Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:31, доклад

Краткое описание

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома.

Файлы: 1 файл

Россия в эпоху Екатерины II.docx

— 99.97 Кб (Скачать)

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский  суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими  губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал  деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял  общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием  губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа  привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной  и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления  реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

В целях  оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота  дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04.1785 года. 
 
При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. 
 
Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 
1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 
2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 
3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства, приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. 
 
Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. 
 
Дворянство получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. 
 
При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве. 
 
Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04.1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”; “посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием.  
 
Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась. 
 
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в жизнь. 
 
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

Реформы Петра были его личным делом, беспримерно насильственным, но необходимым.  Основной движущей силой петровских реформ стала война. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии.  
 
     С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления. 
 
        Главное отличие Петровских реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Преобразования первой четверти 18 века позволили России сделать определенный шаг вперед, было покончено с политической и экономической изоляцией, Россия стала великой европейской державой.  
2. 
Реформы Петра I: цели, содержание, последствия. 
 
 
 
      Преобразования Петра I начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 году. В своей реформаторской деятельности Петр I опирался на европейский опыт, но действовал исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований.   
     Преобразования в экономической сфере. В Петровскую эпоху совершила гигантский скачок российская экономика, и, прежде всего, промышленность. Целью Петра I  было создать новую промышленность быстро и на высоком уровне, чтобы ее продукция могла конкурировать с западными образцами. 
 
     Петр начал с создания тяжелой промышленности — металлургии, горного дела, кораблестроения. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место по производству металла. Рост производства металла был обусловлен также Северной войной. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли металлургические мануфактуры в Карелии (Петрозаводск и др.), поблизости с театром военных действий, а затем и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменск-Уральский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и др. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы в Сестрорецке и в Олонецком крае. 
 
        В центре страны наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные  
 
мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине. 
 
        В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Образование цехов, с одной стороны, отражало подъем ремесла на более высокий уровень, но, с другой, цеховая замкнутость препятствовала вступлению в них русских горожан и крестьян и тем самым тормозила развитие мелкотоварного производства 
 
       Происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.  
 
       Усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.  
 
       Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. С самого начала крупного мануфактурного строительства, при недостатке рабочих рук, особенно на Урале и в Карелии, к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати государству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам – приписные крестьяне. Указом1736 г. такие работники закреплялись за заводами навечно, их можно было продать лишь вместе с ними.  Позднее такие работники слились с посессионными крестьянами.  
 
       Положение крестьян было очень тяжелым. Они работали по 12-14 часов в сутки, заработная плата была очень маленькой. За малейшие провинности следовали жестокие наказания. Насилие и принуждение с первых шагов становления российской промышленности превращались в сильнейший тормоз ее развития. 
 
       Обеспечение огромного бюрократического аппарата, который получал жалование из государственного бюджета, создание и содержание армии требовали огромных финансовых затрат. Появилась государственная роспись доходов и расходов. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства – примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год. При Петре  неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4-5 раз). Косвенными налогами облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, право носить бороды. Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, особые приметы, которые заменяли фотографии. 
 
     Таким образом, особенностью развития русской промышленности первой половины XVIII в. было широкое использование феодально-зависимого, несвободного труда. Русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью. По выплавке чугуна она вышла на третье место в Европе, начала продавать высококачественное железо за рубеж, хотя еще в конце 17 в. ввозила его. 
       Преобразования в социальной сфере. Смысл и цель социальной политики Петра заключались в юридическом оформлении прав сословий, укреплении класса феодалов в государстве. Созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время холопы по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра заметило таких холопов и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону. Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра. 
 
     Результаты проведенной переписи населения позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все "вольные гулящие люди" были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали. Помещичьи и монастырские крестьяне платили в казну 74 копейки в год. Черносошные крестьяне, ясашные — нерусское население, вносившее оброк мехами, и однодворцы — мелкие служилые люди южных окраин страны, — платили налог на 40 коп. больше, чем владельческие, т.е. один руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян. Если 
 
частновладельческие крестьяне несли, кроме налога на государство, еще помещичью барщину или оброк, то для государственных крестьян 40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку. 
 
        Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные граждане делились на две группы: к первой –гильдии – принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Нерегулярными или "подлыми" считались горожане, не имевшие собственности, "обретающиеся в наймах и черных работах". В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. Таким образом, в своей политике относительно города правительство руководствовалось прежде всего фискальными соображениями. 
 
