Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение сущности глобализации как социополитического феномена.
В соответствии с целями выдвинуты следующие задачи:
* исследовать основные социальные и идейные (историко-философские) предпосылки глобализации;
* выявить сущность и основные формы проявления современного процесса глобализации;
* изучить влияние процесса глобализации на государственное управление.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Глобализация: сущность и теоретические подходы……………..5-14
1.1. Сущность глобализации……………………………………………..5-10
1.2. Определение понятия глобализации………………………………..10-14
Глава 2. Глобализация и ее влияние на политические аспекты
управления…………………………………………………………..14-41
2.1.Сущность и принципы глобального
управления……………………………………………………………14-22
2.2. Периодизация теории глобального управления……………………22-24
2.3. Формы глобального управления…………………………………….24-25
2.4. Глобализация и государство………………………………………...25-33
2.5.Новая концепция управления………………………………………..33-39
2.6. Демократизация и глобализация……………………………………39-41
Заключение…………………………………………………………………...42-44
Список литературы………………………………………….45
Новая концепция управления
На рубеже веков произошла исчерпанность традиционных форм публичных действий, основанных на жестком администрировании, строгой иерархии, централизации, дотационных ресурсах и т.п. Это привело к тому, что возникли более адаптированные модели поведения государства. Государство становится все более маневренным; оно как бы “отстраняется”, отказывается от части своей власти и действует в сетях со своими партнерами. В свою очередь, такой “маневр” позволяет государству поставить на службу обществу ресурсы и экспертизу многообразных политических и экономических субъектов; привлечь разнообразные “способности” действующих акторов и реализовать совместные проекты, разделяя с другими субъектами ответственность за принятие решений, вырабатываемых в совместном процессе интерактивного приспособления друг к другу.
Эта эволюция в социальном плане позволяет осуществить путь от “иерархического” государства, представленного некогда в классической парламентаристской модели, присущей большинству государств западной Европы, к так называемой “рецептивной” модели государства, являющейся плодом политических дебатов с начала 1980-х годов.
Политическая задача “
В “рецептивном” государстве
публичная администрация не
Для западных обществ крайне
важно сочетание механизмов
Административная организация в западных парламентских демократиях была такова, что публичное администрирование обыкновенно подчинялось политической власти. Проводимые реформы были мотивированы следующими структурными причинами:
– тяжестью социальных расходов государства и последующим увеличением издержек в общественном секторе;
– сложностью функционирования административной машины;
– изменением ожиданий и ростом требований граждан;
– новыми тенденциями, обусловливающими трансформацию структуры государства, менее централизованного, с более подвижной и прозрачной структурой власти.
Реформы необходимо было
1) правительства
ищут пути освобождения от
своих обязательств по услугам
населению, переводя их в
2) правительства
ищут возможность осуществить
“политику рационализации”,
3) правительства
делают упор на инновации,
Во многих европейских странах реформы представляли и представляют определенную конвергенцию принципов: так, все реформы предполагают децентрализацию, внедрение моделей теории управления; все реформы приветствуют модели гражданского общества, основываются на таких принципах, как продуктивность, действенность, эффективность, контроль за общественными расходами, прозрачность, рост политического демократического контроля и участия граждан.
Происходящие трансформации изменяют облик бюрократического государства в направлении, которое сегодня называют “сетевое правительство” или e-government. Повсеместно происходит модернизация (или реформа) политической власти и ее институционального аппарата, функционирование политических сетей становится все более актуальной и насущной потребностью общества.
2.6. Демократизация и глобализация
В последние годы во многих странах мира
активизировался процесс демократизации
обществ. Одним из проявлений этого процесса
является становление гражданских обществ,
осознающих себя равноправными субъектами
политики наряду с государствами. Гражданское
общество в любой демократической стране
пытается играть самостоятельную роль
в политике, оказывать влияние на государство
и в тесном взаимодействии с ним участвовать
в общественном развитии. В современном
понимании сильное государство и одновременно
с этим развитое гражданское общество
есть перспективная модель будущей демократии
и путь к процветанию отдельно взятой
страны и мирового сообщества в целом.
Именно по этой причине такая модель является
универсальным ориентиром, указывающим
демократическим странам путь движения
вперед в сложном, глобализирующемся
мире.
Наличие универсального
политического ориентира для многих демократических
стран выдвигает консолидированное требование
-необходимость выработки универсальных
подходов демократизации политического
управления, которые могут выполнять роль
своеобразных локомотивов продвижения
обществ вперед без социальных конфликтов
внутри страны и на международном уровне.
В условиях глобализации многие страны
связывают перспективу демократизации
политического управления с повышением
транспарентности (прозрачности) власти.
