Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:28, курсовая работа
Цели и задачи исследования:
- рассмотреть новые органы власти в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;
- проанализировать деятельность новых органов государственной власти.
- оценить эффективность государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ «БОЛЬШОЙ» ВОЙНЫ /1936-1941/. 6
2. НАЧАЛО ВОВ. СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ – ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
3. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКО ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ СССР. 13
3.1 ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ. 16
3.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ. 17
4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР. 19
4.1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21
4.2 СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. 23
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 32
Эти
и другие законы укрепили суверенность
республиканского управления в рамках
союзного, способствовали развитию самостоятельности
республиканских органов в
Раскрывая особенности государственного развития СССР в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР,
Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе - сентябре 1941 года была упразднена автономная республика немцев в Поволжье, а сами немцы выселены в Казахстан. В 1943 – 1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы в административном порядке переселены в Казахстан, Киргизию, Узбекистан.
Государственное управление 1941—1945 гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно непрерывно менявшейся ситуации. В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству. «Победа советского народа 1945 г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой государственной власти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы. В управлении работали миллионы профессиональных, инициативных, смелых организаторов, применялись меры материального, морального поощрения, должностного продвижения, а также мобилизационные, жесткие дисциплинарные меры воздействия». 21
В курсовой работе были рассмотрены новые органы власти СССР, сформировавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Проанализирована их деятельность, изучены вопросы реорганизации государственного аппарата СССР, затронуты вопросы взаимодействия его отдельных звеньев и структурных подразделений. В экстремальных условиях войны управление обороной и народнохозяйственной деятельностью страны осуществлялось чрезвычайно эффективно.
Надо констатировать, что И.В.Сталин на посту Председателя Государственного Комитета Обороны проделал огромную работу по переустройству всей жизни страны на военный лад. В государстве была установлена железная дисциплина сверху донизу. Несмотря на потерю, исключительно важных промышленных районов, экономика страны функционировала бесперебойно. Военная промышленность снабжала фронт всем, что было необходимо для ведения войны.
Таким образом, система государственного управления стала одним из источников и механизмов победы, она опиралась на поддержку, патриотизм, самоотверженный энтузиазм советского народа. В Великой отечественной войне подтвердился ленинский вывод, сформулированный еще в годы гражданской войны: «И только благодаря тому…, что авторитет партии объединил все ведомства и учреждения, и по лозунгу, который был дан ЦК, как один человек, шли десятки, сотни, тысячи и, в конечном счете, миллионы…. Только поэтому… мы оказались в состоянии победить».22
В ходе проведенного исследования, выяснили, что победа советского народа не была предопределена изначально. Исторические исследования доказывают, что лишь четко отлаженная система государственной власти и управления обеспечила в конечном итоге славную победу.
Конечно, государственный аппарат СССР не сумел избежать досадных ошибок и просчетов, особенно на начальном этапе войны. Но, как мне кажется - это судьба любого управленческого аппарата, вынужденного принимать решения экстренно, в чрезвычайных условиях войны, когда малейшее промедление может быть на руку лишь враждующей стороне.
В одной из бесед с маршалом авиации А.Е. Головановым, Сталин сказал: «Я знаю, что, когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову. … Но я уверен, что ветер истории все это развеет...».23
Действительно, личность Верховного Главнокомандующего до сих пор вызывает самые жаркие споры. Но каждому, кому не безразлична история нашей страны, становится очевидным, что любое событие военного времени неразрывно связано с именем И.В.Сталина. И для этого есть веские основания. Первоначальные успехи немцев были локализованы. Победы одерживались одна за другой. Монолитность армии и народа была очевидна, стремление стереть врага с лица земли было единодушно. Четко и бесперебойно работала вся государственная машина. Естественно – это было заслугой четкой и грамотно скоординированной работы всего госаппарата, функционировавшего в годы войны, а также его бессменного лидера.
Подводя итоги всему выше изложенному пришли к выводу, что беспрецедентная эффективность государственного управления в СССР в годы Великой Отечественной войны – незаменимый исторический урок; неисчерпаемая кладовая опыта, изучение которого, несомненно, поможет избежать управленческих ошибок и в современной России. Уроки государственного управления в чрезвычайных условиях не теряют своей актуальности, они способствуют осмыслению теории государственного управления, учат всестороннему учету всей совокупности объективных и субъективных факторов, конкретно-исторической ситуации при обеспечении эффективности управления с наименьшими издержками, в интересах всего народа.
- Архипова Т.Г. История государственной службы в России XVIII – XX века : Учебное пособие / Т.Г.Архипова, М.Ф.Румянцева, А.С.Сенин. – М.: Рос.Гос. гуманит. ун-т, 1999. – 230 с.
- Байнова М.С. история государственного управления в России: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 236с.
- Вдовин А.И. Национальный вопрос и национальная политика в СССР в годы Великой Отечественной войны: мифы и реалии. – М.: Вестник МГУ №5. Серия история, 2003. – с. 23-54
- Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – М.: «Советская Россия» совместно с МП «Октябрь», 1991. – 624 с.
- Высшие органы государственной власти и управления России. IX-XX вв.: Справочник. / под общ. ред. А.С. Тургаева. – СПб.: Издательство СЗАГС; Издательство «Образование – Культура», 2000. – 386 с.
- Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания главного маршала авиации 1941-1945. – М.: Центрполиграф, 2008. – 591 с.
- Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. / Ю.А.Горьков. – Тверь: РИФ, 1995. – 304 с.
- Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник. / сост. В.И.Ивкин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. – 639 с.
- Ежов В.А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): учеб. Пособие. / В.А. Ежов. – СПб.: Нестор, 1998. – 42 с.
- Ежов М.В. история государственного управления и государственной службы в России. / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 240 с.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 2 т. – М,6 ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 800 с.
- Иванов Р.Ф. Сталин и союзники 1941-1945. / Р.Ф. Иванов. – М.: Вече, 2005. – 480 с.
- Игнатов В.Г. История государственного управления в России. Изд. 4-е. / отв. Редактор В.Г. Игнатов. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 640 с.
- История государства и права России в документах и материалах 1930-1990-е гг. / автор составитель И.Н. Кузнецов – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2003. – 624с.
- История государственного управления в России (X-XXI вв.): Хрестоматия / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 591с.
- Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Люди, события, факты: Справочник / под. ред. О.А. Ржешевского. - 2-е изд., доп. - М.: Республика, 2000. - 431с.
- Куликов В.И. История государственного управления в России – 2-е изд. / В.И. Куликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
- Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. / В.П.Мельников. – М.: Издательство РАГС, 2005. – 448 с.
- Мерцалов А.Н. Сталинизм и война. / А.Н.Мерцалов, Л.А.Мерцалова. – М.: Тера; Кн. Клуб, 1998. – 427 с.
- Мизь А.Б. История государственного управления и самоуправления в России: уч. Пособие для студентов обучающихся по специальности «ГиМУ» / А.Б. Мизь. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. – 224 с.
- Хрестоматия по новейшей истории России. 1917-2004. в 2 ч. Часть первая 1917-1945. / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – 480с.
- Цаплин А.М. История Российских конституций: от 1918 г. До 1993 г. / А.М.Цаплин. – М.: 1997
- Черняк В.З. История государственного и муниципального управления в России. Учебник для вузов. / В.З. Черняк. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 528 с.
- Щепетев В.И. История государственного управления в России. / В.И. Щепетев. – СПб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 555с.