Геополитические последствия распада СССР для России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:21, реферат

Краткое описание

В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.

Оглавление

1. Введение.


2. Распад СССР. Как это было?



3. Последствия распада.

4. Россия в настоящее время.

5. Отношения с республиками:

5.1. Россия и Украина.

5.2. Россия и Казахстан.

5.3. Россия и Молдова.

Россия и Белорусь.
Россия и Киргизия.
Россия и Грузия.
6. Выводы.

7. Литература.

Файлы: 1 файл

Геополитические последствия распада СССР для России.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Отношения с республиками:

    1. Россия и Украина.

          "До последнего времени Россия являлась для Украины самым значительным торгово-экономическим партнёром, занимая около трети в её суммарном товарообороте. В денежном выражении это порядка 30 млрд. долларов, которые намечалось довести до 50 миллиардов. К сожалению, события последних месяцев ставят оптимистичные планы под сомнение» 5.        На сегодня Украина, пользуется режимом свободной торговли и основную часть товаров продолжает поставлять в Россию беспошлинно.

         До сих пор Украина осталась  зависима от России. Ухудшение отношений с Россией помимо чисто гуманитарных, человеческих потерь может негативно отразиться на украинских предприятиях, ориентированных на российский рынок. «Торговый дефицит Украины по итогам первой половины 2008 года составил 9,845 миллиарда долларов. Если Россия введёт дополнительные торговые санкции, отрицательное сальдо украинской внешней торговли зашкалит за 20 миллиардов долларов - больше всех золотовалютных резервов Национального банка Украины. В случае дальнейшего выхолащивания политических и торгово-экономических отношений с РФ последствия для украинской экономики могут быть катастрофическими. Одно лишь увеличение закупочной цены российского газа до 400 долларов за тысячу кубов (о чём ещё в июне предупреждал глава «Газпрома» Алексей Миллер) ухудшит сальдо внешней торговли Киева ещё на 9,35 миллиарда долларов. Ударом по украинской металлургии может стать ограничение импорта коксующегося угля. В нём Украина уже сейчас испытывает дефицит, который планировала частично покрыть в текущем году поставками из России 4 миллионов тонн этого сырья» 6.   Поэтому ту политику, которую повел Ющенко участвуя в грузино-осетинском конфликте можно назвать опрометчивой, т.к. вступив на сторону Грузии, Украина может подорвать дружеские отношения с Россией. «Юрий Бойко, депутат Верховной Рады и председатель Федерации работодателей Украины, справедливо замечает по этому поводу: когда президент Ющенко и МИД Украины поддерживают агрессора, первым применившего оружие и напавшего на мирный Цхинвал, да при этом ещё обвиняют во всём Россию, это прямо провоцирует Москву на некоторые ответные шаги. «В результате, - считает украинский парламентарий, - если вчера мы с Россией были партнёрами, то сегодня стали конкурентами, а на завтра нам вообще предлагают вражду и противостояние» » 7

         Сегодня российский рынок - основной для многих видов украинской продукции. К примеру, на его долю приходится около половины украинского военного экспорта. В военно-технической кооперации России и Украины задействовано с обеих сторон более сотни крупнейших предприятий.

         Очередной виток обострения украино-российских отношений может сорвать пролонгацию так называемого Большого Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанного 31 мая 1997 года. В этом случае Украину ждёт целый букет проблем социально-экономического характера. Как без Договора будут решаться проблемы границ, визового режима, экономического использования шельфов Азовского и Чёрного морей? Как будут развиваться базовые отрасли украинской промышленности – ВПК, АПК и машиностроение?

          В 2007 году, когда премьером был Виктор Янукович, подписана программа экономического сотрудничества двух наших стран на период до 2010 года. Она охватывала широкий спектр отраслей: топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, авиационную и космическую промышленность, атомную энергетику, ВПК. Нынешнее правительство Украины практически заблокировало реализацию этой программы.

       2. Россия и Казахстан.

          «Совершенно иной характер у отношений между Россией и Казахстаном, импульс дальнейшему развитию которым был дан последним центрально-азиатским турне Владимира Путина. Диалог между нашими странами успешно развивается по всем направлениям политического и экономического сотрудничества. Это, прежде всего, совместные усилия по развитию институтов СНГ, ЕврАзЭСа, по укреплению ШОС. «Три практические вещи, - заявил президент Нурсултан Назарбаев, - ЕврАзЭС, СВИДА (Совещание по взаимным мерам доверия в Азии), ШОС – это три составляющие будущего евразийства. Я думаю, что эти организации в будущем объединятся, и,  в конечном счёте,  большая евразийская идея, единство Евразийского континента победят»» 8.    

