Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение сущности глобализации как социополитического феномена.
В соответствии с целями выдвинуты следующие задачи:
* исследовать основные социальные и идейные (историко-философские) предпосылки глобализации;
* выявить сущность и основные формы проявления современного процесса глобализации;
* изучить влияние процесса глобализации на государственное управление.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Глобализация: сущность и теоретические подходы……………..5-14
1.1. Сущность глобализации……………………………………………..5-10
1.2. Определение понятия глобализации………………………………..10-14
Глава 2. Глобализация и ее влияние на политические аспекты
управления…………………………………………………………..14-41
2.1.Сущность и принципы глобального
управления……………………………………………………………14-22
2.2. Периодизация теории глобального управления……………………22-24
2.3. Формы глобального управления…………………………………….24-25
2.4. Глобализация и государство………………………………………...25-33
2.5.Новая концепция управления………………………………………..33-39
2.6. Демократизация и глобализация……………………………………39-41
Заключение…………………………………………………………………...42-44
Список литературы………………………………………….45
Этой же аргументацией
Тезис о том, что государство
как главный международный
носитель суверенитета уступает место наднациональным структурам,
характерен для глобалистского подхода к мировой политике, основывающегося на идеях либерализма.
«Государство, оставаясь наиболее важным типом актора в мировой политике, уже не играет столь доминирующую роль, как это было в прошлом: возросло значение транснациональных от ношений в противовес межгосударственным. Транснациональные формы коммуникации – от вещания на коротких волнах и спутников связи до Интернета – ослабили контроль государства над информационным потоком. Прямые иностранные инвестиции означают активное присутствие транснациональных корпораций во всех уголках мира. Исключительное понимание суверенитета как контроля над населением на четко обозначенной территории поставлено под сомнение возможностями оказывать воздействие на государство из вне для решения широкого круга проблем от прав человека до охраны окружающей среды» 1.
Изложенная позиция имеет под собой серьезные основания и отражает глубинные процессы становления новой политической структуры мира. Тем не менее, на современном этапе глобализации перед лицом многочисленных угроз национальной безопасности она представляется упрощенной, не учитывающей назревшую потребность человечества в корректировке функций государства как важнейшего института политической системы.
Прежде государственные институты определяли параметры национальной экономической политики: контролировали состояние финансов, предписывали условия производства, регулировали направление товарных потоков, устанавливали правила внешнеторговой деятельности и т. д. Глобализация финансовой, производственной и торговой сфер существенно ослабила возможности участия национальных государственных институтов в деятельности такого рода. Прерогативой государства всегда считался более или менее жесткий пограничный контроль над перемещением людей и товаров. Сейчас возможности такого контроля хотя и сохранились, но не являются столь полными, как прежде. Прежде государственная власть располагала полной свободой при определении внешнеполитических решений. Сейчас эта свобода становится относительной из-за необходимости действий, скоординированных на международном уровне с многочисленными субъектами мировой политики – межправительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, нередко превосходящими государства
по своим
ресурсам.
Еще несколько десятилетий назад суверенные права международнопризнанных государств считались нерушимыми, а
______________________________
1 Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х. Д. Клин
геманна; пер. с англ. М., 1999. С. 438.
посягательство на них – нелегитимным и подлежащим осуждению. Ныне
понятие национального суверенитета все чаще провозглашается устаревшим,
а его нарушение допустимым, прежде всего во имя обеспечения прав
человека. Возрастает стремление наиболее могущественных государств оказывать воздействие на внутриполитическую ситуацию в отдельных
странах с целью унификации их общественного устройства по западному образцу.
Увеличение разрыва между
ХХI в. может ознаменоваться
Существует, однако, и другая сторона
воздействия глобализации на
государство, способствующая
В складывающейся ситуации существует вероятность возникновения наднациональных структур авторитарной направленности, выражающих интересы ограниченного числа наиболее влиятельных международных субъектов. Поэтому национальное государство может оказаться перед необходимостью решения двуединой задачи: с одной стороны, защиты национальных очагов демократии от транснациональных источников авторитаризма, с другой – развития демократии в таких формах, которые способствовали бы целостности мирового сообщества.
Реальная практика многих государств, особенно крупных, свидетельствует об активном отстаивании ими своего суверенитета. Вызывает решительное возражение периодически появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных проблем отступает и суверенитет отдельного государства. Утверждается также, что существует самостоятельная категория международно-правовой суверенитет. Думается, что подобные утверждения – одно из негативных проявлений глобализации. Предложение отказаться от государственного суверенитета равносильно отказу от принципа территориальной целостности государства. Никакие глобальные интересы, на наш взгляд, не могут вести к отрицанию верховенства государственной власти на своей территории.
Государственный суверенитет – не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и политическая категория нынешнего времени. Нельзя не считаться с желанием народов жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий политический режим. В противном случае неизбежно навязывание другим народам своего образа жизни, своих ценностей и восприятия мира. В этом плане можно сослаться на документы Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.), которая констатировала: «Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».
Таким образом, можно заключить, что международное
сообщество не вправе переступать границы
государственного суверенитета. Лишь
само государство может добровольно принять
на себя обязательства определенного
рода, а это вытекает из суверенного права
государства как члена международного
сообщества.
Национальное государство изживает себя лишь в тенденции. И в эпоху глобализации этот институт сохраняет военно-политические функции, осуществляет административно распорядительную и регулирующую деятельность в разных сферах общества.
Глобализация «вписывает» государство в сложные интеграционные
структуры, участие в которых невозможно без его социально экономической состоятельности и международной ответственности.
Несмотря на ослабление своих
позиций, национальные
Поэтому необходимо своевременное приспособление государственных
форм
общественного устройства к меняющимся
условиям.
2.5. Новая концепция управления
Исторические вызовы современности требуют изменения всей архитектоники социальных процессов. Формирование новой международной системы и определение правил нового мирового порядка (которые в широком смысле можно понимать как правила согласованного взаимодействия людей в условиях глобализации) становится все более насущной и неотложной задачей. Совместные коллективные решения, необходимые человеческому сообществу, должны приниматься по все более широкому спектру вопросов.
На фоне острейшей
Глобализация востребует новое
качество управления
Поскольку государство
В этих условиях публичное администрирование становится чрезвычайно ответственной функцией управления. Современному управленцу необходим опыт стран, которые активно идут по пути трансформации своих государств в новые государственные “пост-структуры. В “Европе территорий” еще с “осевого времени” – V–VI вв. до н.э. утвердился принцип личной свободы и рационального познания действительности, сформировалась в период античной культуры концепция моральной автономии личности, а позднее – правового государства.
Совершенствование публичного
Современные государства в условиях глобализации столкнулись со множеством сложных выборов и перед ними встала проблема: каким образом открыть новые формы существования государственной модели, чтобы примирить исторические завоевания демократического и правового государства с новыми подходами к модернизации публичного администрирования, исходящими из так называемой “модели рынка”, становящейся в условиях глобализации практически всеобщей. Возрастающее значение публичного администрирования призвано было гарантировать социальное благополучие и повысить эффективность государственного управления.
“Второе рождение государства” происходило тремя основными путями:
– через децентрализацию компетенции государства и передачу части ее локальным сообществам;
– через передачу задач общественных служб, подчиненных государству, гражданским общностям;
– через
разбюрокрачивание и
Информация о работе Глобализация и ее влияние на политические аспекты управления