Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:21, реферат
В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.
1. Введение.
2. Распад СССР. Как это было?
3. Последствия распада.
4. Россия в настоящее время.
5. Отношения с республиками:
5.1. Россия и Украина.
5.2. Россия и Казахстан.
5.3. Россия и Молдова.
Россия и Белорусь.
Россия и Киргизия.
Россия и Грузия.
6. Выводы.
7. Литература.
Нижегородский
Институт Менеджмента
и Бизнеса
Кафедра
философии и социальных наук
Реферат
по
дисциплине политология:
«Геополитические
последствия распада
СССР для России».
Н.Новгород
2008
Содержание.
1. Введение.
2. Распад СССР. Как это было?
3. Последствия распада.
4. Россия в настоящее время.
5. Отношения с республиками:
5.1. Россия и Украина.
5.2. Россия и Казахстан.
5.3. Россия и Молдова.
6. Выводы.
7. Литература.
Введение.
В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.
Причины развала СССР:
1) связана
с географическим фактором, это огромные
размеры бывшего СССР. С тех пор как со
второй половины 20 века мировое развитие
двинулось по пути интенсификации общества,
в СССР не хватало населения. Продукция
обходилась гораздо дороже, чем в других
странах. Среднее плечо транспортировки
грузов (топливо, сырье) было в 3-5 раз длиннее
чем в США,
3) связана с возникновением разного рода конфликтов:
политических – оспаривание друг у друга распределения властных полномочий или ресурсов;
межнациональных - определенный тип отношения к другому народу, этнический конфликт - выражается в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.
Следствием отделения республик первоначально
стали изменение их политики, экономики,
духовности. Претерпели изменения культура,
промышленность и со временем приобрели
новый вид. Распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах — наследниках СССР. Кроме того,
зародившийся внутри государства кризис
национальных отношений обострился
до такой степени, что после распада приобрел
характер вседозволенности (так понималась
суверенность) и перерос в настоящие войны.
Распад
СССР. Как это было?
Союз Советских Социалистических Республик образовался в 1922 г. как единое союзное многонациональное государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Так было записано в статье 70-й Конституции СССР.
"СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма".1
СССР - являлась самой большой страной на всем земном шаре. Ее площадь составляла - 22,4 млн. кв. км. Советский Союз - самая большая, из когда-либо существовавших, по площади континентальная держава. В процессе своего исторического развития Союз Советских Социалистических Республик пополнялся новыми республиками по свободному волеизъявлению их народов. В составе СССР было 15 союзных республик. В РСФСР, а также в некоторые другие союзные республики входили автономные республики - их было 20. В состав ряда союзных республик и краев входили автономные области. В составе ряда краев и областей находились автономные округа. Такие формы национальной государственности, как считалось, обеспечивали свободное развитие всех народов страны.
8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, лидеры трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич) подписались под документом, в котором было сказано о прекращении существования СССР и создании СНГ.
В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме
большинство граждан высказались за сохранение
Союза ССР и необходимость его реформирования.
К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный
договор, дававший шанс на обновление
федеративного государства. Но сохранить
единство не удалось. СССР распался.
Последствия
распада.
Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.
Районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов стала территория бывшего СССР. Его распад вызвал ликвидацию единого международного правового пространства, что сделало невозможным разрешение конфликтов.
«Стали завязываться региональные конфликты, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие проводится разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д».2
«Что такое региональный вооруженный конфликт — война? Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)»3.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран.
После развала СССР страна пережила множество конфликтов:
1.Нагорный Карабах - это армяно-азербайджанский конфликт между двумя независимыми государствами (здесь имел место территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе;
2. Абхазия - сложная и достаточно запутанная история отношений грузин и абхазов была усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х – начале 90-х годов искусственно раздули этнические разногласия. Задолго до военной фазы грузино-абхазского противостояния активизировалось абхазское политико-идеологическое движение, в котором требования равноправия абхазской культуры и языка играли подчиненную роль, а на первый план выдвигалась идея национального самоопределения. Противоречия углубились в период президентства Звиада Гамсахурдиа (1990-1992 гг.), который взял курс на создание по этническому принципу «единой грузинской нации», что усугубило межнациональные проблемы в Грузии в целом и укрепило опасения абхазов относительно будущего своей автономии. Тем более, возник прецедент: упразднение Юго-Осетинской автономной области и создание на ее месте «Цхинвальского района».
