Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4
Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4
Виды  избирательных систем……………………………………………………15
Общая характеристика избирательной системы  в РФ………………...………18
Основные  тенденции и проблемы развития избирательных  институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список  литературы………………………………………………………...…….26
Практическое  занятие………………………………………………………...…
Список литературы
Практическое занятие
     Гражданин 
П.П. Чуров не смог заполнить бюллетень, 
поскольку в кабине для голосования 
он не обнаружил письменных принадлежностей, 
а карандаш, который был у него 
с собой, сломался. Кроме того, в 
кабине для голосования было так 
темно, что чётко рассмотреть 
содержание бюллетеня для 70-летнего 
пенсионера представлялось сложным. П.П. 
Чуров попросил стоящего в зале охранника 
помочь ему. Тот, поинтересовавшись, за 
кого хочет голосовать пенсионер, что-то 
отметил в бюллетене и бросил 
его в избирательную урну. Какие 
нарушения закона были допущены в 
данном случае? 
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
     Принцип 
тайного голосования означает, что 
никто, кроме самого избирателя (участника 
референдума) не имеет права знать 
о содержании его персонального 
волеизъявления и никто не вправе 
оказывать давление на волеизъявление 
избирателя (участника референдума). 
В международном праве этот принцип 
закреплен в статье 21 Всеобщей декларации 
прав человека; пункте 7.4 Документа 
Копенгагенского совещания 
Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции Российской Федерации, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации, статьи 2 и 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статья 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация данного принципа требует создания ряда законодательных и организационных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме. В международной практике этому служит, например, переход на голосование с помощью электронных средств голосования. То большое значение, которое федеральный законодатель придает принципу сохранения тайны волеизъявления избирателя (участника референдума) можно проиллюстрировать на примере комментируемого Федерального закона и Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Так, в подпункте «г» пункта 10 статьи 30 комментируемого Федерального закона и в подпункте 4 пункта 7 статьи 36 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» записано, что наблюдатель не вправе совершать действия, нарушающие тайну голосования. Пункт 2 статьи 61 комментируемого Федерального закона и пункта 2 статьи 69 указанного Федерального конституционного закона требуют, чтобы в помещении для голосования был зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Пункт 2 статьи 65 комментируемого Федерального закона и пункт 12 статьи 73 Федерального конституционного закона требуют, чтобы при проведении досрочного голосования участковая комиссия обеспечивала тайну голосования, исключала возможность искажения волеизъявления избирателя (участника референдума). В статье 64 комментируемого Федерального закона и в статье 74 Федерального конституционного закона закреплен ряд гарантий соблюдения принципа тайны голосования при голосовании на выборах и референдуме:
а) каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах (референдуме), голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
б) заполнение бюллетеня для голосования на выборах (референдуме) производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина;
     в) 
если гражданин не имеет возможности 
самостоятельно расписаться в получении 
бюллетеня для голосования на 
референдуме или заполнить 
     г) 
в соответствующей графе списка 
избирателей (участников референдума) 
указываются фамилия, имя, отчество, 
серия и номер паспорта или 
документа, заменяющего паспорт 
гражданина, лица, оказывающее помощь 
избирателю (участнику референдума). 
Таким образом, оказавшее такую 
помощь лицо перестает быть анонимным 
и тем самым существенно 
Статья 66 комментируемого Федерального закона и статья 75 Федерального конституционного закона устанавливают, что организация голосования гражданина, который по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может прибыть на избирательный участок, участок референдума, происходила с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьями 64 и 74 и должна исключать возможность искажения волеизъявления избирателей (участника референдума).
     На 
усиление гарантий тайны голосования 
направлено и положение пункта 13 
статьи 64 комментируемого Федерального 
закона, запрещающее заинтересованным 
в результатах голосования 
     Кроме 
того, статья 65, регулирующая порядок 
досрочного голосования, вводит дополнительные 
гарантии соблюдения принципа тайного 
голосования. Новая редакция этой статьи 
ограничивает право осуществлять досрочное 
голосование и допускает его 
только при проведении референдума 
субъекта Российской Федерации, а также 
выборов в органы местного самоуправления 
и местного референдума. В случае 
досрочного голосования соответствующая 
комиссия обязана обеспечить тайну 
голосования, исключив возможность 
искажение волеизъявления воли избирателя 
(участника референдума). Для этого 
заполненный проголосовавшим 
     Дополнительными 
гарантиями реализации принципа тайного 
голосования и средствами защиты 
граждан от воздействия «грязных» 
избирательных технологий служат и 
положения пунктов 2 и 7 статьи 65 комментируемого 
Федерального закона, а именно: а) избиратель 
(участник референдума), голосующий досрочно, 
подает в соответствующую 
     В 
соответствии со статьей 66 комментируемого 
Федерального закона организация голосования 
вне помещения для голосования 
для избирателей (участников референдума), 
которые не могут самостоятельно 
по уважительным причинам прибыть в 
помещение для голосования, должна 
исключать возможность 
     Не 
является нарушением принципа тайного 
голосования опросы избирателей (участников 
референдума) о том, как они собираются 
голосовать или как проголосовали, 
если такие опросы проводятся с соблюдением 
одного из важнейших принципов 
     За 
нарушение тайны голосования 
установлена уголовная