Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:28, курсовая работа
Цели и задачи исследования:
- рассмотреть новые органы власти в СССР, сформировавшиеся во время Великой Отечественной войны;
- проанализировать деятельность новых органов государственной власти.
- оценить эффективность государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ «БОЛЬШОЙ» ВОЙНЫ /1936-1941/. 6
2. НАЧАЛО ВОВ. СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ – ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
3. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКО ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ СССР. 13
3.1 ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ. 16
3.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ. 17
4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР. 19
4.1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21
4.2 СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. 23
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 32
Во время войны были созваны лишь три сессии Верховного Совета СССР. Формально, Верховный Совет СССР продолжал осуществлять законодательную деятельность. Однако рассмотренные им вопросы не отражали узловые проблемы военной и международной политики, в известной мере их обсуждение носило стихийный характер. В военное время Верховный Совет выступал не в роли инициатора законодательных решений, а всего лишь в качестве высшей инстанции, утверждавшей решения ГКО или ЦКВКП(б).
В перерывах между сессиями законодательную деятельность осуществлял Президиум Верховного Совета СССР (председатель – М.И.Калинин). В связи с тем, что Государственный Комитет Обороны взял на себя большинство функций по управлению страной в военный период конституционные полномочия Президиума Верховного Совета СССР, в сферах военного строительства, обороны, международной политики и пр. – были существенно ограничены. Поэтому основным направлением его деятельности стало утверждение законодательных актов, регламентировавших правовое положение трудящихся в условиях войны, социальную политику и правопорядок, мобилизацию людских и материальных ресурсов для обеспечения фронта, народного хозяйства, оборонного строительства. Президиумом Верховного Совета был так же принят ряд указов, расширявших полномочия военных властей и военных трибуналов. Указа об ответственности за распространение ложных слухов, за разглашение государственной тайны.
В сфере функций Президиума Верховного Совета СССР оставалось назначение народных комиссаров, передача предприятий из одного ведомства в другое, назначение послов, ратификация международных договоров и соглашений учреждение новых орденов, а также награждение орденами и медалями; присвоение высших воинских званий.
Президиум Верховного Совета СССР осуществлял общее руководство местными органами государственной власти – Советами депутатов трудящихся по их перестройке и деятельности во время войны.
Несмотря на образование ГКО и городских Комитетов обороны Советы депутатов трудящихся продолжали действовать и во время войны, иногда даже на территории оккупированной немцами. Работая совместно с чрезвычайными органами военного времени и оказывая им всестороннюю поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке промышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспечении нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонительных мероприятий.16
В
годы Великой Отечественной войны
значительно расширился круг вопросов,
решение которых находилось теперь
в компетенции Советов
Как уже отмечалось ранее, избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти.
Совет Народных Комиссаров СССР – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В годы войны он объединял и направлял работу наркоматов, занимался вопросами перераспределения трудовых, материальных, финансовых ресурсов. А также капитальным и гражданским строительством, ведал организацией социально культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, осуществлял социальную политику, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов исполнительной власти союзных республик. Одной из важнейших задач СНК СССР являлось составление и обеспечение народнохозяйственных планов военного времени.
Однако, круг полномочий СНК СССР, как и в случае с Верховным Советом СССР, был существенно ограничен – основные усилия по выработке военно-экономической политики были консолидированы в ГКО и ЦК ВКП(б).
После образования ГКО на Совнарком СССР была возложена вся текущая работа по реализации принятых Государственным Комитетом Обороны решений. Однако, в развитии тех отраслей, которые непосредственно не занимались военным производством, а также по руководству сельскохозяйственным производством – Совнаркому СССР отводилась приоритетная роль.
Обстановка военного времени заставила и в высшем звене государственного управления произвести ряд структурных изменений. В связи с тем, что деятельность И.В.Сталина – председателя Совнаркома СССР – с началом войны в основном сосредоточилась в Ставке и ГКО, практическое руководство Совнаркомом СССР осуществляло Бюро СНК СССР. 2 января 1942 года была сформирована комиссия Бюро СНК СССР по текущим вопросам во главе с Н.А.Вознесенским.17
Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной обстановке войны строилось и функционировало на основе планового принципа, испытанного и освоенного в 20— 30-е годы. Однако, в отличии от мирного времени, перспективные планы вырабатываемые СНК СССР, охватывали не все народное хозяйство, а лишь отдельные отрасли, в основном – тяжелую индустрию.
