Государственное управление в СССРв годы Великой Отечественной войны – эффективность в экстремальных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования:
- рассмотреть новые органы власти в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;
- проанализировать деятельность новых органов государственной власти.
- оценить эффективность государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ «БОЛЬШОЙ» ВОЙНЫ /1936-1941/. 6
2. НАЧАЛО ВОВ. СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ – ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
3. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКО ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ СССР. 13
3.1 ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ. 16
3.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ. 17
4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР. 19
4.1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21
4.2 СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. 23
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 32

Файлы: 1 файл

Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях..doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Во  время войны были созваны лишь три сессии Верховного Совета СССР. Формально, Верховный Совет СССР продолжал осуществлять законодательную деятельность. Однако рассмотренные им вопросы не отражали узловые проблемы военной и международной политики, в известной мере их обсуждение носило стихийный характер. В военное время Верховный Совет выступал не в роли инициатора законодательных решений, а всего лишь в качестве высшей инстанции, утверждавшей решения ГКО или ЦКВКП(б).

      В перерывах между сессиями законодательную  деятельность осуществлял Президиум Верховного Совета СССР (председатель – М.И.Калинин). В связи с тем, что Государственный Комитет Обороны взял на себя большинство функций по управлению страной в военный период конституционные полномочия Президиума Верховного Совета СССР, в сферах военного строительства, обороны, международной политики и пр. – были существенно ограничены. Поэтому основным направлением  его деятельности стало утверждение законодательных актов, регламентировавших правовое положение трудящихся в условиях войны, социальную политику и правопорядок,  мобилизацию людских и материальных ресурсов для обеспечения фронта, народного хозяйства, оборонного строительства. Президиумом Верховного Совета был так же принят ряд указов, расширявших полномочия военных властей и военных трибуналов. Указа об ответственности за распространение ложных слухов, за разглашение государственной тайны.

      В сфере функций Президиума Верховного Совета СССР оставалось назначение народных комиссаров, передача предприятий  из одного ведомства в другое, назначение послов, ратификация международных договоров и соглашений учреждение новых орденов, а также награждение орденами и медалями; присвоение высших воинских званий.

      Президиум Верховного Совета СССР осуществлял  общее руководство местными органами государственной власти – Советами депутатов трудящихся по их перестройке и деятельности во время войны.

      Несмотря  на образование ГКО и городских  Комитетов обороны Советы депутатов  трудящихся продолжали действовать  и во время войны, иногда даже на территории оккупированной немцами. Работая совместно с чрезвычайными органами военного времени и оказывая им всестороннюю поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке промышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспечении нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонительных мероприятий.16

      В годы Великой Отечественной войны  значительно расширился круг вопросов, решение которых находилось теперь в компетенции Советов депутатов  трудящихся. При этом задачи резко  усложнились, а депутатский состав сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями в тыл страны.

      Как уже отмечалось ранее, избирательные  кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти.

 

            4.2 Совет Народных Комиссаров СССР.

      Совет Народных Комиссаров СССР – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В годы войны он объединял и направлял работу наркоматов, занимался вопросами перераспределения трудовых, материальных, финансовых ресурсов. А также капитальным и гражданским строительством, ведал организацией социально культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, осуществлял социальную политику, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов исполнительной власти союзных республик.  Одной из важнейших задач СНК СССР являлось составление и обеспечение народнохозяйственных планов военного времени.

      Однако, круг полномочий СНК СССР, как и  в случае с Верховным Советом  СССР, был существенно ограничен  – основные усилия по выработке  военно-экономической политики были консолидированы в ГКО и ЦК ВКП(б).

      После образования ГКО на Совнарком  СССР была возложена вся текущая  работа по реализации принятых Государственным  Комитетом Обороны решений. Однако, в развитии тех отраслей, которые  непосредственно не занимались военным  производством, а также по руководству сельскохозяйственным производством – Совнаркому СССР отводилась приоритетная роль.

      Обстановка  военного времени заставила и  в высшем звене государственного управления произвести ряд структурных  изменений. В связи с тем, что деятельность И.В.Сталина – председателя Совнаркома СССР – с началом войны в основном сосредоточилась в Ставке и ГКО, практическое руководство Совнаркомом СССР осуществляло Бюро СНК СССР. 2 января 1942 года была сформирована комиссия Бюро СНК СССР по текущим вопросам во главе  с Н.А.Вознесенским.17

      Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной обстановке войны строилось и функционировало на основе планового принципа, испытанного и освоенного в 20— 30-е годы. Однако, в отличии от мирного времени, перспективные планы вырабатываемые СНК СССР, охватывали не все народное хозяйство, а лишь отдельные отрасли, в основном – тяжелую индустрию.

      Особо следует отметить, что в годы Великой  Отечественной войны Совнарком  СССР активно взаимодействовал с органами тыла Вооруженных сил. Исключительно важное значение приобрела деятельность СНК СССР по обеспечению снабжения тружеников тыла продовольственными и промышленными товарами, в том числе четкого функционирования карточной системы распределения.  СНК СССР осуществлял необходимые меры по организации непримиримой борьбы с хищениями и спекуляцией в сфере снабжения и торговли.

