Институт президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:09, реферат

Краткое описание

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

Файлы: 1 файл

Институт президентской власти.docx

— 32.87 Кб (Скачать)

При вступлении в должность, Президент приносит присягу или  делает заявление о соблюдении Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает  в государственный архив. Резиденцией  президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир  — старинное поместье близ исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность вице-президента отсутствует. В случае смерти или  отзыва президента до окончания срока  полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции  исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года после  прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного  названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель Альтинга. Однако он не обладает никакими другими  преимуществами по сравнению с остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют обязанности  президента довольно длительное время. Так, например, после смерти президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются, как этого требует Конституция.

В США высшим должностным  лицом, совмещающим полномочия главы  государства и главы правительства, является президент США. В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые  межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или  иной круг вопросов без привлечения  всех членов кабинета.

В Италии – как ее называют в литературе, типичном образчике  парламентарно–республиканской формы  правления, именно законодатели на совместном заседании палат (при участии  делегатов от областей) избирают главу  государства, как бы подчеркивая  тем самым его зависимость  от парламента. Парламент издает законы, формирует внутреннюю и внешнюю  политику государства, осуществляет контроль за деятельностью правительства  и президента.

Конституция наделяет президента довольно широкими полномочиями, однако значительная часть выполняемых  главой государства функций контролируются законодательным органом или  даже носит формальный характер. Так, «правительство должно получить доверие  обеих палат», прежде, чем оно  приступит к деятельности, а ратификация  международных договоров требует  «в соответствующих случаях» предварительного разрешения палат. Участие президента в законодательном процессе, по Конституции, состоит в промульгации законов  и праве отлагательного вето. Но последнее может быть преодолено парламентариями простым большинством голосов. К тому же в стране действует  институт контрассигнатуры.

У президента Италии есть, правда, достаточно мощный на первый взгляд рычаг  воздействия на парламент. Конституция  позволяет ему распустить либо одну, либо обе палаты. Но она же обязывает  главу государства провести предварительные  консультации с их председателями. И, как отмечают историки, не было еще  случая, чтобы президент распустил  палаты вопреки воле их руководителей. Необходимо добавить к этому, что  он «не может использовать это  право в последние шесть месяцев  своих полномочий».

Когда говорят о положении  главы государства в системе  органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его  функций с законодательной и  исполнительной властями. В демократическом  правовом государстве всегда действует  принцип разделения властей, который  предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится  к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции  главы государства соприкасаются  со всеми тремя властями (в области  законодательства он, например, имеет  право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной  или судебной.

Другое дело – взаимоотношения  главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где  он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе  в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В  то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы  государства, вытекающий из его собственных  полномочий, обязанности выступать  гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках  президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства  не только не делит свою власть с  другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам  комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

Сильная президентская власть никак не подрывает демократический  характер правового государства  – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным  инструментом сохранения конституционного порядка.

Роль института президентской  власти в Республике Беларусь

Возникновение института  президентства в Республике Беларусь, необходимость учреждения поста  президента было обусловлено совокупностью  социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения  в политической системе государства  в результате августовских событий 1991г.; вакуум исполнительной власти в  стране после устранения с политической арены органов КПСС-КПБ; принципиальные изъяны парламентских структур и  неспособность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать  политические и социально-экономические  проблемы и противоречия; ограниченная возможность и уязвимость Советов  как представительных органов власти по стабилизации политической и социально-экономической  ситуации после ликвидации монополии  партии на власть, а также чрезмерное увлечение Верховного Совета законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям.

Конституция Республики Беларусь указывает, что Президент, Правительство, Парламент и суды осуществляют государственную  власть. В то же время Конституция  Республики Беларусь, не относят Президента Республики Беларусь ни к одной ветви  государственной власти. Традиционно, согласно концепции Ш. Монтескье, принцип  разделения властей имеет дело с  тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной [2].

