Идеологии фашизма и неофашизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:20, реферат

Краткое описание

Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов .
Идеи, изложенные в данном реферате – это идеи фашистских идеологов, естественно, структурированные и изложенные современными исследователями, оформившиеся и окончательно утвердившиеся уже после завоевания фашистами политической власти.

Оглавление

Введение …………………………………………………..2
Глава 1.Идеологии фашизма и неофашизма …………….5
§- 1 Фашистское тоталитарное государство………….....5
§-2 Неофашизм……………………………………………15
Глава 2. Современные движения национал-фашизма….17
Заключение………………………………………………...20
Список используемой литературы………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.

Какова же роль тоталитарного  общественно – политического  движения (ОПД)? Формируется оно в  рамках демократического общества, поскольку  любая реакционная структура немедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии"23, - пишет А. Галкин. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения "тоталитарной идеи" (о данном понятии - ниже). Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. Каким образом? Дело в том, что все сохранившиеся при фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан24. В-третьих, в конечном счете ОПД позволяет осуществить не просто тоталитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, другими словами, тотализировать массы "изнутри", что, в свою очередь, достигается через атомизацию общества.

Непременный атрибут тоталитарной структуры - атомизация общества - заслуживает отдельного внимания. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизациид своих членов, т. е. сначала достигаются верность Движению, преобладание связей с Движением над личными связями, привязанностями к семье, друзьям, знакомым, а затем (по мере развития Движения и установления тоталитарной диктатуры) полная утрата личных связей в пользу своего места в Движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, который действует через систему доносительства и круговой поруки, закрепляя таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды. В обстановке всеобщей подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они ценою спасения собственной жизни будут вынуждены погубить тебя. В результате достигается предельно возможная атомизация общества, изоляция индивида, и любое несогласие с политикой тоталитарного государства либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставят индивида вне закона. Единственной положительной чертой становится безусловная и неизменная преданность Движению со стороны каждого его члена. Таким образом, через общественно-политическое движение атомизированного общества достигается, эффект "слияния с властью" несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее, и как результат - "народ не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, -  нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням"25.

Несколько слов о том, что  такое "тоталитарная идея". Являясь объединяющим началом тоталитарного общества, она не тождественна идеологии Движения. Идеология - понятие более широкое, включающее в себя и традиционный аспект, общественную мораль, например. Составляющая ядро идеологии "тоталитарная идея" представляет собой полностью искусственную конструкцию, созданную на базе всей совокупности мифов Движения, и заключает в себе основной ценностный критерий организации тоталитарного общества. По сути своей "тоталитарная идея" - та оболочка, в которую завернуто конкретное общество. Именно она и отличает одну форму тоталитаризма от другой.

Наличие общественно-политического  движения - массовой социальной базы - создает видимость какого-то подобия "народовластия", демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает с временем существования тоталитарного Движения. Движение имеет период зарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима) и период внутреннего распада, когда в силу каких-либо причин тоталитарный режим эволюционирует в посттоталитарный, авторитарный. Так, если говорить о Германии, то фашистский режим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.

Признаки тоталитарного  общественно-политического движения следующие: цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме; обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда - террористические потенции Движения; неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям; идея мессианства.

Четвертым признаком тоталитарного фашистского режима является государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды»26. Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарного режима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилием физическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируют население, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет - со стороны пропаганды и со стороны карательных органов государства - разлагает личность, практически гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете такое давление со стороны государства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Очень точно описывает  состояние индивида в атмосфере  террора, исходящего от государства, Ж. Желев: "Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и - это его последний секрет - вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана"27.

Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

С точки зрения внутреннего  развития тоталитарному фашистскому  режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке необходима такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.

Первый путь - это террор и вытеснение тех элементов промышленного и финансового капитала, которые отказывались от сотрудничества с режимом либо сотрудничали с ним, по мнению лидеров режима, недостаточно эффективно.

Однако по большей части  формирование экономической структуры  тоталитарного государства шло по второму пути - мирного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§- 2. Неофашизм

 

Понятие, объединяющее современное  право-радикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны 1939—45. Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для Фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою глубокую идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций — воинствующий антикоммунизм и антисоветизм, крайний национализм, расизм (открытый или более или менее прикрытый), критика с ультраправых позиций буржуазных правительств (даже самых консервативных), действующих в рамках буржуазной парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Политические и идеологические позиции Н. отражают настроения и интересы наиболее реакционных элементов буржуазии.

Используя модифицированные (применительно  к складывающейся политической обстановке) методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения капиталистических стран (в первую очередь мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т.д.), выбитую из привычных условий в результате развития государственно-монополистического капитализма и обострения его противоречий. В то же время социально-политическая база и политические установки неофашистов в разных странах имеют и некоторые отличительные особенности (например, неофашисты в ФРГ, выступая в качестве воинствующих реваншистов, пытаются опереться на переселенцев из Восточной Европы, бывших нацистов).

