Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:28, курсовая работа
Цели и задачи исследования:
- рассмотреть новые органы власти в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;
- проанализировать деятельность новых органов государственной власти.
- оценить эффективность государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ «БОЛЬШОЙ» ВОЙНЫ /1936-1941/. 6
2. НАЧАЛО ВОВ. СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ – ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
3. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКО ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ СССР. 13
3.1 ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ. 16
3.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ. 17
4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР. 19
4.1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21
4.2 СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. 23
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 32
Рис.2
Система руководства действующей армией в годы Великой Отечественной войны.
Флоты, Партизанские Фронты Военные
Флотилии
формирования округа
Ставка ВГК являлась централизованным органом руководства борьбой армии и флота, а также партизанских сил, несла всю ответственность за ведение боевых действий и боеспособность Вооруженных Сил СССР. Ставка стала коллективным органом управления Вооруженными Силами СССР. В основе ее работы лежало сочетание коллегиальности с единоначалием. Но во всех случаях право принятия окончательного решения оставалось за Верховным Главнокомандующим.
Вот
что пишет в своих
В военное время продолжала развиваться, наметившаяся ранее тенденция наделять номинальные государственные структуры (в том числе вновь создаваемые) реальными властными полномочиями, которыми располагало руководство правящей партии. Еще 6 мая 1941 г. Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин занял пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, соединив традиционно разделенные партийную и государственную власть. 19 июля он назначен и наркомом обороны. «И. В. Сталин в годы войны выполнял пять обязанностей. Кроме Верховного Главнокомандующего, он оставался на посту Генерального секретаря ЦК ВКП(б), был Председателем Совета Народных Комиссаров СССР и Председателем Государственного Комитета Обороны, являлся народным комиссаром обороны. Работал он напряженно, по 15—16 часов в сутки».11 Таким образом, была достигнута высшая степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица.
Экстремальная
обстановка диктовала необычные
подходы к организации
Совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Государственный Комитет Обороны объединял государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали партийного и гражданского управления сражавшегося государства. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б), которое рассматривало предварительно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица.
Члены ГКО в дополнение к своим прежним большим полномочиям, получили неограниченные полномочия с целью повышения эффективности конкретных отраслей управления.
Совместное Постановление Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) обязало всех граждан, все государственные, военные, хозяйственные, партийные, профсоюзные, комсомольские органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО СССР, которым была придана сила законов военного времени.
Чрезвычайный орган и работал по чрезвычайному. ГКО не имел регламента работы, собирался нерегулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители — В.М. Молотов (с 30 июня 1941 г.) и Л.П. Берия (с 16 мая 1944 г.) после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Наркомы и военачальники в своих воспоминаниях отмечают, что процедура принятия решений была упрощена до предела, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы ГКО. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Маршал Г.К. Жуков вспоминал, что не всегда можно было определить, на заседании какого органа он присутствовал. Работу же ГКО он характеризовал так: “На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и принимались важнейшие вопросы.
ГКО и Ставка представляли собой два самостоятельных чрезвычайных органа, созданных решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР на период войны. Но так как И.В.Сталин возглавлял и Комитет и Ставку, то формальность обычно не соблюдалась. На совещания в ГКО часто приглашались члены Ставки и, наоборот, в Ставке при рассмотрении важных вопросов присутствовали члены ГКО. Совместная работа приносила большую пользу: не терялось время на изучение вопросов для проведения их в жизнь, и люди, входившие в состав этих двух государственных органов, всегда были в курсе событий.
Конечно, подобная практика работы Ставки и ГКО была физически очень тяжела для их членов, но в ходе войны об этом не думалось: каждый работал в полную меру своих сил и возможностей. Все равнялись на И.В.Сталина, а он, несмотря на свой возраст, был всегда активен и неутомим».12
Своего специального аппарата ГКО не создавал и проводил решения через государственные и партийные органы. В союзных республиках, краях, областях и городах ГКО имел уполномоченных. В прифронтовых городах , а также там, где базировались корабли военно-морского флота создавались городские комитеты обороны. Они создавались решением ГКО, руководствовались его постановлениями, решениями местных, партийных и советских органов, военных советов фронтов и армий. Они были тесно связаны с военным командованием, а их представители одновременно являлись членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались оперативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив.