           Активно развиваются политические контакты и экономические связи между нашими странами. Во многом благодаря эффективным партнёрским отношениям с Россией  превращается Казахстан в одно из наиболее динамично развивающихся государств региона. Особенно заметны успехи в сотрудничестве в нефтегазовой сфере, система трубопроводов России даёт Казахстану  возможность диверсифицированного экспорта углеводородов. Ещё в 2002 году в Санкт- Петербурге  в ходе двухсторонней встречи  Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина  было подписано межправительственное долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти  через территорию России. Через газотранспортные сети России Казахстан экспортировал в западном направлении 30 миллиардов кубометров газа. Именно глубокое взаимопонимание между президентами Казахстана и России во многом способствовало успеху нового проекта транспортировки углеводородов из стран Центральной Азии – строительству Прикаспийского трубопровода. Нефть и газ, таким образом, составляют прочный фундамент экономического процветания Казахстана, а взаимодействие с Россией открывает перед страной новые горизонты. В свою очередь,  Россия принимает активное участие в разработке наиболее перспективных нефтегазовых проектов в Казахстане, а Казахстан – в России.

           «В октябре 2006 года Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о создании СП  - «Газпром» и «КазМунайГаз» - на базе Оренбургского ГПЗ для переработки газа Карачаганского месторождения. Казахстан и Россия инвестируют по 250 миллионов долларов  в модернизацию Оренбургского ГПЗ. Свою же долю в СП Казахстан внёс «живыми деньгами» - 350 миллионов долларов. Следует отметить, что зарубежные инвестиции казахстанских инвесторов уже превысили 20 миллиардов долларов, и главное направление этих инвестиций – Россия.   Это сотрудничество вписывается в долгосрочную стратегию развития этой Республики «Казахстан-2030». В основном разделе стратегии ставится долгосрочная цель: «Эффективно использовать энергетические резервы Казахстана путём быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать  устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа». Реализация этих задач позволит стране решить и другую программную цель – войти в число 50 самых конкурентоспособных стран мира» 9.    

          Тесные контакты между Россией и Казахстаном, широкое взаимодействие на «высшем уровне» продемонстрировали свою эффективность, содействовали быстрому развязыванию «конфликтов интересов» и спорных вопросов. Последние заявления Дмитрия Медведева о неизменности внешнего и внутреннего страны открывают новые перспективы в развитии добрососедского сотрудничества между двумя  странами.   

    1. Россия  и Молдова.

      Молдова так же зависима от России. Так в результате ссоры с Россией Молдова получила запрет на экспорт вин и потеряла на этом не менее 35 - 40% из бюджета.

      «Если же попытаться охарактеризовать нынешнее состояние молдавско-российских отношений, то надо согласиться с Ворониным в недавнем интервью "Комсомольской правде" в Молдове наконец, "возобладал здравый смысл". Исчезли трафаретные лозунги "вечной дружбе", а вместо этого появился здоровый прагматизм и расчет. Представляется, что это куда более весомая основа для развития долгосрочных стратегических связей между нашими двумя странами красивая, но, по большому счету, пустая, не подкрепленная экономическими расчетами и планами, политическая фразеология темы "дружбы и братства"»10

      Владимир  Воронин предлагает создать совместный Совет по реализации проектов и начать работать на благо простых людей. Он убежден, что его поддержат Россия и ЕС, а так же Украина и в Румыния. Воронин, как политик, заметно изменил новые подходы к решению проблемы молдавско-российских отношений.

    1. Россия и Белорусь.

          «В минувшем году внешнеторговый оборот между Россией и Беларусью составил около 26 миллиардов долларов США. Это самая большая цифра за последние годы. То есть за год объемы взаимной торговли увеличились на 6 миллиардов долларов США, и лишь наполовину это связано с ростом цен на энергоресурсы, а наполовину – с расширением кооперации и деловых связей между странами» 11. Беларусь входит в шестерку государств – лидеров по объему внешней торговли с Российской Федерацией, что, безусловно, свидетельствует о высоком потенциале сотрудничества между нашими странами. Укрепляются региональные связи, сотрудничество во многих сферах дает хорошие плоды. Эти страны – исторические союзники, и сегодня для Минска и Москвы развитие союзнических отношений является приоритетной задачей, которая динамично решается.

