Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4

Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4

Виды избирательных систем……………………………………………………15

Общая характеристика избирательной системы в РФ………………...………18

Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………...…….26

Практическое занятие………………………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КПРФ.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

     Избирательная система – это порядок выборов  Президента, депутатов Государственной  Думы, выборов в иные федеральные  государственные органы, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Федеральными законами. Этот порядок используется также при выборах в органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и в органы местного самоуправления.Избирательная  система – это совокупность юридических  норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права  граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность  депутатов и других выборных лиц  за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации  и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной  власти, осуществления взаимоотношений  избирателей с депутатами и иными  избранными ими лицами.

     Сам порядок выборов определяется особым институтом Конституционного права  – избирательным правом.

     Российская  избирательная система представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной. Суть смешанной  избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

     Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации –  избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательной  системы: 225 депутатов избирается по одномандатным округам и столько  же по партийным спискам.

     Выборы  по территориальному, равно как и  по общефедеральному, избирательному округу при выборах в Государственную  Думу признаются состоявшимися, если в  них приняли участие как минимум 25 % от общего числа зарегистрированных избирателей, а при выборах Президента – 50 %. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.

     При выборах в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, если ни одно избирательное объединение (блок) не получило 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии наличия избирательного кворума. Если только одно избирательное  объединение (блок) получит свыше 5 % голосов избирателей, к нему переходят  все 225 депутатских мест.

     Результаты  выборов в общефедеральном округе определяются ЦИК на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. ЦИК подсчитывает, сколько голосов избирателей  получили по общефедеральному избирательному округу кандидатуры каждого избирательного объединения (блока). Затем определяется, какие избирательные объединения  получили более 5 % голосов избирателей  в целом по стране от общего числа  избирателей, пришедших на выборы, и  число голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов.

     Подобного рода барьеры на выборах по пропорциональной системе широко применяются в  странах, имеющих прочные демократические  традиции. Пери отмене этой квоты в  парламент могут попасть представители  малочисленных неустойчивых политических партий, что само по себе способно дестабилизировать  деятельность российского парламента.

     Мандаты распределяются между избирательными объединениями (блоками), получившими  за свой список не менее 5 % голосов. ЦИК  определяет, сколько мандатов пропорционально  числу поданных за него действительных голосов получает каждое избирательное  объединение (блок), имеющее право  участия в распределении мандатов. Для этого число голосов, полученных этим избирательным объединением, делится  на число подлежащих избранию депутатов. Полученное число является избирательным  метром. Затем, число голосов, полученных избирательным объединением, делится  на избирательный метр. Целая часть  полученного в результате деления  числа есть число депутатских  мандатов соответствующего избирательного объединения.

     Оставшиеся  мандаты передаются по одному тем  избирательным объединениям, у которых  оказалась наибольшая дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления. При равенстве преимущество отдается тому избирательному объединению, за которое подано больше голосов  избирателей. При равенстве голосов  преимущество отдается избирательным  объединениям, зарегистрировавшим свой федеральный список раньше.

     В одномандатных округах результат  выборов определяется окружными  избирательными комиссиями на основе протоколов участковых избирательных  комиссий по итогам голосования. Избранным  считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. 
 

     Основные  тенденции и проблемы развития избирательных  институтов в Российской Федерации 

     Борьба  за определенный вариант избирательной  системы (как в широком, так и  в узком смыслах данного понятия) в настоящее время становится условием политического выживания и демонстрации собственного присутствия в политическом пространстве отдельных лиц, групп интересов и обслуживающих их аналитиков. Все это вполне объяснимо и прогнозируемо, поскольку законодательство о выборах является своеобразной политической конституцией.

     Реформирование  избирательной системы - новое и  весьма актуальное направление государственной политики построения единой и согласованной, внутренне сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы организации выборов, отражающей федеральную природу российского государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Существенное место здесь занимают вопросы унификации федерального и регионального законотворческого и правоприменительного процессов, действенной системы гарантий реализации политических прав граждан. Решение этих и других материально-правовых и процессуальных вопросов развития переходного избирательного права позволит в дальнейшем предметно  сформулировать,  концептуально обосновать и последовательно реализовать идею кодифицированного избирательного права и законодательства, соответствующего международным избирательным стандартам, что имеет принципиальное значение в процессах интеграции в европейские правовые и политические структуры.

     Одной из серьезных проблем избирательной  системы являетсявозможность фальсификации  выборов. Расчеты показывают, что  общий объем фальсификаций (подброс  бюллетеней, приписки в протоколах, незаконное давление на избирателей, особенно эффективны в сельских районах). Таким образом, результатом фальсификации сейчас становится каждый пятый официально признанный действительным бюллетень. В отдельных местах подлоги достигали и достигают  и куда больших размеров. В основном из всех субъектов федерации, в которых проходили выборы, фальсификации не затронули или затронули слабо лишь 10-12 регионов. Основной вклад в фальсификации внесли окружные избирательные комиссии (примерно 2/3 общего объема подтасовок), остальные приходятся на участковые комиссии.

