Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4
Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4
Виды избирательных систем……………………………………………………15
Общая характеристика избирательной системы в РФ………………...………18
Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………...…….26
Практическое занятие………………………………………………………...…
Список литературы
Практическое занятие
Гражданин
П.П. Чуров не смог заполнить бюллетень,
поскольку в кабине для голосования
он не обнаружил письменных принадлежностей,
а карандаш, который был у него
с собой, сломался. Кроме того, в
кабине для голосования было так
темно, что чётко рассмотреть
содержание бюллетеня для 70-летнего
пенсионера представлялось сложным. П.П.
Чуров попросил стоящего в зале охранника
помочь ему. Тот, поинтересовавшись, за
кого хочет голосовать пенсионер, что-то
отметил в бюллетене и бросил
его в избирательную урну. Какие
нарушения закона были допущены в
данном случае?
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Принцип
тайного голосования означает, что
никто, кроме самого избирателя (участника
референдума) не имеет права знать
о содержании его персонального
волеизъявления и никто не вправе
оказывать давление на волеизъявление
избирателя (участника референдума).
В международном праве этот принцип
закреплен в статье 21 Всеобщей декларации
прав человека; пункте 7.4 Документа
Копенгагенского совещания
Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции Российской Федерации, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации, статьи 2 и 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статья 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация данного принципа требует создания ряда законодательных и организационных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме. В международной практике этому служит, например, переход на голосование с помощью электронных средств голосования. То большое значение, которое федеральный законодатель придает принципу сохранения тайны волеизъявления избирателя (участника референдума) можно проиллюстрировать на примере комментируемого Федерального закона и Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Так, в подпункте «г» пункта 10 статьи 30 комментируемого Федерального закона и в подпункте 4 пункта 7 статьи 36 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» записано, что наблюдатель не вправе совершать действия, нарушающие тайну голосования. Пункт 2 статьи 61 комментируемого Федерального закона и пункта 2 статьи 69 указанного Федерального конституционного закона требуют, чтобы в помещении для голосования был зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Пункт 2 статьи 65 комментируемого Федерального закона и пункт 12 статьи 73 Федерального конституционного закона требуют, чтобы при проведении досрочного голосования участковая комиссия обеспечивала тайну голосования, исключала возможность искажения волеизъявления избирателя (участника референдума). В статье 64 комментируемого Федерального закона и в статье 74 Федерального конституционного закона закреплен ряд гарантий соблюдения принципа тайны голосования при голосовании на выборах и референдуме:
а) каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах (референдуме), голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
б) заполнение бюллетеня для голосования на выборах (референдуме) производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина;
в)
если гражданин не имеет возможности
самостоятельно расписаться в получении
бюллетеня для голосования на
референдуме или заполнить
г)
в соответствующей графе списка
избирателей (участников референдума)
указываются фамилия, имя, отчество,
серия и номер паспорта или
документа, заменяющего паспорт
гражданина, лица, оказывающее помощь
избирателю (участнику референдума).
Таким образом, оказавшее такую
помощь лицо перестает быть анонимным
и тем самым существенно
Статья 66 комментируемого Федерального закона и статья 75 Федерального конституционного закона устанавливают, что организация голосования гражданина, который по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может прибыть на избирательный участок, участок референдума, происходила с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьями 64 и 74 и должна исключать возможность искажения волеизъявления избирателей (участника референдума).
На
усиление гарантий тайны голосования
направлено и положение пункта 13
статьи 64 комментируемого Федерального
закона, запрещающее заинтересованным
в результатах голосования
Кроме
того, статья 65, регулирующая порядок
досрочного голосования, вводит дополнительные
гарантии соблюдения принципа тайного
голосования. Новая редакция этой статьи
ограничивает право осуществлять досрочное
голосование и допускает его
только при проведении референдума
субъекта Российской Федерации, а также
выборов в органы местного самоуправления
и местного референдума. В случае
досрочного голосования соответствующая
комиссия обязана обеспечить тайну
голосования, исключив возможность
искажение волеизъявления воли избирателя
(участника референдума). Для этого
заполненный проголосовавшим
Дополнительными
гарантиями реализации принципа тайного
голосования и средствами защиты
граждан от воздействия «грязных»
избирательных технологий служат и
положения пунктов 2 и 7 статьи 65 комментируемого
Федерального закона, а именно: а) избиратель
(участник референдума), голосующий досрочно,
подает в соответствующую
В
соответствии со статьей 66 комментируемого
Федерального закона организация голосования
вне помещения для голосования
для избирателей (участников референдума),
которые не могут самостоятельно
по уважительным причинам прибыть в
помещение для голосования, должна
исключать возможность
Не
является нарушением принципа тайного
голосования опросы избирателей (участников
референдума) о том, как они собираются
голосовать или как проголосовали,
если такие опросы проводятся с соблюдением
одного из важнейших принципов
За
нарушение тайны голосования
установлена уголовная