Городские комитеты обороны обычно возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партии и включали в свой состав председателей облисполкома или горисполкома, представителей военного командования и местного управления НКВД. Они имели права объявлять город на осадном положении, проводить эвакуацию населения, давать предприятиям спецзадания, формировать народные ополчения и др. Их решения могли быть отменены только ГКО, а если они касались военно-оборонительных вопросов – военными советами фронтов. За время войны было образовано 60 городских комитетов обороны.13 Они действовали в городах Подмосковья, Центра, Поволжья, Северного Кавказа и с 1942 г. в крупных городах Закавказья и объединяли гражданскую и военную власть в городах.
Важное
значение в деле максимальной централизации
управления государством, включая его
военную и хозяйственную
Своеобразными функциями обладало созданное 8 декабря 1942 г. при ГКО СССР оперативное бюро, которое контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные и месячные планы производства, готовило для председателя ГКО проекты соответствующих решений.
ГКО и другие органы высшего управления уделяли максимум внимания военно-организационной системе, изменяли во время войны структуру, состав военного руководства, восполняли убыль командного состава, помогали Ставке Верховного главнокомандования, Генеральному штабу РККА, управлениям НКО, ВМФ, командованию стратегических направлений и фронтов. Налажено управление всеми структурами вооруженных сил, упорядочено командование фронтами, армиями, соединениями и оперативными объединениями в составе фронтов, корпусами, дивизиями, бригадами, полками и т.д.
В связи с ростом партизанского движения 30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Его возглавил Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко. ЦШПД координировал действия многочисленных партизанских отрядов между собой и с регулярными армейскими частями, организовывал снабжение народных мстителей оружием, боеприпасами, средствами связи, обеспечивал медицинскую помощь, наладил взаимную информацию, провел в Москве совещания партизанских командиров, помог подготовить и провести глубокие рейды партизанских соединений по тылам немецко-фашистской армии; и др. ЦШПД работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943—1944 гг.
«Благодаря усилиям ГКО во всех звеньях государственного аппарата была создана четкая и слаженная система управления централизованного характера».14
Разбирая органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны, важно понимать, что в чрезвычайных условиях произошла максимальная концентрация власти в руках небольшой группы лиц. (рис. 3)15
Рис.3
Органы государственной власти и управления в годы ВОВ.
_____________________
______________________________ ______________________________ ___
1. В годы войны в руках И. В. Сталина сосредоточилась вся полнота власти: он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 - 4 сентября 1945), возглавлял СВГК (10 июля 1941 - сентябрь 1945); был наркомом обороны (19 июля 1941 - сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 - сентябрь 1945).
2. Советы фактически подчинялись партийным комитетам, выполнявшим функции законодательной и исполнительной власти.
3. Ставка Верховного Главнокомандования (с 23 июня 1941).
4. Государственный комитет обороны (с 30 июня 1941).
5. Учреждены в 65 городах СССР (1941 — 1942).
Такое положение дел способствовало превращению страны, в максимально сжатые сроки , в единый военный лагерь, отсутствию волокиты в принятии, а что еще важнее – в реализации принятых решений. Все силы и средства страны в этот период были сконцентрированы на тех направлениях, которые считались наиболее перспективными для военной победы. Полномочия всех членов государственного руководства полностью зависели от единоличного руководителя Советского государства, обладавшего диктаторскими полномочиями – И.В.Сталина, который в годы войны занимал все высшие посты (кроме председателя Президиума Верховного Совета СССР).
Высшим
законодательным органом