Характеристика президентской и парламентской систем государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
* правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
* в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются п;

Файлы: 1 файл

Политология про парламент и президента.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право  парламента отправить правительство  в отставку).

Президент:

а) является номинальным главой государства (т.е. его полномочия ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, парламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

Парламент:

а) формирует правительство;

б) может вынести правительству вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная  и исполнительная власть принадлежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется президентом).

Президент:

а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственности перед парламентом не несет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен  как минимум двумя существенными  «но»:

1) президенту нужна поддержка  парламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить парламент.

В отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава правительства, т.е. не имеет права отправить правительство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на политику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюджета.

Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинтересованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

г) является верховным главнокомандующим;

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

Парламент:

а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные  назначения президента;

в) вправе начать процесс импичмента против президента.

Сутью президентской республики является сотрудничество законодательной (в лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:

а) формируется совместно президентом и главой правительства;

б) несет двойственную ответственность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

Президент:

а) избирается народом;

б) имеет право распустить парламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, но на это время утрачивает право роспуска парламента.

Парламент:

а) контролирует правительство через  утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительству вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парламентской и президентской республик.


Информация о работе Характеристика президентской и парламентской систем государственной власти