       В эпоху Петра произошел и распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия — служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" — так называемыми "однодворцами". 
 
       В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. Основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству – дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате. 
 
       В 1722 г. последовало издание "Табели о рангах", разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получал потомственное дворянство (так было до середины XIX в.). Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.  
 
       Итак, обзор сословных реформ показывает, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холопством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили право самоуправления и некоторые привилегии. Внешние формы общественных отношений очень изменились, но, по сути, общественный строй остался старым. Государство сохранило свой земледельческий и военный характер, дворянство — свое высокое административное и экономи-ческое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладельца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитии народного хозяйства. 
      Административные реформы Петра.  Эти реформы развивались без строгой системы, путем частных нововведений в центральном и местном управлении.       
 
        Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал.  
 
       Образцом для  реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта – привлекательным для Петра был принцип камерализма, на котором была построена шведская государственная система: 
 
1) это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;  
 
2) это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.  
 
     Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.  
 
     Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат. 
 
        В своем наказе  Сенату Петр  определил  его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегии заменили собой старые приказы. С учреждением Сената, мало-помалу присваивавшего себе функции главнейших приказов, эти последние заменялись «столами» Сената, мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними отношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия — расходами государства, Вотчинная — дворянским землевладением, Юстиц-Коллегия – судебными делами, Ревизион-коллегия – финансовым контролем, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Также действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. 
 
       Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов. 
 
       Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и наделе заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной. 
 
     С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую. Азовскую и Сибирскую. Позднее губерний стало 11.  
 
Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Во главе крупных провинций стояли губернаторы, а во главе остальных – воеводы. 
 
     Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. 
 
     После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены «доли» и должности ландратов, провинции делились на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.  Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.  
 
       Для исполнения контрольной функции при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством назначаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах. Функции полицейского надзора вменялись и в обязанностьгенерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 году. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обязанную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 года введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты. 
 
       В результате преобразований  России удалось сократить отставание от передовых стран Европы. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.  
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. Петр I издал "Устав о наследовании престола", по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене.  
        Военные реформы.  Преобразования в военной сфере занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Изменилась система набора в армию — была введена рекрутская повинность, которая означала, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат.  В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной, т.е. формировалась из людей, для которых армейская служба превращалась в профессию. С самого начала армия стала национальной, народной армией. В решающих битвах ее народность оказывалась важнейшим психологическим фактором. Люди шли в бой не за деньги, а защищая Родину. 
 
      Обучение стало одной из важнейших черт существования петровской армии. 
 
      Впервые в Европе он ввел систему полевой подготовки, заложив хорошую основу для будущих талантливых русских полководцев — Румянцева, Суворова, Кутузова, которые так готовили солдат, чтобы в бою армия несла наименьшие потери. На Западе на вооружении передовых армий вместо фитильных мушкетов появились кремневые фузеи со штыками, ручные гранаты и многое другое. Петр немедленно использовал эти нововведения. Были введены гренадерские полки — полки гранатометчиков, полностью обновлен артиллерийский парк. В середине 1720-х гг. в России числилось только в полевой артиллерии более 2500 пушек. Была ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки, вооруженные фузеями, пистолетами и саблями. Русская кавалерия во время боя атаковала неприятеля с саблями или палашами в руках, а после его конфузии наносила огневой удар. Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения — корпуса и конную армию. 
 
     В Европе существовало линейное построение войск: расположение и в атаке, и в обороне шеренгами, стрельба плутонгами. В русской армии шеренги вели огонь с падением: выстрелив, первые шеренги падали на землю, стрельбу продолжали задние шеренги, затем передние поочередно вставали и били по наступавшему неприятелю, в то время как задние заряжали ружья. Так достигалась непрерывность стрельбы. Если в западных армиях штык предназначался для обороны, то Петр сделал его средством атаки. С тех пор штыковой удар стал одним из сильнейших боевых приемов русской армии. 
 
     В 1716 г. был издан «Устав воинский», вобравший в себя лучшее из прежних воинских наставлений и отразивший изменившуюся организацию, тактику и систему обучения русской армии. Большое внимание уделялось морально-волевым качествам русского солдата. 
 
