Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:21, реферат
В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.
1. Введение. 
2. Распад СССР. Как это было?
 
3. Последствия распада.
4. Россия в настоящее время.
5. Отношения с республиками:
5.1. Россия и Украина.
5.2. Россия и Казахстан. 
5.3. Россия  и Молдова.
Россия и Белорусь. 
Россия и Киргизия. 
Россия и Грузия. 
6. Выводы.
7. Литература.
Нижегородский 
Институт Менеджмента 
и Бизнеса 
 
Кафедра 
философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 
по 
дисциплине политология: 
«Геополитические 
последствия распада 
СССР для России». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
Н.Новгород
2008
 
Содержание.
1. Введение. 
2. Распад СССР. Как это было?
3. Последствия распада.
4. Россия в настоящее время.
5. Отношения с республиками:
5.1. Россия и Украина.
5.2. Россия и Казахстан.
5.3. Россия и Молдова.
6. Выводы.
7. Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение. 
В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.
Причины развала СССР:
1) связана 
с географическим фактором, это огромные 
размеры бывшего СССР. С тех пор как со 
второй половины 20 века мировое развитие 
двинулось по пути интенсификации общества, 
в СССР не хватало населения. Продукция 
обходилась гораздо дороже, чем в других 
странах. Среднее плечо транспортировки 
грузов (топливо, сырье) было в 3-5 раз длиннее 
чем в США,                          
3) связана с возникновением разного рода конфликтов:
политических – оспаривание друг у друга распределения властных полномочий или ресурсов;
межнациональных - определенный тип отношения к другому народу, этнический конфликт - выражается в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.
           
Следствием отделения республик первоначально 
стали изменение их политики, экономики, 
духовности. Претерпели изменения культура, 
промышленность и со временем приобрели 
новый вид. Распад СССР привел к возникновению 
независимых суверенных государств; коренным 
образом изменилась геополитическая ситуация 
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных 
связей стал одной из главных причин глубокого 
экономического кризиса в России и других 
странах — наследниках СССР. Кроме того, 
зародившийся внутри государства кризис 
национальных отношений  обострился 
до такой степени, что после распада приобрел 
характер вседозволенности (так понималась 
суверенность) и перерос в настоящие войны.  
 
      Распад 
СССР. Как это было?  
Союз Советских Социалистических Республик образовался в 1922 г. как единое союзное многонациональное государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Так было записано в статье 70-й Конституции СССР.
"СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма".1
СССР - являлась самой большой страной на всем земном шаре. Ее площадь составляла - 22,4 млн. кв. км. Советский Союз - самая большая, из когда-либо существовавших, по площади континентальная держава. В процессе своего исторического развития Союз Советских Социалистических Республик пополнялся новыми республиками по свободному волеизъявлению их народов. В составе СССР было 15 союзных республик. В РСФСР, а также в некоторые другие союзные республики входили автономные республики - их было 20. В состав ряда союзных республик и краев входили автономные области. В составе ряда краев и областей находились автономные округа. Такие формы национальной государственности, как считалось, обеспечивали свободное развитие всех народов страны.
8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, лидеры трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич) подписались под документом, в котором было сказано о прекращении существования СССР и создании СНГ.
        
В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме 
большинство граждан высказались за сохранение 
Союза ССР и необходимость его реформирования. 
К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный 
договор, дававший шанс на обновление 
федеративного государства. Но сохранить 
единство не удалось. СССР распался.  
        
Последствия 
распада. 
Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.
Районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов стала территория бывшего СССР. Его распад вызвал ликвидацию единого международного правового пространства, что сделало невозможным разрешение конфликтов.
«Стали завязываться региональные конфликты, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие проводится разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д».2
«Что такое региональный вооруженный конфликт — война? Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)»3.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран.
После развала СССР страна пережила множество конфликтов:
1.Нагорный Карабах - это армяно-азербайджанский конфликт между двумя независимыми государствами (здесь имел место территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе;
2. Абхазия - сложная и достаточно запутанная история отношений грузин и абхазов была усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х – начале 90-х годов искусственно раздули этнические разногласия. Задолго до военной фазы грузино-абхазского противостояния активизировалось абхазское политико-идеологическое движение, в котором требования равноправия абхазской культуры и языка играли подчиненную роль, а на первый план выдвигалась идея национального самоопределения. Противоречия углубились в период президентства Звиада Гамсахурдиа (1990-1992 гг.), который взял курс на создание по этническому принципу «единой грузинской нации», что усугубило межнациональные проблемы в Грузии в целом и укрепило опасения абхазов относительно будущего своей автономии. Тем более, возник прецедент: упразднение Юго-Осетинской автономной области и создание на ее месте «Цхинвальского района».
3. Южная Осетия - осетины требовали укрепления своей автономии, а грузины, наоборот, стремились ее уничтожить. В результате военных действий в 1990-1992гг. погибли сотни мирных жителей, десятки тысяч грузинских и осетинских беженцев потеряли кров. К 1999г. государственный статус Южной Осетии так и остался спорным.
Россия в настоящее время.
          
