Лекции по "Основы политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ


1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

 

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые  сформулированная Дж. Локком теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

 

В радикально-демократическом  направлении политической мысли  особое место занимает французский  философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

 

Значителен вклад в  развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIXвв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.

 

В середине XIХв. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

 

Основные компоненты политической теории марксизм.

 

- принцип экономической  обусловленности политической жизни;

 

- идея классовой борьбы  как движущей силы исторического  и политического прогресса;

 

- рабочий класс - носитель  всеобщего политического интереса; во главе других трудящихся  классов он должен совершить  социалистическую революцию и  уничтожить эксплуататорское государство,  открыть путь к строительству  бесклассового общества-коммунизма;

 

- диктатура пролетариата - это период господства рабочего  класса, в ходе которого создаются  предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов  и государства.

 

5. Политическая мысль XIX-XX веков

 

 

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как  интерес к изучению мотивов и  последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить  проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался  под влиянием работ ряда социологов и философов.

 

Итальянский социолог и политолог  Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.

 

Немецкий историк, философ  и социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил  разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям.

 

Мощное воздействие на методы современной политологии  и весь спектр ее проблем оказали  идеи австрийского психиатра и психолога  Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как  некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми  психическими отклонениями.

 

Современная политология  характеризуется разнообразием  школ и направлений исследования. Центральное место в современной  политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни  в условиях перехода цивилизации  к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления  видное место занимает Олвин Тоффлер (род. в 1928). Он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

 

Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад монолитного Советского блока и смещение сконцентрированной в Москве огромной власти в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, структура отражавшая господство индустриальной мощи "второй волны", распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран: в качестве основного критерия выступают темпы развития. По мнению Тоффлера, власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.

 

Основные имена: Платон, Аристотель, Цицерон, св. Иоганн Златоуст, Августин Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мор, К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, З. Фрейд, О. Тоффлер.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. На какие вопросы,  как правило, отвечает в своих  трудах политический мыслитель,  в какую бы эпоху он не  жил?

 

2. В чем Аристотель был  не согласен с политическими  идеями Платона?

 

3. В чем, по вашему  мнению, состоит вклад Н. Макиавелли  в политическую науку?

 

4. Хотели ли бы вы  жить в идеальном государстве  Платона? Аргументируйте свой  ответ.

 

5. В чем разница понимания  общественного договора Т. Гоббсом  и Дж. Локком?

 

6. О каких новейших глобальных  политических тенденциях пишет  в своих работах Тоффлер?

 

7. В чем специфика марксистского  анализа политики?

 

ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

1. Происхождение политики.

 

2. Сущность политики: основные  теоретические подходы.

 

3. Функции политики и  ее виды.

 

4. Политика и другие  сферы общественной жизни.

 

5. Политика и экономика.

 

1. Происхождение политики

 

 

Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством, под которым понима представитель западной ветви христианства, многие из идей которого были положены в основание католической доктрины. Августин выдвинул учение о двух градах: Божественном и человеческом. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град Божий (церковь) образуют праведники, которых Бог предопределил к спасению, вопреки христианской идее о том, что Господь хочет спасения всех людей, Аврелий говорит, что Бог по своей неизъяснимой воле одних спасает, других же обрекает на погибель). Отсюда проистекает получившая широкое распространение в католицизме идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах римского папы на власть, его праве назначать и смещать государей. Реализация этих идей на практике в Западной Европе привела к настоящей войне между светской и духовной властью в ХI-XXI в. В православии никогда не было попыток со стороны духовной власти подчинить себе власть светскую, т.к. здесь всегда соблюдалось святоотеческое положение о симфонии властей, т.е. о гармонии церкви и государства.

 

Религиозное понимание государственной  власти развивает и крупнейший католический теолог Фома Аквинский (1225-1274). Люди должны постигать сущность власти, определяемой Богом. Законы государства должны гармонировать  с общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная  власть этого не делает, то подданные  имеют право не подчиняться такой  власти.

 

3. Политическая мысль эпохи  Возрождения

 

 

Ослабление религиозности  сознания происходит в эпоху Возрождения. Отход от теологической интерпретации  политики связан с работами Никколо Макиавелли (1469-1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он называет политику "опытной наукой", которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, но никак не мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. После Макиавелли в политической науке утвердилось понятие "макиавеллизм", которым называют политику основанную на культе силы и пренебрежении нормами морали. Существует два способа действия для достижения целей, говорит Н. Макиавелли: путь закона и путь насилия. Первый способ - человеческий, второй - диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Самоуверенность, смелость, гибкость - вот от чего, по мнению Макиавелли, зависит успех политики.

 

При рассмотрении формы государственного устройства Н. Макиавелли отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а лучшим для поддержания  государственной власти является "смешанная  форма государства", в которой  сочетаются демократический, аристократический  и монархический элементы власти.

 

4. Политическая мысль Нового  времени

 

 

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность  создания политических институтов в  соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями  о наиболее целесообразных формах политического  устройства.

 

Английский философ и  политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в работе "Левиафан" рассматривает  государство в качестве инструмента  подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для  чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

 

Иная позиция представлена в работах другого английского  философа Джона Локка (1632-1704): он исходит  из того, что люди, движимые защитой  собственных интересов, не обязательно  вредят друг другу, но способны взаимодействовать  и согласовывать свои поступки. Г. Гоббс и Дж. Локк представили два  разных варианта трактовки идеи "общественного  договора" - принципа согласования интересов  и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Г. Гоббса, правитель находится вне  рамок общественного договора, он не связан не только договорами, но и  им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим  на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах  Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается  в признании, что каждый человек  обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность. Государство обязано не нарушать, а защищать эти права. Индивид  же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

 

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые  сформулированная Дж. Локком теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

 

В радикально-демократическом  направлении политической мысли  особое место занимает французский  философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

 

Значителен вклад в  развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIXвв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.

 

В середине XIХв. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

 

Основные компоненты политической теории марксизм.

 

- принцип экономической  обусловленности политической жизни;

 

- идея классовой борьбы  как движущей силы исторического  и политического прогресса;

 

- рабочий класс - носитель  всеобщего политического интереса; во главе других трудящихся  классов он должен совершить  социалистическую революцию и  уничтожить эксплуататорское государство,  открыть путь к строительству  бесклассового общества-коммунизма;

 

- диктатура пролетариата - это период господства рабочего  класса, в ходе которого создаются  предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов  и государства.

 

5. Политическая мысль XIX-XX веков

 

 

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как  интерес к изучению мотивов и  последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить  проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался  под влиянием работ ряда социологов и философов.

Информация о работе Лекции по "Основы политологии"