается в 
- статистические методы, 
с помощью которых 
- математические метод, 
открывают возможность 
- методы семиотики - науки 
о знаковых системах, которые 
весьма продуктивны в изучении 
политики, т.к. она во многих 
своих проявлениях (традиции, церемонии, 
ритуалы) представляет собой 
- методы герменевтики, целью 
которых служит не столько 
фиксация объективной стороны 
существования политических 
Основные понятия: политика, политология, предмет политологии, метод политологии, теоретические методы, эмпирические методы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является предметом политологии?
2. Назовите две позиции 
по отношению к политологии, 
которые сложились в 
3. В чем состоит основное 
отличие политической 
4. Назовите теоретические методы, применяемые в политологии?
5. Назовите эмпирические методы, применяемые в политологии?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радугин А.А. Политология. М.: Центр, 1997.
2. Демидов А.И., Малько А.В. 
Политология в вопросах и 
3. Политология. 
4. Дегтярев А.А. Методы политологических исследований. // Вестник МГУ. Сер. Политические науки, 1996, № 6.
5. Федун Л. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки, 1991, № 3.
6. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1. Политическая мысль античности.
2. Политическая мысль средних веков.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
4. Политическая мысль Нового времени.
5. Политическая мысль XIX-XX вв.
История политических учений, 
как составная часть культуры 
человечества, воплотила в доктринальной 
форме возникавшее в разные эпохи 
стремление осмыслить политическую 
жизнь, стремление к справедливости, 
свободе. Обращение к сокровищнице 
политической мысли помогает нам 
самоопределяться в нашей сегодняшней 
политической жизни, т.к. история - лучшая 
наставница мысли. Трудность изучения 
истории политических учений состоит 
в том, что здесь не было так 
называемого кумулятивного 
1. Политическая мысль античности
Политическая мысль в 
Древней Греции и Древнем мире 
развивалась как форма 
В античном мире возникает понимание Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего, совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.
Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.
Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:
- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;
- олигархия, под которой 
Платон понимал власть богатых.