Степень влияния неофашистского движения и неофашистской идеологии зависит  от расстановки политических сил  в правящем лагере, остроты социально-политического кризиса в той или иной капиталистической стране, эффективности и целеустремлённости противостоящих неофашистам политических сил. Наиболее массовой неофашистской организацией в европейских капиталистических странах с буржуазно-демократическим строем является действующая в Италии партия Итальянское социальное движение — Национальные правые силы (получила это официальное название в 1973, после объединения основанного в 1947 Итальянского социального движения с монархистами). В 60 — начале 70-х гг. за Итальянское социальное движение голосовало от 5 до 10% избирателей. Кроме того, в Италии существует свыше 10 мелких неофашистских, в том числе военизированных, групп, которые поддерживают связи с этой партией. Созданная в ФРГ в 1964 неофашистская Национал-демократическая партия, переживающая в начале 70-х гг. тяжёлый кризис, сохранила, однако, определённое влияние в некоторых районах страны, фактор, поддерживающий деятельность европейских неофашистских групп, — диктаторские режимы в Европе (в Испании, до апреля 1974 — в Португалии, до июля 1974 — в Греции). Специфическую разновидность неофашистов составляют организации американских «ультра» (Общество Джона Бэрча и др.). В некоторых странах Латинской Америки (Чили, Парагвай и др.) установились диктаторские режимы, которые ведут борьбу против прогрессивных сил террористическими методами, сближающими эти режимы с фашизмом.

Неофашистами созданы международные  объединения типа Европейского социального  движения (так называемый Мальмский  интернационал), Европейской национальной партии, Мирового союза национал-социалистов и т.д.

Неофашистские организации и группы пользуются ограниченным влиянием. Тем не менее, они представляют серьёзную опасность. В обстановке социальных и политических потрясений они могут стать важной составной частью объединения реакционных сил. Единство сторонников демократии и прогресса — необходимое условие успешной борьбы против неофашизма.

 

 

Глава 2.Современные  движения  национал-фашизма.

Часто задаваемые вопросы о том, кто такие скинхэды28.

На вопросы отвечает организация W.C.O.T.C. - World Church of the Creator

В. В двух словах, могли  бы вы сказать, кто такой скинхэд?

О. Скинхэд – это солдат четвертого рейха.

В. Как, в основном, выглядят скинхэды?

О. Очевидно, скины бывают разные, но, в основном, большинство  имеет татуировки, бритые наголо или очень короткие волосы, происходит из рабочего класса, отдает предпочтение Мартинсам или армейским ботинкам, носит подтяжки, летные куртки, подвернутые джинсы довершают нашу униформу. Челки у девушек-скинов, ака скинбёрдс, называются прической челси.

В. Таким образом, ребята, вы – наци?

О. Нет, мы не наци, мы – белые  береты.    (подразумеваются  бригады движения W.C.O.T.C.).

В. Каково происхождение концепции  движения скинхэдов?

О. Движение скинхэдов началось в Англии в конце 60-х. Среди некоторых  групп молодых рабочих стало  модно брить головы, потому что  им все равно приходилось коротко  стричься, чтобы волосы не попадали в станки. Когда расовые, социальные и экономические условия в Британии стали ухудшаться, на эту молодежь, белых рабочих, пришелся самый сильный удар. Поскольку иммиграционная политика открытых дверей (красных сволочей) была в интересах Британии, все эти не-белые из стран третьего мира затопили остров. Тогда белая молодежь взбунтовалась и отреагировала на проблему битьем всех не-белых, в особенности, эмигрантов, отнявших у них работу.

В. Так что бритые головы – это вопрос моды?

О. Нет!!! Первые скинхэды брили  свои головы из-за специфичности своей  работы. Но затем, когда они стали известны, как “скинхэды”, это стало частью нашей субкультуры. Это не только показывает, что вы “скинхэд”, но дает преимущество в драке, потому что вас нельзя схватить за волосы. Великие белые – Римляне, раньше брили головы перед боем, так что сама идея бритых голов не нова. Хотя теперь это синонимично с белой молодежью, ака скинхэдами!

В. А как насчет скинхэдов  и паков, о чем мы столько наслышаны?

О. Пакистанцы, “паки”, в  то время были самым большим потоком  иммигрантов, и белые рабочие быстро поняли, что эта грязь несет с собой безработицу, болезни, снижение заработной платы, и т.д., так что они отреагировали на это, моча пакистанцев по всей округе, откуда и пошло выражение “мочиловка паков”.

В. Итак, что было дальше?

О. Субкультура скинхэдов  естественным образом проникла в  Америку, первыми объявившими о себе скинами были C.A.S.H., Чикагские Арийские Скинхэды. Романтики силы. Использование названия города вместе со словами Арийские Скинхэды - общераспространенное дело. Есть CASH, BASH, SMASH (Арийские Скины Южного Майами), LASH и т.д. Остальное - история…

Информация о работе Идеологии фашизма и неофашизма