Идеологии фашизма и неофашизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:20, реферат

Краткое описание

Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов .
Идеи, изложенные в данном реферате – это идеи фашистских идеологов, естественно, структурированные и изложенные современными исследователями, оформившиеся и окончательно утвердившиеся уже после завоевания фашистами политической власти.

Оглавление

Введение …………………………………………………..2
Глава 1.Идеологии фашизма и неофашизма …………….5
§- 1 Фашистское тоталитарное государство………….....5
§-2 Неофашизм……………………………………………15
Глава 2. Современные движения национал-фашизма….17
Заключение………………………………………………...20
Список используемой литературы………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

 

План

 

           Введение …………………………………………………..2

         Глава 1.Идеологии фашизма и неофашизма …………….5

  §- 1 Фашистское тоталитарное государство………….....5

 §-2 Неофашизм……………………………………………15

  Глава 2. Современные движения  национал-фашизма….17

  Заключение………………………………………………...20

Список  используемой литературы………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для фашиста  все в государстве, и ничто  человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа.  (Б. Муссолини)

 

В качестве эпиграфа к моему реферату я взял знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров  – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием.

Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо.

Главный недостаток большинства работ заключается в том, что их авторы – историки, а не политологи, и уже поэтому мне приходилось чётко и тщательно отбирать материал для данного реферата. Кроме того, практически отсутствует новая, современная литература по данной теме (за исключением журнальных и газетных публикаций).

Что такое фашизм?. «Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем»1. Такое определение дает в своей работе А. Галкин. Обращаю внимание на то, что уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. И. Мазуров обращает внимание на то, что еще с довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм»2.  «В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого государственного центра»3. Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества»4.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип  диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.

Теоретик итальянского фашизма  Дж. Джентиле раскрывал содержание "тотального государства" следующим  образом: "Для фашизма все заключено  в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени  это обладает какой-либо ценностью  вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство  как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни  всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)"5.

     Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов6.

Идеи, изложенные в данном реферате – это идеи фашистских идеологов, естественно, структурированные и  изложенные современными исследователями, оформившиеся и окончательно утвердившиеся уже после завоевания фашистами политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Идеология фашизма и неофашизма.

 

§- 1. Фашистское тоталитарное государство как центр всего и вся.

 

Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство – это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.

Б.Бессонов обращает наше внимание на то, что уже в первой партийной  программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим её подробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма»7.

Давайте охарактеризуем это  государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления, чем мы сейчас и займёмся.

К первому признаку8 тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип "вождизма" (причем вождь харизматического типа).

Интересно взглянуть на истоки вождизма в тоталитарных обществах.

Ко второму десятилетию XX века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, что придавало устойчивость гитлеровскому режиму, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не сумел. Причиной тому было, надо полагать, существование в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе9. Кроме того, О. Ю. Пленков справедливо указывает на роль католической церкви и её центра – Ватикана10. В католической Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Поэтому каудильо вновь и вновь обращался к королю, пытаясь фактически восстановить монархию в приемлемой для Франко форме.

В сущности, тоталитаризм и  монархия – взаимозаменяющие системы, для которых «вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает  из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей  в вожде как символе нации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера "вождизма" можно привести принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными11. Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и особенно подробно на этом останавливается А. Галкин: «…выдвигается идея о мессианской роли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полной непогрешимости…»12. «Фюрер нации стоит выше критики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз, то, что он говорит, всегда верно»13, - это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистской Германии. Реализацию данных идеологические позиций легко подтверждает один известный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и «провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев»14.

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. «Государство – это партия. Партия – это вождь плюс элита. … правление государством должно осуществляться через элиту для народа»15. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая (т. е. единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая значительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики). Основным методом монистической идеологии является массовая пропаганда, базирующаяся на социальной, расовой, националистической или религиозной демагогии. При этом, используя монополию на информацию, идеологический аппарат через пропаганду формирует мифы, которые внедряются в общественное сознание и становятся второй реальностью для людей. Подчиняя себя мифам, они начинают жить в ирреальном мире, наполненном иными, отличными от общечеловеческих, ценностями. Б. Бессонов указывает на то, что «…фашистам не нужна была доктрина, рациональная и научная. Им нужна была идея, имеющая черты страсти, зовущая к действию. Именно отсюда идет аппеляция к мистике, к мифу…»16. Дадим слово Муссолини: “ Мы создали миф. Миф – это вера, благородный энтузиазм. Он не должен быть реальностью. (курсив мои – И. С.) Он – импульс и надежда, вера и мужество”17. В соответствие с этим выстраиваются и функции идеологии: легитимизировать режим, мобилизовать массы и “морально обезболить” их, превратив в слепое орудие государства18.

Нужно отметить, что тоталитарный режим - детище XX века, он невозможен без достаточно высокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта. Вплоть до XX века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных, слоев общества, умеющих читать и писать, обращаться через прессу к себе подобным. Научно-технический прогресс XX века значительно расширил возможности коммуникации, повысил социальную мобильность населения. Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило массовую базу политической борьбы19. Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничивается лишь захватом внешних рычагов власти - государственного управления и аппарата насилия. Наличие только названных факторов - признак авторитарного государства, я же в работе рассматриваю фашистское тоталитарное государство. Режиму тоталитарного государства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесь важное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именно пропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризму средства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человеку тоталитарное сознание.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль за ним. Отрицанием демократических институтов тоталитарный режим реализует одну из важных задач - ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между государством и индивидом, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством.

Н. В. Работяжев также обращает наше внимание на то, что при тоталитаризме политическая система имеет своей главной целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии. «Политическая система включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов, с помощью которых она держит власть. Важнейшим инструментом является партия. По мере уничтожения других партий, слияния партийного аппарата с государственным и подавления автономии внутрипартийной жизни тоталитарная партия становится стержнем политической структуры. Только ее члены могут занимать руководящие посты. Партия «вытягивает» всех активных членов общества в свои ряды – иначе они представляли бы угрозу тоталитаризму»20.

Ещё одну важную черту фашистской однопартийности выделяет Б. Бессонов. Он обращает внимание на то, что сама партия политических функций не носила. Основные её функции – организационно-технические, пропагандистские или даже полицейские21.

Особо стоит сказать о  роли церкви. Являясь более древним  институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в  обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем "камнем преткновения", который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия). Работяжев рассматривает тоталитарную идеологию как некое подобие религии, а сама тоталитарная партия – это ничто иное как «квазицерковь», вооруженная своей идеологией, сфокусированной на представлении о совершенном, конечном состоянии человека»22. К сожалению, объем реферата не позволяет подробно рассмотреть этот интереснейший вопрос, достойный детальной проработки.

Информация о работе Идеологии фашизма и неофашизма