Геополитические последствия распада СССР для России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:21, реферат

Краткое описание

В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.

Оглавление

1. Введение.


2. Распад СССР. Как это было?



3. Последствия распада.

4. Россия в настоящее время.

5. Отношения с республиками:

5.1. Россия и Украина.

5.2. Россия и Казахстан.

5.3. Россия и Молдова.

Россия и Белорусь.
Россия и Киргизия.
Россия и Грузия.
6. Выводы.

7. Литература.

Файлы: 1 файл

Геополитические последствия распада СССР для России.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Нижегородский Институт Менеджмента  и Бизнеса 
 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по  дисциплине политология: 

«Геополитические  последствия распада  СССР для России». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: студентка 4 курса

                                                                  ФММ 30 поток Кундышева И.Е.

                                                                        Проверил: кандидат философских и                                               

                                                            социальных наук Кулев А.Г. 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород

2008

 

      Содержание.

1. Введение. 

2. Распад СССР. Как это было?

 

3. Последствия распада.

4. Россия в настоящее время.

5. Отношения с республиками:

5.1. Россия и Украина.

5.2. Россия и Казахстан.

5.3. Россия  и Молдова.

    1. Россия и Белорусь.
    2. Россия и Киргизия.
    3. Россия и Грузия.

6. Выводы.

7. Литература. 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 

       В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.

    Причины развала СССР:

1) связана с географическим фактором, это огромные размеры бывшего СССР. С тех пор как со второй половины 20 века мировое развитие двинулось по пути интенсификации общества, в СССР не хватало населения. Продукция обходилась гораздо дороже, чем в других странах. Среднее плечо транспортировки грузов (топливо, сырье) было в 3-5 раз длиннее чем в США,                                                                            2) связана с экономическим фактором. Экстенсивный путь хозяйствования тормозил развитие СССР,

3) связана с возникновением разного рода конфликтов:

  политических – оспаривание друг у друга распределения властных полномочий или ресурсов;

 межнациональных - определенный тип отношения к другому народу, этнический конфликт - выражается в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

           Следствием отделения республик первоначально стали изменение их политики, экономики, духовности. Претерпели изменения культура, промышленность и со временем приобрели новый вид. Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР. Кроме того, зародившийся внутри государства кризис национальных отношений  обострился до такой степени, что после распада приобрел характер вседозволенности (так понималась суверенность) и перерос в настоящие войны.  
 

      Распад  СССР. Как это было?  

        Союз Советских Социалистических Республик образовался в 1922 г. как единое союзное многонациональное государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Так было записано в статье 70-й  Конституции СССР.

        "СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма".1

          СССР - являлась самой большой страной на всем земном шаре. Ее площадь составляла - 22,4 млн. кв. км. Советский Союз - самая большая, из когда-либо существовавших, по площади континентальная держава. В процессе своего исторического развития Союз Советских Социалистических Республик пополнялся новыми республиками по свободному волеизъявлению их народов. В составе СССР было 15 союзных республик. В РСФСР, а также в некоторые другие союзные республики входили автономные республики - их было 20. В состав ряда союзных республик и краев входили автономные области. В составе ряда краев и областей находились автономные округа. Такие формы национальной государственности, как считалось, обеспечивали свободное развитие всех народов страны.

       8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, лидеры трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич) подписались под документом, в котором было сказано о прекращении существования СССР и создании СНГ.

        В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался.  

        
Последствия распада. 

       Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.

        Районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов стала территория бывшего СССР. Его распад вызвал ликвидацию единого международного правового пространства, что сделало невозможным разрешение конфликтов.

    «Стали завязываться региональные конфликты, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие проводится разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д».2

      «Что такое региональный вооруженный конфликт — война? Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)»3.

    Урегулирование  региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран.

    После развала СССР страна пережила множество конфликтов:

      1.Нагорный  Карабах - это армяно-азербайджанский конфликт между двумя независимыми государствами (здесь имел место территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе;

      2. Абхазия - сложная и достаточно запутанная история отношений грузин и абхазов была усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х – начале 90-х годов искусственно раздули этнические разногласия. Задолго до военной фазы грузино-абхазского противостояния активизировалось абхазское политико-идеологическое движение, в котором требования равноправия абхазской культуры и языка играли подчиненную роль, а на первый план выдвигалась идея национального самоопределения. Противоречия углубились в период президентства Звиада Гамсахурдиа (1990-1992 гг.), который взял курс на создание по этническому принципу «единой грузинской нации», что усугубило межнациональные проблемы в Грузии в целом и укрепило опасения абхазов относительно будущего своей автономии. Тем более, возник прецедент: упразднение Юго-Осетинской автономной области и создание на ее месте «Цхинвальского района».