Как известно, Президент Республики Беларусь является главой государства, обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Новый подход к пониманию назначения Президента отражается в том, что  он призван в рамках своих задач, объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Это неизбежная потребность, предопределяемая признанием принципа разделения властей, своего рода балансировка всего государственного механизма. Такое свое назначение Президент  реализует, не подменяя и не отодвигая  в сторону ни одну из властей, не нарушая их самостоятельность и  не вторгаясь в их конституционные  полномочия. Здесь нет и не может  быть намёка на отношения руководства  и подчинения, ибо единственная забота Президента должна заключаться в  сохранении устоев государства, определённых в Конституции. Объединительная  функция Президента проявляется  в том, что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти. Президенту предоставлено право  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти Республики Беларусь. В регулировании отношений  между Президентом и Парламентом  проведена линия на обеспечение  самостоятельности и независимости  обеих властных институтов. Но это  не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены  обязательные связи между ними. С  другой стороны, Конституция Республики Беларусь предусматривает систему  сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом  Парламента; Президент в праве  принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить  конституции и законам. Президент  может отклонить закон, принятый Парламентом, но в установленном  порядке Парламент способен преодолеть право вето Президента [3].

В конституционном праве  общепринятого значения понятия  главы государства ещё не сложилось. Полномочия главы конкретных государств устанавливаются конституцией, но их применение - сложившейся конституционной  практикой. Проблема взаимодействия Президента с исполнительной властью известна многим государствам. Весьма актуальна  она и у нас. Обличённые сильными полномочиями и постоянно взаимодействующие, Президент и Правительство представляют собой 2 самостоятельных носителя государственной  власти, в значительной степени соприкасающихся  при выполнении возложенных на них  функций. При оценке взаимоотношений  Президента и Правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией, но и законами. Президент Республики Беларусь обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие Правительства и  других органов власти. Осуществляя  это полномочие, глава государства  принимает конкретные меры к обеспечению  взаимодействия Правительства.

Конституционные полномочия Президента Республики Беларусь по взаимоотношению  с органами государственной власти ориентированы на укрепление единства системы этой власти и позволяют  ему в случае неразрешённых противоречий между парламентом и Правительством либо отправить Правительство в  отставку либо путём назначения выборов  в Парламент нормализовать политическую обстановку в стране. Президент может  быть смещен с должности в связи  с совершением государственной  измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения  и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство  от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной  трети ее депутатов. Расследование  обвинения организуется Советом  Республики. Президент считается  смещенным с должности, если за это  решение проголосовало не менее  двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом  Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с  должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение  о смещении Президента с должности  не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении  полномочий Парламента. В случае вакансии должности Президента или невозможности  исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги  вновь избранным Президентом  переходят к Премьер-министру.

Мировой опыт показывает, что  сильная президентская власть –  атрибут практически всех (за малым  исключением) переходных обществ. Это  признают западные учёные и государствоведы.

Институт президентства  в Беларуси является ведущим органом  государственной власти, а Президент  – не только юридическим, но и фактическим  лидером белорусского государства. Сегодня белорусское общество в  целом осознаёт необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для построения правового  государства и демократического общества, создания необходимых условий  для гармоничного и всестороннего  развития личности.

 

Заключение

Зарубежная практика президентской  власти убедительно свидетельствует  о важности этого института в  тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими  высшими должностными лицами президент  обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни [4].

Учреждение президентства  в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности  и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей  президентства выявляет их зависимость  от различных политических режимов  и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более  тоталитарных режимах президентская  власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических  странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Не менее важно и то, что  каждому типу государственного правления  соответствует определенный тип  президентства с его особыми  ролевыми функциями. В условиях президентской  республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы  правительства, должен быть эффективным  политическим лидером, который непосредственно  руководит правительственной политикой. При полупрезидентской республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной  роли арбитра в отношениях между  кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет  и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной  власти. Однако при любых моделях  президентства на главе государства  лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и  стабильности в обществе.

Информация о работе Институт президентской власти