Особо следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны Совнарком СССР активно взаимодействовал с органами тыла Вооруженных сил. Исключительно важное значение приобрела деятельность СНК СССР по обеспечению снабжения тружеников тыла продовольственными и промышленными товарами, в том числе четкого функционирования карточной системы распределения. СНК СССР осуществлял необходимые меры по организации непримиримой борьбы с хищениями и спекуляцией в сфере снабжения и торговли.
Одновременно нельзя не обратить внимание на то, что в системе государственного управления экономикой значительно возросла роль наркомата внутренних дел СССР. Сотни тысяч заключенных и спецпоселенцев работали на самых различных объектах народного хозяйства.
Изменились
условия, задачи и масштабы работы
правоохранительных органов. 20 июля 1941
г. воссоздан единый Наркомат внутренних
дел, куда влились органы государственной
безопасности и военной контрразведки.
Руководство было сосредоточено в руках
Л.П. Берии. Эта мощная структура просуществовала
до весны 1943 г., когда разведка и контрразведка
вновь выделились в самостоятельный Наркомат
госбезопасности (нарком В.Н. Меркулов),
а Главное управление военной контрразведки
(СМЕРШ) во главе с B.C. Абакумовым перешло
в состав Наркомата обороны под личный
контроль И.В. Сталина. Деятельность ГУКР
«СМЕРШ» далеко выходила за рамки мощной
разведовательно-
Изменена правовая основа функционирования карательных органов. Система органов военной юстиции перестроилась в начале войны в соответствии с июльским 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР “О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий”. Образованы военные трибуналы — чрезвычайные органы и с чрезвычайными полномочиями — при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, а также при бригадах на железных дорогах и в речных, морских бассейнах. Трибуналы рассматривали все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуляции и хулиганства. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. Исполнение смертных приговоров могли приостановить командующие армиями и округами, военные советы. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к “провокаторам, шпионам и прочим агентам врага”. В этих местностях преобразована в военные часть территориальных судов и прокуратур.
В годы Великой Отечественной войны всеобъемлющий характер и приоритетное значение приобрело государственное управление именно в военной сфере. На него были возложены новые функции. Управление осуществлялось по законам военного времени, чрезвычайными методами, что обеспечивало качественно новый уровень военно-организаторской работы. Выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага в конечном итоге, привело страну к победе над фашистскими захватчиками. Несмотря на отдельные ошибки и просчеты в работе, на начальном этапе – система государственного управления работала четко и слаженно.
В годы войны продолжали функционировать все высшие, центральные и местные органы власти и управления. Происходившие в них структурные изменения были направлены на повышение четкости и оперативности работы аппарата, на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства. Характерной чертой процесса государственного управления в годы войны явилось активное взаимодействие управления военной сферой с государственным управлением тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом. Функционируя как составные и взаимосвязанные звенья слаженной управленческой системы, они сыграли решающую роль в укреплении единства фронта и тыла. Их деятельность в целом показала жизнеспособность и эффективность политического, общественного и экономического строя СССР в условиях военного времени, целесообразность применявшихся форм и методов государственного управления.
Обстоятельства военного
Особенностью государственного управления военного времени являлось своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации государственного управления в годы войны, это было обусловлено невозможностью детального управления только через высшие органы и из единого союзного центра. Обстановка требовала усиления самостоятельности отраслевых и местных органов управления, расширения прав их организационных структур, должностных лиц.
Особенность управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центрального звена управления, в первые же месяцы войны, покинули Москву 18, частично - 23, что обусловило кратковременную заминку в перестройке отдельных органов управления, частичное перераспределение их функций.
В критических условиях войны изменилась государственная политика в отношении религии. Прекратился атеистический экстремизм, некоторые церковные деятели были выпущены из заключения. При СНК СССР был создан Совет по делам религий, который должен был наладить отношения государства с религиозными объединениями.20 Интересы защиты Отечества продиктовали их сближение, приглушение идеологических разногласий, отказ от взаимных обвинений.
Органы
управления способствовали проявлению
новых тенденций в национально-
Тогда же, 1 февраля 1944 г., принят закон “О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат”. Созданы республиканские наркоматы обороны. В национальные воинские части призывались, как правило, люди, слабо владевшие русским языком. Казахские, грузинские, армянские и другие дивизии сражались и на территории РСФСР, УССР, БССР.