Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:09, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.
При вступлении в должность,
Президент приносит присягу или
делает заявление о соблюдении Конституции.
Этот акт составляется в двух идентичных
экземплярах, из которых один хранится
в Альтинге, а другой поступает
в государственный архив. Резиденцией
президента по Конституции должен быть
Рейкьявик или его окрестности.
Ныне резиденцией является Бессастадир
— старинное поместье близ исландской
столицы. Президент в Исландии не
имеет заместителя. Должность вице-президента
отсутствует. В случае смерти или
отзыва президента до окончания срока
полномочий или в случае его временного
отсутствия в стране его функции
исполняет своеобразный совет, существующий
вплоть до 31 июля четвёртого года после
прохождения последних выборов,
не носящий никакого определенного
названия, но состоящий из трех лиц:
премьер-министра, председателя Альтинга
и председателя Верховного суда. Председательствует
на заседаниях председатель Альтинга.
Однако он не обладает никакими другими
преимуществами по сравнению с остальными
«регентами». Все они имеют равный
голос и решают дела в случае отсутствия
единогласия большинством голосов.
Иногда «регенты» исполняют
В США высшим должностным
лицом, совмещающим полномочия главы
государства и главы
В Италии – как ее называют
в литературе, типичном образчике
парламентарно–республиканской
Конституция наделяет президента
довольно широкими полномочиями, однако
значительная часть выполняемых
главой государства функций
У президента Италии есть, правда,
достаточно мощный на первый взгляд рычаг
воздействия на парламент. Конституция
позволяет ему распустить либо одну,
либо обе палаты. Но она же обязывает
главу государства провести предварительные
консультации с их председателями.
И, как отмечают историки, не было еще
случая, чтобы президент распустил
палаты вопреки воле их руководителей.
Необходимо добавить к этому, что
он «не может использовать это
право в последние шесть
Когда говорят о положении
главы государства в системе
органов государственной
Другое дело – взаимоотношения
главы государства с
Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).
Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
Роль института президентской власти в Республике Беларусь
Возникновение института
президентства в Республике Беларусь,
необходимость учреждения поста
президента было обусловлено совокупностью
социально-политических и правовых
факторов. Среди них: кардинальные изменения
в политической системе государства
в результате августовских событий
1991г.; вакуум исполнительной власти в
стране после устранения с политической
арены органов КПСС-КПБ; принципиальные
изъяны парламентских структур и
неспособность существующих политико-правовых
институтов центральной власти разрешать
политические и социально-экономические
проблемы и противоречия; ограниченная
возможность и уязвимость Советов
как представительных органов власти
по стабилизации политической и социально-экономической
ситуации после ликвидации монополии
партии на власть, а также чрезмерное
увлечение Верховного Совета законотворческой
деятельностью в ущерб
Конституция Республики Беларусь указывает, что Президент, Правительство, Парламент и суды осуществляют государственную власть. В то же время Конституция Республики Беларусь, не относят Президента Республики Беларусь ни к одной ветви государственной власти. Традиционно, согласно концепции Ш. Монтескье, принцип разделения властей имеет дело с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной [2].
Как известно, Президент Республики
Беларусь является главой государства,
обладает большим объёмом весьма
существенных полномочий в законодательной,
исполнительной и судебной сферах.
Новый подход к пониманию назначения
Президента отражается в том, что
он призван в рамках своих задач,
объединять все власти, способствовать
их согласованному и эффективному функционированию.
Это неизбежная потребность, предопределяемая
признанием принципа разделения властей,
своего рода балансировка всего государственного
механизма. Такое свое назначение Президент
реализует, не подменяя и не отодвигая
в сторону ни одну из властей, не
нарушая их самостоятельность и
не вторгаясь в их конституционные
полномочия. Здесь нет и не может
быть намёка на отношения руководства
и подчинения, ибо единственная забота
Президента должна заключаться в
сохранении устоев государства, определённых
в Конституции. Объединительная
функция Президента проявляется
в том, что он, по Конституции, обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти. Президенту предоставлено право
использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между
органами государственной власти Республики
Беларусь. В регулировании отношений
между Президентом и
В конституционном праве
общепринятого значения понятия
главы государства ещё не сложилось.
Полномочия главы конкретных государств
устанавливаются конституцией, но их
применение - сложившейся конституционной
практикой. Проблема взаимодействия Президента
с исполнительной властью известна
многим государствам. Весьма актуальна
она и у нас. Обличённые сильными
полномочиями и постоянно взаимодействующие,
Президент и Правительство
Конституционные полномочия
Президента Республики Беларусь по взаимоотношению
с органами государственной власти
ориентированы на укрепление единства
системы этой власти и позволяют
ему в случае неразрешённых противоречий
между парламентом и
Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть – атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные учёные и государствоведы.
Институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а Президент – не только юридическим, но и фактическим лидером белорусского государства. Сегодня белорусское общество в целом осознаёт необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.
Заключение
Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни [4].
Учреждение президентства
в Беларуси открыло новый этап
в развитии белорусской государственности
и свидетельствовало о
Несмотря на то, что статус
главы государства достаточно универсален,
функционирование целого ряда моделей
президентства выявляет их зависимость
от различных политических режимов
и разных систем государственного правления.
При авторитарных и тем более
тоталитарных режимах президентская
власть часто приобретает многие
черты режима личной власти. В демократических
странах глава государства