Институт президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:09, реферат

Краткое описание

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

Файлы: 1 файл

Институт президентской власти.docx

— 32.87 Кб (Скачать)

Институт  президентской власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современных условиях типичным главой государства с республиканской  формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется  своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской  формы правления, и в зависимости  от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически  родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и  главой правительства. Самое широкое  распространение институт президентства  получил в ХХ веке, в период распада  колониальных империй и образования  множества независимых государств, большинство из которых выбрали  президентскую форму правления. Зарубежная практика свидетельствует  об особой значимости института президентства  в политической жизни государства. Прерогативы президента позволяют  ему оказывать огромное влияние  на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах  на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента, на нем  лежит и особая ответственность  за сохранение законности и общественного  благополучия.

 

Становление и развитие института  президентства

Термин «президент» происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально  означает «сидящий впереди». Видимо, в  античные времена президентами называли председательствующих на различных  собраниях. От этого первоначального  значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его  нынешнем понимании как главы  государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой  и римской республик, ни в периоды  существования ранних буржуазных республик  в Англии и Нидерландах. Так, в  Англии, ставшей на короткое время  республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах  осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный  орган.

В русле европейской республиканской  практики первоначально проходил и  процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности  не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном  представительном органе - Континентальном  Конгрессе. Единоличного главы государства  в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство  политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности  деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости  разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в  Филадельфии для принятия федеральной  Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что  покончив с господством британской монархии, были решительно настроены  против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В  силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных  лиц.

После долгих дебатов среди  творцов американской Конституции  возобладало представление о  том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться  в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип  единоначалия. Глава федеральной  исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом  Соединенных Штатов Америки. Такое  наименование главы государства  было связано не только с тем, что  президент ассоциировался с республиканской  формой правления, но и с тем, что  в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность  президента, объединившая в одном  лице главу государства и главу  правительства. Кроме того, именно в  США зародился институт президентства  как один из важнейших институтов политической системы. В отличие  от других государств того времени, где  исполнительная власть повсеместно  имела монархический, наследственный характер, в США главу государства  стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали примеру  США в установлении президентской  системы правления страны Латинской  Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного  северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и  в ряде европейских стран утвердилась  парламентарная, или кабинетная, система  правления, при которой монарх оставался  главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром  и его кабинетом министров, а  правительство становилось ответственным  перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность  президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

XX веке такие грандиозные  по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны,  распад колониальных империй,  привели к образованию множества  новых независимых государств. Далеко  не все они стали президентскими  республиками, но в подавляющем  их большинстве был учрежден  пост президента страны. Так, в  Европе после окончания первой  мировой войны президенты стали  высшими должностными лицами  в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве,  Латвии, Турции. В 30—40-е годы институт  президентства стал распространяться  и в Азии; его ввели у себя  Филиппины, Сирия, Ливан. После  второй мировой войны в число  западноевропейских государств, возглавляемых  президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В  Азии пост президента был учрежден  в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш,  Ираке, Иране, Афганистане [1].

Однако наибольшее распространение  модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался  с конца 50-х - начала 60-х гг., и в  настоящее время во главе почти  всех африканских стран стоят  президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и  развивающихся странах, но и в  ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая  Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая  Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с  конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках  СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением  Боснии и Герцеговины), а также  в Чехии и в Словакии был  учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня  президентство — неотъемлемый элемент  политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление  о том, что крупными по территории государствами можно эффективно управлять только посредством системы  президентского правления. Между тем  в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система  парламентарного правления. В Китайской  Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в  условиях однопартийной системы  официально провозглашен принцип коллективного  руководства страной.

С другой стороны, некоторые  небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругв.ай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую  систему правления, а такие крупные  европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует  прямая зависимость между размерами  территории того или иного государства  и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной  власти.

Современные модели президентства

Республики в зависимости  от соотношения законодательной  и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них  занимают и играют президент, правительство  и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.

В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность  четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими  ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек  и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской  республики:

ü  и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;

ü  Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;

ü  решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

ü  Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;

ü  Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;

ü  Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов;

ü  в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;

ü  заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов;

ü  судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка [5].

Парламентарная республика – это такая разновидность  республиканской формы правления, при которой ведущая роль в  осуществлении высшей государственной  власти и форсировании ее органов  принадлежит парламенту как высшему  органу представительной и законодательной  власти. Президент при такой форме  правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или  несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких  республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно  народом, его полномочия оказываются  весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в  развитии президентских республик, а с другой – возрастания места  и роли президенсткой власти в  парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции  к монополизации и авторитаризации  политической власти в развитии президентских  республик и серьезная неудовлетворенность  неустойчивостью, нестабильностью  правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную  почву для появления в последние  десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и  другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).

Конкретно положение главы  государства и его фактическая  роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости  от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской  монархии (Великобритания, Япония и  др.) например, глава государства  царствует, но не управляет, и его  функции внешне выглядят только как  представительские. Столь же слабо  они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство  избирает тип президентской (США) или  полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться  с исполнительной властью и возглавлять  ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.

Например, в Исландии пост президента как главы государства  был создан лишь в 1944 году. Президент  Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при  тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности  до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять  следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего  возраста и не быть осужденным или  лишенным избирательного права в  прошлом. Кандидатура президента может  быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500—3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным  Президентом является тот, который  получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически  становится Президентом, кстати, законом  могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры  и выборов Президента, причём может  быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально  числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом  Исландии несколько раз подряд. Закон  не ограничивает пребывания на президентском  посту. Так, например, первый президент  Исландии – Свейнн Бьёрнссон, избирался  на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент – Аусгейр  Аусгейрссон – находился в  президентском кресле четыре срока  подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент – Кристьян Элдьяр – три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент – первая женщина-президент в мире – Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском  посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе  дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент –  Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.

Информация о работе Институт президентской власти