Государственное управление в СССРв годы Великой Отечественной войны – эффективность в экстремальных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования:
- рассмотреть новые органы власти в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;
- проанализировать деятельность новых органов государственной власти.
- оценить эффективность государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ «БОЛЬШОЙ» ВОЙНЫ /1936-1941/. 6
2. НАЧАЛО ВОВ. СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ – ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
3. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКО ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ СССР. 13
3.1 ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ. 16
3.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ. 17
4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР. 19
4.1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21
4.2 СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. 23
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 32

Файлы: 1 файл

Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях..doc

— 185.50 Кб (Скачать)

   

            

 

    Содержание

 

    Введение.

      Детальное изучение исторического опыта нашего государства позволяет объективно и взвешенно оценить прошлое, глубже осмыслить настоящее, точнее прогнозировать будущее.

      В историко-политической науке важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о законах и органах власти, действующих лишь при определенных, чрезвычайных обстоятельствах (война, эпидемия, стихийное бедствие и т.д.). Из числа таких органов власти наибольшее значение имеют те, которые действуют только в военное время.

      Война явилась серьезным экзаменом для советской государственности. С нападением нацистской Германии стало ясно, что созданная И.В.Сталиным политическая система и ее государственный аппарат, несмотря на их военно-мобилизационную направленность, оказались не готовыми к большой войне. С началом войны государственное управление оказалось в кризисном состоянии. Сложный и непредсказуемый характер войны, а также недостаточность и неэффективность принятых Политбюро ЦК первых военно-политических решений обусловили создание новых органов власти - чрезвычайных.

      Несмотря  на обилие исследований по истории  Великой отечественной войны, работ, рассматривающих непосредственно  создание и деятельность новых органов  государственной власти, практически нет.

      Можно выделить монографию В.Г Игнатова "Эффективность деятельности органов государственной власти в годы Великой отечественной войны", в которой рассматриваются как новые органы государственной власти (Государственный комитет обороны и его структурные подразделения), так и перестройка деятельности на военный лад уже существовавших органов власти Советского государства.

      Специальная научная разработка истории Государственного управления в годы войны почти не велась. Такое положение не вызывает удивления, ибо до второй половины 80-х гг. конкретное изучение некоторых проблем отечественной истории и деятельности определенных исторических лиц не поощрялось, а значительная часть соответствующих архивных документов находилась в закрытых для исследователей фондах. Достаточно сказать, что за полвека было опубликовано всего лишь около одного процента постановлений Государственного комитета обороны.

      Основными источниками данных по этой теме можно  считать монографии и мемуарную литературу, а также издания периодической печати. В них освещены основные аспекты деятельности высших органов государственного управления в годы войны: Ставки Верховного Главнокомандующего, Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР1, местных органов государственного управления.

      Историки  также затруднялись изучать историю  государственной службы по целому ряду причин – из-за закрытости госслужбы  в СССР, недоступности многих архивных источников, отсутствия всеобъемлющей, а главное, достоверной статистики. Первые книги, посвященные данной теме, вышли за рубежом. В конце 80-х, начале 90-х годов, по понятным причинам, сначала отечественные публицисты, а затем и историки активизировали работу над этими сюжетами.2

      Система управления, сложившаяся в годы Великой  Отечественной 
    войны, по-прежнему остается уникальным и актуальным 
    опытом, для изучения механизмов государственного управления в 
    чрезвычайных условиях. Важно учитывать, что эта война явилась серьезным экзаменом для советского механизма власти. Богатый и трудный исторический опыт, который был приобретен в области государственного управления в период войны, важен для определения перспектив государственного управления на современном этапе. Знание опыта функционирования механизма государственной власти в чрезвычайных условиях позволяет современной власти формулировать адекватные вызовам времени приоритеты государственного и военного строительства Российской Федерации. Именно в этом заключается актуальность темы исследования.

      Объект  исследования: Система чрезвычайных органов власти и государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны.

      Предмет исследования: Эффективность действия новых органов государственной власти во время Великой Отечественной войны.

      Цели  и задачи исследования:

      - рассмотреть новые органы власти  в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;

      - проанализировать деятельность  новых органов государственной  власти.

      - оценить эффективность государственного  управления в годы Великой   Отечественной войны.

 

    1. Советское государство накануне «большой» войны /1936-1941/.

      5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Советскую Конституцию, которая закрепляла основы государственной и социальной организации общества в условиях «победы социализма». В частности, отменялись все ограничения избирательного права. Выборы становились всеобщими, прямыми, равными и тайными. Высшим органом власти государства стал Верховный совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Народных Комиссаров (Правительство СССР) формировался на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. (рис.1)

   Рис.1

   Высшие  органы государственной власти по Конституции 1936 года.

     

      На  основе положений Конституции вся полнота власти сосредоточилась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался, как буржуазный.3 Партийные решения приобрели характер нормативных актов, это обуславливалось представлениями о партии, как о ведущей силе советского общества – вся система государственно-правового регулирования системы управления была подчинена именно партии.

      Возникновение новых отраслей в промышленности и на транспорте, развитие сферы  образования, науки и культуры, в  рамках сложившейся системы, неизбежно влекли за собой образование новых наркоматов и ведомств, рост численности управленческого персонала. В 1936-1937 гг. были созданы наркоматы оборонной промышленности и машиностроения. В 1940г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были внесены изменения к существующим нормам труда – установлены восьмичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. В октябре 1940 г. Наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке, независимо от места расположения производства. Государственные резервы рабочей силы находились в полном распоряжении правительства. Управление народным хозяйством, в рассматриваемый период, было обусловлено реально надвигавшейся угрозой большой войны и невозможностью, для тогдашнего руководства страны, в условиях большого террора, увидеть иные формы управления.

