Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:09, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.
Институт президентской власти
В современных условиях типичным
главой государства с республиканской
формой правления является президент.
Институт президентства представляет
собой неотъемлемый элемент политической
системы в 150 странах мира. Он существует
во многих странах Европы, Азии, Африки,
Северной и Южной Америки. В то
же время, каждое из этих государств характеризуется
своими специфическими особенностями,
своей разновидностью республиканской
формы правления, и в зависимости
от этого качественно различными
будут статус и полномочия президента
в этом государстве. Исторически
родиной президентства были США,
где президент в одном лице
являлся и главой государства, и
главой правительства. Самое широкое
распространение институт президентства
получил в ХХ веке, в период распада
колониальных империй и образования
множества независимых
Становление и развитие института президентства
Термин «президент» происходит
от латинского Ргаеsidens, что буквально
означает «сидящий впереди». Видимо, в
античные времена президентами называли
председательствующих на различных
собраниях. От этого первоначального
значения слова "президент" впоследствии
возникла такая должность, как, например,
президент сената. Однако в его
нынешнем понимании как главы
государства термин "президент"
не употреблялся ни во времена греческой
и римской республик, ни в периоды
существования ранних буржуазных республик
в Англии и Нидерландах. Так, в
Англии, ставшей на короткое время
республикой, исполнительную власть вместо
свергнутого монарха на первых порах
осуществлял Государственный
В русле европейской
Весьма скоро большинство
политических деятелей молодой американской
республики пришли к выводу о неэффективности
деятельности Конгресса по исполнению
им законов и о необходимости
разделения законодательной и
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми последовали примеру
США в установлении президентской
системы правления страны Латинской
Америки. Уже в первой половине XIX
века под влиянием могущественного
северного соседа во многих южноамериканских
странах был учрежден пост президента.
В Европе эталоном государственного
устройства стала Великобритания, и
в ряде европейских стран утвердилась
парламентарная, или кабинетная, система
правления, при которой монарх оставался
главой государства, но исполнительная
власть осуществлялась премьер-министром
и его кабинетом министров, а
правительство становилось
XX веке такие грандиозные
по своим масштабам потрясения,
как революции, мировые войны,
распад колониальных империй,
привели к образованию
Однако наибольшее распространение
модель президентского правления получила
в Африке. Этот процесс начался
с конца 50-х - начала 60-х гг., и в
настоящее время во главе почти
всех африканских стран стоят
президенты. Показательно, что установление
поста президента происходило не
только в капиталистических и
развивающихся странах, но и в
ряде бывших социалистических государств,
таких, как Социалистическая Федеративная
Республика Югославия, Чехословацкая
Социалистическая Республика, Социалистическая
Республика Румыния, Корейская Народно-
Фундаментальные изменения,
происходящие на мировой арене с
конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее
распространение института
Весьма распространено представление
о том, что крупными по территории
государствами можно эффективно
управлять только посредством системы
президентского правления. Между тем
в крупнейших странах мира - США (площадь
9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км)
действует система
С другой стороны, некоторые
небольшие по размерам государства
- Кипр, Гондурас, Уругв.ай, Бенин, Малави,
Гамбия и др. - установили у себя президентскую
систему правления, а такие крупные
европейские страны, как Федеративная
Республика Германия, Испания, Швеция,
Италия, являются парламентарными республиками
или монархиями. Таким образом, отсутствует
прямая зависимость между размерами
территории того или иного государства
и избранной им системой правления,
хотя, конечно, крупные страны особенно
нуждаются в сильной
Современные модели президентства
Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.
В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:
ü и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;
ü Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;
ü решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;
ü Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;
ü Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;
ü Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов;
ü в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;
ü заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов;
ü судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка [5].
Парламентарная республика
– это такая разновидность
республиканской формы
Смешанная (полупрезидентская,
полупарламентская) республика складывается
в результате, с одной стороны,
усиления парламентарных начал в
развитии президентских республик,
а с другой – возрастания места
и роли президенсткой власти в
парламентарных республиках. Стремление
нейтрализовать негативные тенденции
к монополизации и
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.
Например, в Исландии пост президента как главы государства был создан лишь в 1944 году. Президент Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего возраста и не быть осужденным или лишенным избирательного права в прошлом. Кандидатура президента может быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500—3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является тот, который получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии – Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент – Аусгейр Аусгейрссон – находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент – Кристьян Элдьяр – три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент – первая женщина-президент в мире – Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент – Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.