Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение сущности глобализации как социополитического феномена.
В соответствии с целями выдвинуты следующие задачи:
* исследовать основные социальные и идейные (историко-философские) предпосылки глобализации;
* выявить сущность и основные формы проявления современного процесса глобализации;
* изучить влияние процесса глобализации на государственное управление.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Глобализация: сущность и теоретические подходы……………..5-14
1.1. Сущность глобализации……………………………………………..5-10
1.2. Определение понятия глобализации………………………………..10-14
Глава 2. Глобализация и ее влияние на политические аспекты
управления…………………………………………………………..14-41
2.1.Сущность и принципы глобального
управления……………………………………………………………14-22
2.2. Периодизация теории глобального управления……………………22-24
2.3. Формы глобального управления…………………………………….24-25
2.4. Глобализация и государство………………………………………...25-33
2.5.Новая концепция управления………………………………………..33-39
2.6. Демократизация и глобализация……………………………………39-41
Заключение…………………………………………………………………...42-44
Список литературы………………………………………….45
Третий период (1917-1991 гг.) связан с конкуренцией трех, а после 1945 г. двух центров глобального влияния, а также с функционированием Лиги наций и заменившей ее ООН. Легальное британо-американское доминирование внутри западной цивилизации, обеспечившее в ходе I и II мировых войн и «холодной войны» ее поэтапную интеграцию, способствовало созданию новых центров латентного участия. Начало данному процессу было положено на рубеже 1920-х гг. формированием системы институтов международных отношений (ИМО) во главе с Королевским ИМО в Лондоне. Созданный на этой основе в США Совет по международным отношениям (СМО) в процессе интеграции Запада был дополнен Бильдербергским клубом и Трехсторонней комиссией, объединившими политические и деловые элиты Северной Америки, Западной Европы и Японии. (В период между I и II мировыми войнами неудачу потерпели попытки переоформить «глобальный центр» как сугубо европейский, компенсировав тем самым неучастие США в Лиге наций).
Современный этап эволюции
В настоящее время получает
развитие альтернативная
2.3.Формы глобального управления
Структура глобального управления составляет совокупность контролируемых «англосаксонским» «глобальным центром» узлов и центров, объединенных многоуровневыми и многофункциональными коммуникациями, способными воздействовать на политические институты и процессы помимо правительств и бюрократии за счет сочетания различных форм институционального политического участия – легальной, тайной и латентной.
Легальное участие осуществляется правительствами государств «группы G7», международными финансовыми институтами, глобальными и региональными организациями - комиссиями ООН, ЮНЕСКО, НАТО, Советом Европы, ОБСЕ, Европейским союзом, Социнтерном и т.д.; тайное участие - религиозными и секулярными орденами и обществами. Латентное участие интегрирует элементы легального и тайного. Функционируя в интересах «глобального центра», оно в современных условиях осуществляется СМО, Бильдербергским клубом, Трехсторонней комиссией. Взаимосвязь форм институционального участия представлена «группой G7», структура которой соответствует легальной сфере, характер деятельности как закрытого клуба - латентной, а коммуникации и внутренний регламент – тайной. Сферы легального воздействия представлены внутренней политикой государств Запада и геополитической (геоэкономической) экспансией за его пределы. Тайное участие добивается замещения автохтонных систем ценностей государств-объектов заимствованными, способствуя формированию политических и общественных институтов, лидеров и корпораций, готовых действовать и реально действующих в интересах «глобального центра». Латентное участие координирует эту деятельность, легитимирует и поощряет ее как соответствующую интересам «всего человечества» и «общечеловеческим» ценностям.
Основными целями деятельности легальных, латентных и тайных институтов «глобального центра» против России являются подрыв и разрушение любого внутренне консолидированного политического режима, расчленение страны и формирование деструктурированного, охваченного противоречиями геополитического пространства, субъекты которого, утрачивая, общие исторические корни и идентичность, апеллируют к Западу. Подобной стратегии исторически придерживались все претенденты на доминирование внутри западной цивилизации, что доказывает бесперспективность стратегического взаимодействия России с континентальной Европой, особенно в ее современном виде Европейского союза.
2.4. Глобализация и государство
В глобализирующемся мире одним из наиболее обсуждаемых вопросов является роль государства как политического актора (актор – политологический термин, обозначающий действующее лицо,
субъект политической или социальной деятельности).
Сдвиг к ценностям постмодерна,
“Бюрократическое государство,
дисциплинированная
Одна причина упадка
ценностями. Можно высказать ряд положений, подтверждающих изменение роли государства в сторону ее минимизации.
Во-первых, нужно ли государство
в условиях, когда каждый гражданин
в отдельности может напрямую
обратиться для защиты своих
интересов в международные
Во-вторых, в стабильной Западной
Европе убедительно звучат
В-третьих, надгосударственные и
трансгосударственные субъекты
______________________________
1Инглхарт, 1997, с. 10.
(международные финансовые институты и ТНК) действительно обладают
ресурсами,
которые намного превосходят
возможности большинства
В-четвертых, “обычное”
Государство превращается в “ностальгическую фикцию”1: оно, может быть, и сохраняет известный политический смысл, но полностью девальвируется с точки зрения экономики. Предлагается отказаться от “картографических иллюзий” и смириться с неизбежностью размывания экономических границ под воздействием четырех факторов, или “четырех И”: Инвестиций, Индустрии, Информационных технологий и Индивидуального потребления (понятие “индустрия” призвано обозначить экспансию транснациональных корпораций и присутствует здесь только благодаря своей первой букве).
Успехи в решении проблем глобализации дали основание отдельным ученым
объявить устаревшим деление функций государства на внутренние и
внешние, поскольку глобализация, по их мнению, стирает грани между внутренней и внешней политикой. В связи с этим было высказано сооб -ражение о введении единой классификации функций, объявлении их общими
для реализации как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается выделять пять групп общих функций:
1) экономическая, содержание которой составляет обеспечение нормального функционирования и развития экономики, организации внешнеэкономических связей и т.д.;
______________________________
1Омаэ К. Конец национального государства. С.82.
2) политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрану суверенитета;
3) социальная, содержание которой составляют охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, создание
надлежащих условий для труда, его оплаты, быта и др.;
4) идеологическая,
которая имеет целью
идеологии, в том числе религиозной, организацию образования, поддержание науки, культуры и т.д.;
5) экологическая, связанная с охраной окружающей среды.
Ключевые национальные интересы – обеспечение порядка внутри страны, контроль за ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой политики, стабильность внутреннего развития и наращивание собственной мощи направлены по сути дела на самосохранение государственно-организованного общества. Эти интересы являются движущей силой государственной политики.
В условиях глобализации
Функции государства в
Во многих исследованиях по
проблематике глобализации
Информация о работе Глобализация и ее влияние на политические аспекты управления