      Накануне  второй Мировой войны в СССР была завершена реформа военного строительства и управления. Ее главное содержание составили мероприятия по переходу от смешанной системы устройства армии к кадровой. Это привело к увеличению численности вооруженных сил. На руководящие должности выдвигались молодые командиры, многие из которых не имели достаточного опыта работы с личным составом. Массовая репрессивная кампания по «чистке» рядов Красной армии обусловили восстановление в мае 1937 года института военных комиссаров во всех войсковых частях, штабах, военно-учебных заведениях. Принятие Закона о всеобщей воинской обязанности 1939 года явилось крупным вкладом в строительство Советских вооруженных сил. Закон послужил правовой основой для их развертывания, создания дополнительных частей и соединений, усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 года численность Вооруженных сил   СССР составляла более 5 миллионов человек, что в 2,8 раза превышало численность армии 1933 года.4

      Однако, несмотря на прилагаемые в годы третьей  пятилетки усилия – СССР не завершил подготовку к войне. Перевооружение Красной  Армии не было завершено. Политическое руководство страны, в  первую очередь И.В. Сталин, допустило просчет в определении возможных сроков начала войны. Массовые репрессии 1937 – 1938 годов, затронувшие, в том числе, командный состав армии, негативно сказались на ее способности к отражению агрессии.5

      Командно-административная система государственного управления в СССР опиралась, в первую очередь на организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Первые представлены планированием, нормированием и жесткой системой контроля, имеющей в распоряжении репрессивный аппарат.  Вторая группа методов основана на идеологии, пропаганде, задача которых не только привлечь население, но и объяснить ошибки, просчеты и проблемы, показать деятельность государственной власти в выгодных условиях. Третья группа – экономические методы управления не использовались в полной мере, так как входили в противоречие с идеологией всеобщего равенства и борьбы с обогащением.

 

    2. Начало ВОВ. Ставка Верховного Главнокомандования – высший военный орган государственного управления.

      22 июня 1941 года фашистская Германия  вероломно напала на Союз Советских  Социалистических республик. Это  положило начало невиданному  по тяжести испытанию, не только  советского народа, но и государственной  власти и управления в целом.

        В годы войны наиболее наглядно проявились сильные стороны административно-командной системы: способность государства, не считаясь с людскими жертвами и финансовыми затратами, концентрировать силы и средства на тех направлениях, которые представлялись наиболее важными для военной победы. Осознавая неизмеримо возросшую ответственность всей системы власти и управления за судьбы многомиллионного советского народа и государства - правительство, как высший распорядительный и исполнительный орган управления — призвало всех в первый же день войны сплотиться, организоваться во имя защиты Отечества и победы над фашизмом. Президиумом Верховного Совета СССР, для реализации поставленной задачи, был издан ряд указов: о введении военного положения; о всеобщей мобилизации военнослужащих по всем военным округам; о режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время.

      В начале войны партийно-государственным  руководством СССР была разработана программа максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства, мобилизации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу был положен опыт Гражданской войны.

      Одним из первых юридических документов, в котором были изложены положения этой программы, стала Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 годы. «Партийным и советским органам прифронтовых областей».6 Директива стала программой превращения страны в единый военный лагерь.

      Трудность заключалась в том, что до сих  пор система государственного управления была ориентирована согласно Конституции  СССР на мирный созидательный процесс и лишь в предвоенные годы частично трансформировалась применительно к условиям полыхавшей мировой войны. Теперь же пришлось одновременно воевать и перестраиваться форсированно, на ходу, в военной обстановке, в условиях реально угрожавшей армии, государству, общественному устройству катастрофы.

      Экстремальность первых недель войны обусловила импровизационный характер создания чрезвычайных органов. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования (СГК). Это первый чрезвычайный внеконституционный орган управления, созданный в военное время. Председателем назначен нарком обороны маршал С.К. Тимошенко. Назначение его председателем соответствовало компетенции Ставки: в ее функции входило стратегическое руководство вооруженными силами. При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек.

      Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем ее деятельности. Громоздкость (20 человек) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем  более, что часть военачальников сразу отбыла на фронты. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени.

      10 июля 1941 г., Решением Государственного Комитета Обороны, Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее возглавил И.В. Сталин, который с 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим7. К этому времени стал ясен беспрецедентный масштаб бедствия, обрушившегося на страну, и целесообразность концентрации властных полномочий в руках ее фактического руководителя.

      Первые  три недели войны показали, чрезмерная централизация управления в Москве, замедляет оперативность управления войсками. Учитывая это, были созданы органы полевого управления вооруженными силами. Во главе фронта, армии (флота), стояли военные советы, в подчинении которых находились штабы, отделы, управления, военные трибуналы, прокуратура. В подчинении Ставки находилось и Главное политическое управление РККА, руководившее всей партийно-политической работой в войсках через систему политуправлений (отделов) фронтов и армий.8 (рис.2)9

Информация о работе Государственное управление в СССРв годы Великой Отечественной войны – эффективность в экстремальных условиях