     Манипулирование итогами выборов возможно и с  технической точки зрения.

     Гигантские информационные сети, закрытые от общества, рассчитанные только на исполнительную власть, закрытые ведомства. Можно с большой долей уверенности говорить, что эффективный общественный контроль за проведением выборов, подкрепленный не менее эффективным законодательством, устранит эти недостатки и не даст в итоге поводов усомниться в честности проведения выборов.

     Все вышерассмотренные явления вызваны  несовершенством избирательной  системы, стремлением олигархических групп сохранить в своих руках  власть в обход законодательства, допускающего возможность вмешательства  в избирательный процесс. Эти  проблемы должны решаться на основе существующего  законодательстве об органах, призванных осуществлять надзор за законностью. Реалии современной российской действительности, к сожалению, вносят свои коррективы во многие сферы развития государства  и демократии, в том числе и  в избирательную систему, ставшую  заложницей политической борьбы в России  конца XX века.

     Рассмотрение  избирательной системы в контексте  формирования российской государственности  позволяет нам подтвердить тезис  о том, что только социально-политическое и экономическое развитие страны определяет направления развития выборной системы. Закон об основных гарантиях 1999 года является своего рода конституционным  актом, восполняющим вакуум Конституции 1993 года, умалчивающей об избирательной системе. Он есть ее фундамент, на котором в качестве надстройки базируются так называемые «детализирующие» законы о выборах. Упомянутый документ разрабатывался исходя из преимущественного участия в выборах крупных политических блоков, тем самым предопределяя существование партий парламентского типа. Но парламентаризм так и не стал основой избирательной системы РФ. Это связано с множеством ее недостатков и проблем. В их основе лежит социальная разобщенность электората, не формирующегося в политико-социальные группы.

     По  мнению авторов, российская многопартийность пойдет по пути, отличного от большинства  принятых в зарубежных странах. Скорее всего, в процессе развития российской государственности по выбранной  стратегии многопартийность в России будет состоять из двух блоков: партия власти и оппозиционная ей группировка. Это подтверждает и периодическая  поддержка населением власти. Данное положение позволяет сделать  вывод о том, что существующая избирательная система РФ, сформировавшаяся к концу 2009 года, предполагает двухпартийную систему власти, постоянно находящуюся в ротации.

     Вместо  ожидаемой многопартийной системы  мы получили несистемную множественность  партий с зачастую радикально противоположными позициями.

     Российская  многопартийность, не успев сформироваться в систему, уже обнаруживает те присущие большинству многопартийных систем Запада «симптомы вырождения» в  электорально-профессиональные партии. Они представляют собой объединения  политиков-профессионалов, которые  в борьбе за голоса избирателей ищут опору во влиятельных группах  интересов и на специалистов, владеющими избирательными технологиями. Подобного  рода «информационно-технократические мутанты», их существование обусловлены  целым комплексом факторов, одним  из которых является и несовершенный подход к формированию правовой конструкции избирательной системы.

     Несовершенство  этой конструкции, наспех сколоченной  в экстремальных условиях осени-зимы 1993г., с самого начала не было ни для  кого секретом. Вопрос о референдуме  по изменению избирательной системы  назрел и нуждается в широком  общественном обсуждении. Главнейшим недостатком избирательной системы  РФ является ее определение в рамках пропорциональной модели. Даже если население  проголосует за полный отказ от пропорционального  элемента в избирательной системе, то вряд ли такое решение будет  верным в сложившейся ситуации.

     В настоящее время рассматриваются  альтернативные методы проведения голосования при выборах депутатов Государственной Думы. Одним из общераспространенных подходов является переход к голосованию полностью по мажоритарному принципу (прямому голосованию) по всем  мандатам. Преимущества такого перехода заключаются в упрощении системы, укреплении местного представительства и отвлечение внимания общественного мнения и политических ресурсов от Москвы. Недостатками перехода к чисто мажоритарной системе является подрыв представительства политических и социальных меньшинств, снижение стимулов развития новых политических партий и предпочтение на выборах в Государственную Думу «личностям», а не проводимой политике.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В демократическом государстве при  достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан  практически не бывает (скорее, и  не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в  том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который  никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все  могли выразить свою волю, а государственная  власть – быть созданной и действовать  в соответствии с этой волей. Через  борьбу на выборах, следовательно, в  конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

     Коль  скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент  игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие  в выборах, оказываются перед  необходимостью  не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми  им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии  к конкретным кандидатам. Во время  избирательных компаний обычно наблюдается  подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах  поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся  у известной части населения  недовольству действиями властей, они  открывают единственно возможный  путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству  мнение меньшинства или отдельных  политиков. Выборы, таким образом, это  своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся  обрести справедливое правление. 
 

Информация о работе Избирательная система