Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4

Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4

Виды избирательных систем……………………………………………………15

Общая характеристика избирательной системы в РФ………………...………18

Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………...…….26

Практическое занятие………………………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КПРФ.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4

Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4

Виды  избирательных систем……………………………………………………15

Общая характеристика избирательной системы  в РФ………………...………18

Основные  тенденции и проблемы развития избирательных  институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  литературы………………………………………………………...…….26

Практическое  занятие………………………………………………………...…27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Выборы  являются основополагающим средством  формирования органов Российской Федерации.

     Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными  органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной  власти. В Российском государстве  на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент  Российской Федерации. Именно в них  воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный  импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном  уровне. На выборной основе формируются  органы государственной власти в  субъектах Федерации, а также  органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов  на всех уровнях.

     Выборы  непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны  влияют на неё. Вся их организация  и порядок определения результатов  голосования тесно связаны с  политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы  и проводимые на их основе выборы при  двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам  уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через  них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана  демократическая власть.  
 
 
 
 

     Понятие и виды избирательных  систем

     Понятие выборов, избирательного права иизбирательной системы 

     Выборы  – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

     Конституция Российской Федерации не содержит специальной  главы, посвященной организации  выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе  не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам  конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов  государственной власти. Наличие  их в Конституции обеспечивает демократический  характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и  нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

     Основополагающим  законодательным актом такого регулирования  является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

     Без преувеличения можно сказать, что  от соблюдения и исполнения этого  закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность  и принципиальность в решении  государственных дел. Собственно, это  относится и к другим высшим должностным  лицам Российской Федерации и  её субъектов, избираемым российскими  гражданами. Пока результаты предшествующих избирательных компаний неутешительны: многие лица избранные во властные структуры государства, не оправдали  доверия своих избирателей, не выполнили  своих предвыборных обещаний и не освободились от сложившихся в прошлом  стереотипов. О каких бы проблемах  ни говорили кандидаты, решение этих проблем в значительной степени  зависит от того, насколько они  компетентны в них, насколько  способны квалифицированно использовать свои полномочия, придя к власти. О прежних функционерах властных структур государства у избирателей уже сложилось негативное мнение.

     Исходя  из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться  своим избирательным правом и  теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию. Собственно, требованиями закона должны руководствоваться все иные объединения, должностные лица, кандидаты и  их доверенные лица, наблюдатели в  процессе проведения избирательной  компании.

     Полная  свобода воли в избирательной  компании является правовой основой  демократических выборов, непременным  условием правомерности депутатских  мандатов, занятия теми или иными  гражданами выборных должностей.

     Отсюда  и задача федерального закона –  закрепить основные гарантии избирательных  прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства  показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация  выборов, пассивность избирателей.

     Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной  компании, чувство ответственности  за ее результаты.

     Но  главное заключается в том, что  закон обязывает должностных  лиц строго руководствоваться его  нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе подготовки и  проведения выборов.

     Раскрытие специфического содержания основных терминов, применяемых в законе, позволяет  правильно использовать его нормы, понять их смысл и практическую значимость.

     Так, раскрывая содержание термина «выборы  в Российской Федерации», закон чётко  фиксирует круг тех организационно-правовых мероприятий, которое им покрываются. Это не только голосование избирателей  при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и действия граждан Российской Федерации, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и т.п. Как видим, голосование и подведение его итогов – это только одна из составных частей выборной компании. Поэтому участие граждан в федеральных выборах – это разнообразные формы их деятельности, связанные с поэтапным решением вопросов при формировании выборных органов государства. Разумеется, сказанное вовсе не исключает использование термина «выборы» в узком смысле слова, в смысле голосования и подведения его итогов.

     В обиходе понятие «избирательное право» часто употребляется как  идентичное, понятию «избирательная система». Да эти два понятия во многом совпадают. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется.

     Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

     Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.1

     Всеобщим  признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

     В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

     Предоставление  гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум).  Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государствах (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность  избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при которых депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов. В субъектах Федерации эта норма часто ниже).

     Что же касается пассивногоизбирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.  Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года.1 В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

     Пассивное избирательное право  ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом  Президента РФ от 30.05.97 г.

     Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Федеральным законом установлено одно общее  ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Информация о работе Избирательная система