Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и виды избирательных систем…………………………………...…….4

Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы………...4

Виды избирательных систем……………………………………………………15

Общая характеристика избирательной системы в РФ………………...………18

Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………...…….26

Практическое занятие………………………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КПРФ.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

     Российское  избирательное право не предусматривает  верхнего возрастного предела для  избрания на выборные должности и  в представительные органы. Такие  ограничения не свойственны демократическим  государствам. Установление такого предела  в ряде субъектов РФ неправомерно.

     Российским  федеральным законом не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее  возможность досрочного лишения  полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических  странах (США, Австрия), но в целом  довольно редко, главным образом  из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся  концепции независимости депутатов.

     Равное  избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеются равные права и обязанности как избиратели.

     Принцип равенства имеет значение, как  для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при  их регистрации как избирателей,  при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов  голосования и т.д., т.е. на всех стадиях  избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа  голосов, чем другим (это правило  известно в конституционном праве  как «один человек – один голос»).  Все голоса должны иметь «равный  вес», т.е. одинаково влиять на результат  выборов. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных  округов, регистрации избирателей  или составление избирательных  списков, направленные на отстранение  или ослабление участия в выборах  отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа  голосов, являются недопустимыми.

     Прямое  избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо. Косвенные или многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизлияния, и не случайно международно – правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в большей степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений, исключая возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.1

     Тайное  голосование –  обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давление или запугивание, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

     Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные  кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие  иных лиц.

     Понятие «избирательной системы» и «избирательного  права» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных  подсистем, устанавливающих порядок  избрания соответствующих органов  государственной власти.

  • порядок избрания Президента Российской Федерации;
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы;
  • порядок избрания глав администрации субъектов Российской Федерации;
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации;
  • порядок избрания органов местного самоуправления.

     Каждая  их этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие  для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении  пассивного избирательного права, порядок  определения результатов голосования  и по ряду других весьма важных условий.

     Важной  чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат конгресса США) только в общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

     Под принципами избирательного права (избирательной  системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признаны легитимными.

     Легитимность  выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную  правовую базу. Буквально все этапы  избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и  кончая объявлением результатов  голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через  детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного  опыта проведения избирательных  компаний и необходимого доверия  населения к органам, организующим выборы.  В ходе избирательных  компаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в  суд.

     Избирательное право включает следующие правовые источники:

    1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.
    2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан.
    3. Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г. и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.
    4. Федеральный конституционный закон «о референдуме» от 10 октября 1995 г., регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума».
    5. Другие федеральные избирательные законы, например «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г.
    6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах  Федерации, в которых нет собственных законоустановлений, и др.
    7. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.).
    8. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов  субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  избирательных систем 

     Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных  систем: пропорциональнаяи мажоритарная.

     Первая  означает, что депутатские мандаты  при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система  абсолютного большинства, когда  победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или  система относительного большинства, когда победители становится тот, кто  получил голосов просто больше, чем  любой другой кандидат).

     Мажоритарная  система  имеет одночленные избирательные округа,  где побеждает простое большинство голосов.  Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

     В одночленных  округах  есть преимущество, заключающееся в возможности  объединения  десятков  мелких  партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской  или демократической – традиционных партий.

     В странах с пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа  и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает  все места.  В многочленных  округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

     Пропорциональная  избирательная система  не дает партиям никакого вознаграждения за то,что  эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в  Федеральное   Собрание   в   России  движение  ”Демократическая  Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

     Пропорционально-мажоритарные  выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти.  Мажоритарные  выборы  в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой,  даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических  лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются  получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их,  партия  не  имеет права быть  представлена  в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.1

     При  выборах по производственному принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость  искать  поддержки у властей  и финансовых структур. Для избирательной  кампании  по  месту  работы кандидатам не потребуется ни копейки!  Не менее  важно также, что  избиратели  всегда  будут  хорошо  знать,  за  кого  они голосуют – ведь это будут их коллеги!  -  легко  смогут  контролировать избранных  ими депутатов и отзывать, если депутаты  станут  защищать  чужие  интересы.  При  территориальных  выборах избиратели округов,  работая  в  различных  местах,  сорганизоваться  для  контроля  над  депутатами практически  не способны. При выборах  на производственной основе уже не будет иметь значения,  сколько  в  стране  партий,  отпадает  и  проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация  результатов.

     Таким образом,  выборы  на обсуждаемой  основе способны подорвать господство номенклатуры  и  мафии  над  законодательной властью, а вслед  за нею – над исполнительной и  судебной.  Система  выборов  по производственному принципу уже  хорошо отлажены в мире. Они применяются  при формировании центральных правлений  крупных концернов, имеющих  много  филиалов,  правлений  кооперативных  объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что везде партийно-территориальная  система  выборов  втягивает  в  кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в направлении более прямого представительства различных социальных слоев.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика избирательной  системы в Российской Федерации 

     В Конституции Российской Федерации  отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" (пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Само по себе это положение не новое: оно провозглашалось и в предыдущей Конституции. Вместе с тем его новый смысл и новые возможности очевидны. Речь идет о широкой палитре новых политических, экономических и социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и других.

Информация о работе Избирательная система