Характеристика президентской и парламентской систем государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
* правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
* в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются п;

Файлы: 1 файл

Политология про парламент и президента.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

Характеристика  президентской и парламентской систем государственной власти.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

* правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов  на выборах в парламент;

* лидер партии, обладающий наибольшим числом  депутатских мест, становится главой  государства;

* в законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически отсутствует,  она является символической;

* законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются п;

* правительство  согласно конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.

Примерами такой  монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при  данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении  законов, принятых парламентом, даже когда  оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства. Как  правило, он лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его  главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической  силы. Тем самым глава правительства  или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в  Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный  признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует  парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим  действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в  странах, где существует двухпартийная  система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в  принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом  и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию  полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим  получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме  правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это  зависит от существующей в стране партийной системы.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

Положение главы  государства в парламентской  республике отдаленно напоминает положение  монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства  носят чисто номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого  главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава  правительства -- премьер-министр (в  ФРГ -- канцлер).

Глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  избирается сроком на шесть лет.

Глава государства  в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как  правило, главой государства. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак  парламентарной республики, как и  парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства  перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода  в отставку правительство может  потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.

В тех странах, где многопартийность обуславливает  действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства  обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны.

Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие).

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики :

* внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

* ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

* более широкие,  чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства -- президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в  государствах с таким устройством  объективно существует большая вероятность  установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск  или ограничение полномочий коллегиальных  представительных органов государственной  власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы  избежать этого существует сложная  система взаимоотношения между  ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек  и противовесов.

Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные  лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров  и других назначенных им должностных  лиц исполнительной власти президент  может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и  не желает.

Главный признак  данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем, что  президент принадлежит к одной  партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они  вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным  путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц  исполнительной и судебной власти путем  т.н. импичмента может иметь место  лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы  проявляются, в частности, в отлагательном  вето, налагаемым президентом на законы, принятые парламентом, тем самым  “тормозя” законодательную деятельность парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов  депутатов обеих палат парламента. Т.е. депутаты могут объявить импичмент (англ. impeachment- досрочное отрешение от должности) президента, судебный контроль над его деятельностью и др.

Верхняя палата парламента может воспрепятствовать  назначению президентом должностных  лиц, а, кроме того, ратифицирует (и  может отказать в этом) заключенные  президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность  и парламента, и президента, обеспечивая  тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта форма правления  встречается также в некоторых  странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки (несмотря на сдержки и противовесы), и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентскими. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

 

 

 

 

В республике источником власти является народное большинство, и высшие органы власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской республике правительство:

Информация о работе Характеристика президентской и парламентской систем государственной власти