      Одновременно  нельзя не обратить внимание на то, что  в системе государственного управления экономикой значительно возросла роль наркомата внутренних дел СССР. Сотни тысяч заключенных и спецпоселенцев работали на самых различных объектах народного хозяйства.

      Изменились  условия, задачи и  масштабы работы правоохранительных органов. 20 июля 1941 г. воссоздан единый Наркомат внутренних дел, куда влились органы государственной безопасности и военной контрразведки. Руководство было сосредоточено в руках Л.П. Берии. Эта мощная структура просуществовала до весны 1943 г., когда разведка и контрразведка вновь выделились в самостоятельный Наркомат госбезопасности (нарком В.Н. Меркулов), а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) во главе с B.C. Абакумовым перешло в состав Наркомата обороны под личный контроль И.В. Сталина. Деятельность ГУКР «СМЕРШ» далеко выходила за рамки мощной разведовательно-контразведовательной службы, занимавшейся не только розыском  вражеской агентуры, но и агентурной разведкой в тылу врага.18

      Изменена  правовая основа функционирования карательных  органов. Система органов военной  юстиции перестроилась в начале войны в соответствии с июльским 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР “О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий”. Образованы военные трибуналы — чрезвычайные органы и с чрезвычайными полномочиями — при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, а также при бригадах на железных дорогах и в речных, морских бассейнах. Трибуналы рассматривали все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуляции и хулиганства. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. Исполнение смертных приговоров могли приостановить командующие армиями и округами, военные советы. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к “провокаторам, шпионам и прочим агентам врага”. В этих местностях преобразована в военные часть территориальных судов и прокуратур.

 

    5. Эффективность  государственного управления в СССР в экстремальных условиях.

      В годы Великой Отечественной войны  всеобъемлющий характер и приоритетное значение приобрело государственное  управление именно в военной сфере. На него были возложены новые функции. Управление осуществлялось по законам военного времени, чрезвычайными методами, что обеспечивало качественно новый уровень военно-организаторской работы. Выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага в конечном итоге, привело страну к победе над фашистскими захватчиками. Несмотря на отдельные ошибки и просчеты в работе, на начальном этапе – система государственного управления работала четко и слаженно.

      В годы войны продолжали функционировать  все высшие, центральные  и местные  органы власти и управления. Происходившие  в них структурные изменения были направлены на повышение четкости и оперативности работы аппарата, на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства. Характерной чертой процесса государственного управления в годы  войны явилось активное взаимодействие управления военной сферой с государственным управлением тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом. Функционируя как составные и взаимосвязанные звенья слаженной управленческой системы, они сыграли решающую роль в укреплении единства фронта и тыла. Их деятельность в целом показала  жизнеспособность и эффективность политического, общественного и экономического строя СССР в условиях военного времени, целесообразность применявшихся форм и методов государственного управления.

        Обстоятельства военного времени  вызвали необходимость создания  ряда новых центральных органов  отраслевого управления СССР. Так  вскоре после начала войны  был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались (временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления координировавших усилия отраслевых наркоматов. «Создание этих органов окончательно оформило сложившуюся еще до войны систему централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами».19 1 июля 1941 года вышло постановление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Согласно этому документу были существенно расширены права и возможности как народных комиссаров СССР, так и директоров заводов и предприятий.  Они получили возможность распределять и перераспределять материальные и денежные ресурсы между отдельными предприятиями и строительствами. Такое положение дел способствовало скорейшему решению возложенных на них задач, воплотило тенденцию децентрализации отдельных звеньев государственного управления.

      Особенностью  государственного управления военного времени являлось своеобразное сочетание  двух противоположных тенденций: централизации  и децентрализации государственного управления  в годы войны, это было обусловлено невозможностью детального управления только через высшие органы и из единого союзного центра. Обстановка требовала усиления самостоятельности отраслевых и местных органов управления, расширения прав их организационных структур, должностных лиц.

      Особенность управления военного периода заключалась  и в том, что его рабочий  аппарат вынужден был функционировать  в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и  других органов центрального звена  управления, в первые же месяцы войны, покинули Москву 18, частично - 23, что обусловило кратковременную заминку в перестройке отдельных органов управления, частичное перераспределение их функций.

      В критических условиях войны изменилась государственная политика в отношении религии. Прекратился атеистический экстремизм, некоторые церковные деятели были выпущены из заключения. При СНК СССР был создан Совет по делам религий, который должен был наладить отношения государства с религиозными объединениями.20 Интересы защиты Отечества продиктовали их сближение, приглушение идеологических разногласий, отказ от взаимных обвинений.

      Органы  управления способствовали проявлению новых тенденций в национально-государственном  устройстве, в том числе тенденции  децентрализации государственного управления. Расширены права и функции республиканского управления. Более того, Украина и Белоруссия, а затем и другие республики получили право непосредственного сношения с иностранными государствами и заключения межправительственных соглашений. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон “О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат”. В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН.

      Тогда же, 1 февраля 1944 г., принят закон “О создании войсковых формирований союзных  республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат”. Созданы республиканские наркоматы обороны. В национальные воинские части призывались, как правило, люди, слабо владевшие русским языком. Казахские, грузинские, армянские и другие дивизии сражались и на территории РСФСР, УССР, БССР.

Информация о работе Государственное управление в СССРв годы Великой Отечественной войны – эффективность в экстремальных условиях