Прошли годы, но и они мало что изменили 
в разрешении конфликтов между бывшими 
союзными республиками. Я считаю, что связано 
это в первую очередь с неравномерным 
расположением энергоресурсов по стране. 
В одних странах они есть, а в других могут 
полностью отсутствовать. Это и приводит 
к борьбе за обладанием территорий, богатых 
теми или иными природными ресурсами. Экономический 
фактор всегда имел решающее влияние для 
формирования международного климата, 
характера отношений между государствами. 
Это и понятно: ведь в наши дни не возобновляемые 
энергетические ресурсы - нефть, газ, уголь 
и другие имеют решающее значение для 
социально-экономического благополучия 
любой страны. Ученые утверждают, что 
земные кладовые не беспредельны: запасов 
нефти хватит примерно на два десятка 
лет, газа - на шесть-семь десятилетий, 
угля - на полтора-два столетия. Тем более, 
что идет постоянное наращивание добычи 
нефти и газа, активизируется разведка 
новых энергоресурсов в трудно-доступных 
районах планеты, на дне морей и океанов. 
Все это существенно повышает себестоимость 
добываемых энергоресурсов, а следовательно, 
и цены на конечную продукцию - бензин 
для автомобилей, авиационный керосин, 
электроэнергию и т.д. Энергетические 
проблемы с каждым годом обостряются и 
оказывают все более заметное влияние 
на динамику международных и региональных 
отношений. По сути дела мир раскололся 
на страны-потребители энергоресурсов, 
страны-производители, страны- посредники, 
в основном обеспечивающие транзит энергоресурсов, 
и страны, стоящие на обочине мирового 
развития. Борьба за нефть и газ 
лежит в основе большинства международных 
конфликтов, в том числе решаемых с использованием 
оружия. На сегодняшний день она идет вокруг 
двух основных видов углеводородных ресурсов 
- нефти и газа.                         
          
«Чрезвычайно важными для России являются 
ее взаимоотношения со странами Европейского 
союза, поскольку туда осуществляется 
почти треть поставок российского газа, 
а в некоторые страны до 70 и более процентов. 
Любые осложнения в этой сфере, в том числе 
периодически обостряющаяся неурегулированность 
чисто экономических отношений со странами-транзитерами 
Украиной и Белоруссией, вызывает нервное 
напряжение в странах Европы и обвинения 
России чуть ли не в энергетическом шантаже 
и даже в агрессии. В свою очередь Россия 
решает задачу по созданию новых транспортных 
коридоров для поставок газа в Европу: 
на севере - через Балтийское море, на юге 
- через Черное море. С целью расширения 
ресурсной базы ведутся работы по разведке 
газовых месторождений в Западной Сибири, 
в том числе на Ямале и на шельфе Карского 
моря. Серьезные 
претензии, связанные с недостаточно высокими 
закупочными ценами, высказывают страны 
Центральной Азии - Туркменистан, Узбекистан 
и Казахстан, наполняющие своим газом 
российскую газопроводную систему. Поэтому 
они и пытаются изыскивать и другие пути 
транспортировки газа в обход России: 
на запад - через Азербайджан, Грузию и 
Турцию – по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, 
системе "Набукко", на юг - через Афганистан 
и Пакистан с возможным выходом в Индию, 
на восток - в направлении Китая. Следует 
отметить, что эти магистрали транспортировки 
энергоресурсов (кроме китайского) поддерживаются 
США, поскольку направлены на ограничение 
политического и экономического влияния 
России в регионе. Значит можно говорить о том, 
что «сильные мира сего» не прочь пропагандировать 
принцип суверенитета отдельных стран 
(в первую очередь – слабых), их право контроля 
над собственными энергетическими ресурсами. 
Для решения этой задачи им навязывается 
«игра» в либерализацию международных 
экономических отношений, главным образом 
для обеспечения доступа к национальным 
энергетическим ресурсам. Им внушается 
тезис о «несправедливом» распределении 
мировых запасов природных, в первую очередь, 
энергетических ресурсов, которые, дескать, 
следовало бы сделать всеобщим достоянием 
и обеспечить к ним равный доступ всем 
странам. За такого типа рассуждениями 
просматривается стремление и готовность 
к ревизии и пересмотру сложившейся системы 
международных отношений с единственной 
целью - обеспечения доступа к мировым 
запасам нефти, газа, другим природным 
ресурсам, нередко с применением военной 
силы »4. 
Информация о работе Геополитические последствия распада СССР для России