Термин «транспаретнтность» заимствован
в XIX веке из иностранных языков (фр. transparent
- прозрачный, англ. transparent -прозрачный,
явный, очевидный). В современном политическом
лексиконе этот термин используется для
характеристики политической концепции,
политической позиции и т.п., не содержащих
секретов и недомолвок. При ее достижении
гражданское общество сможет контролировать
власть, влиять на политическую ситуацию
в каждой отдельно взятой стране и выступать
в роли организованной политической силы
общества. Лишь тогда станет возможным
рациональное взаимодействие гражданского
общества и государства на благо общества,
появится перспектива — поставить власть
под гражданский контроль и сделать ее
более эффективной. Кроме того, повышение
уровня транспарентности власти может
стать фундаментом, связывающим демократические
общества в единое целое - мировое гражданское
общество, которое в условиях глобализации
будет совместно с государствами, и национальными
гражданскими обществами влиять на мировую
политику, делать мир менее опасным и более
цивилизованным. Поэтому одной из важнейших
задач глобального развития является
демократизация политического управления
за счет повышения уровня транспарентности
власти.
Заключение
Ахиллесова пята глобализации - политические структуры, государственные институты, системы управления. Первые шаги по пути глобализации требуют качественно более высокого уровня управляемости общественными процессами, поэтому мы считаем, что нельзя строить будущее с политическим инструментарием прошедшей эпохи. По-нашему мнению, те средства контроля, координации, управления, которые веками создавались на национальном уровне, явно утрачивают эффективность в глобализирующемся мире.
Мы убеждены, что преобразование прежних структур и формирование общемировой целостности связаны с решением важнейшей функциональной задачи современности - обеспечением управляемости в новых масштабах: вширь - на всем пространстве планеты, вглубь - на всех уровнях организации, от локального до всемирного. В новых требованиях к управляемости заключен ответ на эволюционный вызов перехода к качественно более сложному типу организации для всего человечества и его составных частей.
По нашему мнению, политическую глобализацию можно понимать и определить как постепенное укрепление взаимодействия между нациями, цивилизациями и этнокультурами, ведущее к обретению взаимосвязанности и образованию структур глобальной управляемости, которые интегрируют прежде разъединенные фрагменты мира и тем самым позволяют в ней (управляемости) соучаствовать.
Глобальное управление — это не высокая отвлеченная самоцель. Это всего лишь вершина сети управления, простирающейся вверх с самых низов. Поведение национальных государств как глобальных участников процесса управления является предопределяющим фактором качества всей глобальной сети управления. Степень их приверженности идеям многосторонности, универсальным ценностям и общим целям, их способность реагировать на межгосударственные последствия их политики, а также то значение, которое они придают глобальной солидарности, — все это жизненно важные акторы, предопределяющие качество глобальной системы управления. Люди живут в своих национальных государствах; национальные методы управления должны быть усовершенствованы во всех государствах; при этом в одних странах они должны претерпеть более радикальные изменения, чем в других.
Мы уверены, что государство-нация останется основной единицей мирового порядка, однако экономическая глобализация и распространение технологий, в первую очередь информационных, подвергнут правительства государств новым громадным нагрузкам. Рост способности к взаимодействию между людьми будет сопровождаться распространением виртуальных сообществ по интересам, усложняя способность государств к управлению. Интернет, в частности, ускорит создание еще более глобальных движений, которые могут стать мощной силой в международных отношениях.
Мы считаем, что отчасти управление подвергнется натиску со стороны новых форм политики идентичности, в центре которых находятся религиозные убеждения. По-нашему мнению в ближайшее время нам всем предстоит решить следующие задачи:
• эффективное политическое управление, основанное на демократической политической системе, уважение прав человека, соблюдение правопорядка и социальной справедливости;
• эффективное государство, обеспечивающее высокие и стабильные темпы экономического роста, производящее товары народного потребления и гарантирующее социальную защиту, расширяющее возможности людей посредством всеобщего доступа к системам образования и другим социальным услугам и всячески поощряющее гендерное равенство;
• энергичное гражданское общество, построенное на принципах свободы объединения и самовыражения, отражающего и выражающего разнообразные мнения и интересы.
По нашему мнению национальные государства должны также укреплять региональное и субрегиональное сотрудничество в качестве основного инструмента развития и обеспечения для себя достойного места в процессе управления процессом глобализации. В процессе региональной интеграции главенствующее место они должны отводить социальным аспектам.
Мы утверждаем, что в целом процессы глобализации носят американоцентричный характер. Соединенные Штаты как единственная сверхдержава извлекают из глобализации наибольшие выгоды и стремятся укрепить доминирующие позиции в международных отношениях. Известная фраза 42-го президента США Б. Клинтона: «Глобализация – это Америка», – не является политической риторикой.
Нам представляется справедливой оценка последствий глобализации известным американским экономистом Дж. Стиглицем: «Те, кто демонизирует глобализацию, слишком часто упускают из виду ее полезные результаты. Однако сторонники глобализации отличаются еще большей предвзятостью. Для них глобализация (которая обычно ассоциируется с торжествующим капитализмом американского типа) и есть прогресс, развивающиеся страны должны принять его, если они хотят эффективного роста и преодоления бедности. Однако большому числу стран глобализация не принесла обещанных экономических выгод» 1.
______________________________
Информация о работе Глобализация и ее влияние на политические аспекты управления