         « Гордостью Беларуси и России стали совместные специализированные программы. В этом году их будет профинансировано тринадцать. Что примечательно, из 4 миллиардов рублей бюджетных средств на осуществление союзных проектов отведено 2,3 млрд.– то есть более половины всех денег» 12. Это и программа подготовки белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Минобороны РФ, и повышения квалификации кадров для органов безопасности, и сотрудничество в оперативно-розыскной и информационно-аналитической сферах, и программа создания «Единой системы технического прикрытия железных дорог региона».

          Из бюджета Союзного государства решено профинансировать в 2008 году перспективнейшую программу по созданию компьютерных технологий, оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики, то есть новейшей отечественной оптики XXI века. Проект создаст условия для развития и сохранения на высоком уровне российского и белорусского оптико-электронного приборостроения и удовлетворения потребностей обороны, науки и промышленности.

          Рассматриваются интересы машиностроительных комплексов обеих стран. Известно, что значительные средства будут направлены на создание и производство «союзного трактора», что чрезвычайно важно для развития сельскохозяйственного производства. Например, техническая оснащенность сельского хозяйства России снизилась в 2-3 раза по сравнению с 1990 годом. Из-за этого сокращаются площади обрабатываемых земель и производство сельхозпродукции. Это происходит в то время, когда Россия могла бы стать крупнейшим экспортером продовольствия! «Союзный трактор», в одиночку с разными прицепными агрегатами будет способен заменить десяток дорогостоящих комбайнов.

          Составителями бюджета Союзного государства на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС в этом году выделено 374 млн. рублей. Ранее были реализованы две подобные программы. Благодаря им создано единое нормативно-правовое пространство и общая система оказания специализированной медицинской помощи гражданам России и Белоруссии.

          Особая область сотрудничества России и Беларуси – атомная энергетика. Меньше года осталось до закладки первого камня в фундамент белорусской АЭС. Это событие должно произойти в январе следующего года. Сейчас решается вопрос о том, где конкретно возводить атомную станцию. Ее первый энергоблок вступит в строй в 2016 году, второй – двумя годами позже. Но уже сейчас в ведущих вузах Беларуси и России приступают к обучению специалистов для последующей работы на будущей АЭС.

          Большой вклад в развитие российско-белорусских отношений вносят парламентарии двух стран. Среди одобренных ими соглашений двусторонний договор о социальном обеспечении. Недавно Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение, позволяющее гражданам России получать медицинскую помощь в Беларуси и наоборот.

          «Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, как заявил его Председатель, спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов, намерено и в дальнейшем не оставлять без внимания вопросы социальной и трудовой защиты граждан двух государств. Вместе с тем среди приоритетных задач останутся сближение экономик наших стран, усовершенствование таможенного законодательства. Парламентарии намерены контролировать исполнение союзного бюджета. В настоящее время одной из первостепенных проблем является создание Конституционного акта и определение объема полномочий Союзного государства. Они должны быть зафиксированы в национальных конституциях, чтобы в последующем союзные интересы не вошли в правовой конфликт с национальными. Наднациональные структуры в ближайшее время могут быть сформированы в энергетической и транспортной сферах. К тому же Беларусь, Россия и Казахстан ведут работы по формированию Таможенного союза, что станет мощным стимулом для наполнения новым содержанием политических и экономических связей на постсоветском пространстве» 13.

    1. Россия и Киргизия.

          Неоднозначна позиция Киргизии к России. С одной стороны с Россией республику связывает совместная история, политическое, экономическое и военное сотрудничество, трудовые мигранты в РФ. С другой стороны, Киргизия не может однозначно поддержать российскую позицию, так как существует серьезная финансовая зависимость от Америки. «Так внешний долг Киргизии на сегодняшний день составляет более млрд. долларов (60% ВВП), кроме того в республику постоянно поступает финансовая помощь по линии западных финансовых организаций которые компенсируют дефицит бюджета. Существование американской военной базы в аэропорту «Манас» так же заставляет руководство республики учитывать позицию Вашингтона»14.

Информация о работе Геополитические последствия распада СССР для России