      3. Южная Осетия - осетины требовали укрепления своей автономии, а грузины, наоборот, стремились ее уничтожить. В результате военных действий в 1990-1992гг. погибли сотни мирных жителей, десятки тысяч грузинских и осетинских беженцев потеряли кров. К 1999г. государственный статус Южной Осетии так и остался спорным.

      Россия  в настоящее время.

          Прошли годы, но и они мало что изменили в разрешении конфликтов между бывшими союзными республиками. Я считаю, что связано это в первую очередь с неравномерным расположением энергоресурсов по стране. В одних странах они есть, а в других могут полностью отсутствовать. Это и приводит к борьбе за обладанием территорий, богатых теми или иными природными ресурсами. Экономический фактор всегда имел решающее влияние для формирования международного климата, характера отношений между государствами. Это и понятно: ведь в наши дни не возобновляемые энергетические ресурсы - нефть, газ, уголь и другие имеют решающее значение для социально-экономического благополучия любой страны. Ученые утверждают, что земные кладовые не беспредельны: запасов нефти хватит примерно на два десятка лет, газа - на шесть-семь десятилетий, угля - на полтора-два столетия. Тем более, что идет постоянное наращивание добычи нефти и газа, активизируется разведка новых энергоресурсов в трудно-доступных районах планеты, на дне морей и океанов. Все это существенно повышает себестоимость добываемых энергоресурсов, а следовательно, и цены на конечную продукцию - бензин для автомобилей, авиационный керосин, электроэнергию и т.д. Энергетические проблемы с каждым годом обостряются и оказывают все более заметное влияние на динамику международных и региональных отношений. По сути дела мир раскололся на страны-потребители энергоресурсов, страны-производители, страны- посредники, в основном обеспечивающие транзит энергоресурсов, и страны, стоящие на обочине мирового развития. Борьба за нефть и газ лежит в основе большинства международных конфликтов, в том числе решаемых с использованием оружия. На сегодняшний день она идет вокруг двух основных видов углеводородных ресурсов - нефти и газа.                                                                     На этой основе сложилась дуга военно-политической нестабильности и угроз национальным интересам России по линии Черное море - Кавказ - Каспий - Центральная Азия. В результате эта нестабильность вылилась в вооруженный конфликт на Кавказе.

          «Чрезвычайно важными для России являются ее взаимоотношения со странами Европейского союза, поскольку туда осуществляется почти треть поставок российского газа, а в некоторые страны до 70 и более процентов. Любые осложнения в этой сфере, в том числе периодически обостряющаяся неурегулированность чисто экономических отношений со странами-транзитерами Украиной и Белоруссией, вызывает нервное напряжение в странах Европы и обвинения России чуть ли не в энергетическом шантаже и даже в агрессии. В свою очередь Россия решает задачу по созданию новых транспортных коридоров для поставок газа в Европу: на севере - через Балтийское море, на юге - через Черное море. С целью расширения ресурсной базы ведутся работы по разведке газовых месторождений в Западной Сибири, в том числе на Ямале и на шельфе Карского моря. Серьезные претензии, связанные с недостаточно высокими закупочными ценами, высказывают страны Центральной Азии - Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, наполняющие своим газом российскую газопроводную систему. Поэтому они и пытаются изыскивать и другие пути транспортировки газа в обход России: на запад - через Азербайджан, Грузию и Турцию – по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, системе "Набукко", на юг - через Афганистан и Пакистан с возможным выходом в Индию, на восток - в направлении Китая. Следует отметить, что эти магистрали транспортировки энергоресурсов (кроме китайского) поддерживаются США, поскольку направлены на ограничение политического и экономического влияния России в регионе. Значит можно говорить о том, что «сильные мира сего» не прочь пропагандировать принцип суверенитета отдельных стран (в первую очередь – слабых), их право контроля над собственными энергетическими ресурсами. Для решения этой задачи им навязывается «игра» в либерализацию международных экономических отношений, главным образом для обеспечения доступа к национальным энергетическим ресурсам. Им внушается тезис о «несправедливом» распределении мировых запасов природных, в первую очередь, энергетических ресурсов, которые, дескать, следовало бы сделать всеобщим достоянием и обеспечить к ним равный доступ всем странам. За такого типа рассуждениями просматривается стремление и готовность к ревизии и пересмотру сложившейся системы международных отношений с единственной целью - обеспечения доступа к мировым запасам нефти, газа, другим природным ресурсам, нередко с применением военной силы »4. 

Информация о работе Геополитические последствия распада СССР для России