3. Южная Осетия - осетины требовали укрепления своей автономии, а грузины, наоборот, стремились ее уничтожить. В результате военных действий в 1990-1992гг. погибли сотни мирных жителей, десятки тысяч грузинских и осетинских беженцев потеряли кров. К 1999г. государственный статус Южной Осетии так и остался спорным.
Россия в настоящее время.
Прошли годы, но и они мало что изменили
в разрешении конфликтов между бывшими
союзными республиками. Я считаю, что связано
это в первую очередь с неравномерным
расположением энергоресурсов по стране.
В одних странах они есть, а в других могут
полностью отсутствовать. Это и приводит
к борьбе за обладанием территорий, богатых
теми или иными природными ресурсами. Экономический
фактор всегда имел решающее влияние для
формирования международного климата,
характера отношений между государствами.
Это и понятно: ведь в наши дни не возобновляемые
энергетические ресурсы - нефть, газ, уголь
и другие имеют решающее значение для
социально-экономического благополучия
любой страны. Ученые утверждают, что
земные кладовые не беспредельны: запасов
нефти хватит примерно на два десятка
лет, газа - на шесть-семь десятилетий,
угля - на полтора-два столетия. Тем более,
что идет постоянное наращивание добычи
нефти и газа, активизируется разведка
новых энергоресурсов в трудно-доступных
районах планеты, на дне морей и океанов.
Все это существенно повышает себестоимость
добываемых энергоресурсов, а следовательно,
и цены на конечную продукцию - бензин
для автомобилей, авиационный керосин,
электроэнергию и т.д. Энергетические
проблемы с каждым годом обостряются и
оказывают все более заметное влияние
на динамику международных и региональных
отношений. По сути дела мир раскололся
на страны-потребители энергоресурсов,
страны-производители, страны- посредники,
в основном обеспечивающие транзит энергоресурсов,
и страны, стоящие на обочине мирового
развития. Борьба за нефть и газ
лежит в основе большинства международных
конфликтов, в том числе решаемых с использованием
оружия. На сегодняшний день она идет вокруг
двух основных видов углеводородных ресурсов
- нефти и газа.
«Чрезвычайно важными для России являются
ее взаимоотношения со странами Европейского
союза, поскольку туда осуществляется
почти треть поставок российского газа,
а в некоторые страны до 70 и более процентов.
Любые осложнения в этой сфере, в том числе
периодически обостряющаяся неурегулированность
чисто экономических отношений со странами-транзитерами
Украиной и Белоруссией, вызывает нервное
напряжение в странах Европы и обвинения
России чуть ли не в энергетическом шантаже
и даже в агрессии. В свою очередь Россия
решает задачу по созданию новых транспортных
коридоров для поставок газа в Европу:
на севере - через Балтийское море, на юге
- через Черное море. С целью расширения
ресурсной базы ведутся работы по разведке
газовых месторождений в Западной Сибири,
в том числе на Ямале и на шельфе Карского
моря. Серьезные
претензии, связанные с недостаточно высокими
закупочными ценами, высказывают страны
Центральной Азии - Туркменистан, Узбекистан
и Казахстан, наполняющие своим газом
российскую газопроводную систему. Поэтому
они и пытаются изыскивать и другие пути
транспортировки газа в обход России:
на запад - через Азербайджан, Грузию и
Турцию – по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан,
системе "Набукко", на юг - через Афганистан
и Пакистан с возможным выходом в Индию,
на восток - в направлении Китая. Следует
отметить, что эти магистрали транспортировки
энергоресурсов (кроме китайского) поддерживаются
США, поскольку направлены на ограничение
политического и экономического влияния
России в регионе. Значит можно говорить о том,
что «сильные мира сего» не прочь пропагандировать
принцип суверенитета отдельных стран
(в первую очередь – слабых), их право контроля
над собственными энергетическими ресурсами.
Для решения этой задачи им навязывается
«игра» в либерализацию международных
экономических отношений, главным образом
для обеспечения доступа к национальным
энергетическим ресурсам. Им внушается
тезис о «несправедливом» распределении
мировых запасов природных, в первую очередь,
энергетических ресурсов, которые, дескать,
следовало бы сделать всеобщим достоянием
и обеспечить к ним равный доступ всем
странам. За такого типа рассуждениями
просматривается стремление и готовность
к ревизии и пересмотру сложившейся системы
международных отношений с единственной
целью - обеспечения доступа к мировым
запасам нефти, газа, другим природным
ресурсам, нередко с применением военной
силы »4.
Информация о работе Геополитические последствия распада СССР для России