    Заново создавался военно-морской флот. Ко времени окончания Северной войны только на Балтике Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, более 200 галер. К 1720-м гг. воды Каспийского моря бороздили около 300 военных судов. Петр ввел новшества в тактику морского боя: атаку легкими галерами линейных кораблей противника с последующим абордажем. Опыт создания русского флота был отражен в «Уставе морском», созданном при участии царя. К началу 1720-х гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и уволили тех, кто не выдержал его. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.  
 
       Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев; создание мощного военного флота; гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.  Оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. В России, в первой четверти XVIII века, сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права и  имел необъятную власть.  
       Церковная реформа. Эпоха Петра Великого в жизни русской церкви полна историческим содержанием:  
 
- приняло новые формы  отношение церкви к государству, церковное управление;  
 
- эпоха характеризуется борьбой богословских взглядов;  
 
- оживилась литературная деятельность представителей церкви.  
 
        Церковная реформа сыграла важную роль в утверждении абсолютизма.  
 
       С первых же шагов своей сознательной жизни Петр сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, свободнее относился ко многим обрядностям. При патриархе Адриане, слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам – Адриан действительно не мешал Петру и молчал, что, в сущности, было пассивной формой оппозиции. После смерти Адриана Петр не спешил с избранием нового патриарха. Временно установился такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе; верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов, особенно замечательны из них Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре — епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский.  
 
       Феофану и принадлежит разработка нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700— 1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие «Святейшего  
 
Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха, коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определялся так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взята с общего типа организации коллегии. Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха были присущи Синоду.  
 
       Политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов. Церковно-административная реформа Петра сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего.                
 
       Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские. Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. восстановлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.  
 
      Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения духовенства. Управление ими было передано Монастырскому приказу; они обратились как бы в государственное имущество, часть доходов с которого шла на содержание монастырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дурные его элементы (бродячее духовенство). Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов. 
 
       Подводя итог сказанному, можно отметить, что церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики – при Синоде также существовало ведомство фискалов.  Все это означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

 

Северная  война (1700—1721) — война между Швецией  и Северным союзом (Россия, Саксония, Польша, Дания) за гегемонию На Балтике. Еще в XVI—XVII вв. Россия пыталась овладеть Балтийским побережьем. Ее главным противником в этой борьбе была Швеция, территория которой распространялась на Лифляндию, Финляндию и Эстляндию, а также на бывшие русские владения — Ижорские земли и Карелию. Готовясь к воине, Петр 1 в 1699 г. заключил союз с Данией, Саксонией и фактически с Польшей (саксонский курфюрст был одновременно польским королем Августом II). В 1700 г. Петр I подписал перемирие с Турцией и, объявив Швеции войну, двинулся на Нарву. Тем временем шведы во главе с Карлом XII нанесли поражение Дании, и она вышла из войны(Травендальский договор 1700.Г.). Покончив с Данией, шведы двинулись к Нарве и разгромили русскую армию. Затем Карл XII выступил против Августа II, а Петр 1, воспользовавшись передышкой, приступил к укреплению армии и строительству флота. 

В ходе Северной войны (1700–1721 гг.) была создана новая русская армия. Прежнее войско – стрельцы, дворянская поместная конница с дворовыми походными людьми и полки иноземного строя – сменила регулярная армия. Прежний способ комплектования "прибор" (вербовка "охотников") был заменен рекрутским набором. Рекруты принудительно набирались на пожизненную службу. Рекрутская система была оформлена указом 1705 г. Регулярная армия (которая вследствие продолжительной войны сама собой стала постоянной) вначале состояла из первых регулярных полков солдат и драгун, а также из двух гвардейских полков, образовавшихся из потешных – Преображенского и Семеновского. 
Хотя армия носила всесословный характер, т.к. военная служба была обязательна и для дворян, и для тягловых людей, и для крестьян, она имела ярко выраженные классовые черты: рядовыми были крестьяне и горожане, командирами – дворяне. С введением полковых штатов (19 февраля 1711 г.) за особые заслуги дворян военных жаловали землями, населенными крепостными крестьянами, на вотчинном праве. 
Изменены были обмундирование, вооружение и система управления армией. 
Был создан военный флот, обеспечивший блестящие победы русского оружия при Гангуте, Гренгаме. Придавая огромное значение флоту, Петр I писал, что "всякий государь, который единое войско имеет – одну руку имеет, а который и флот – обе руки имеет". 
В конце царствования Петра в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек, в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, – до 110 тыс. Была создана и укреплена новая вооруженная сила – флот в количестве 48 линейных кораблей и до 800 галер (гребное судно) с 28 тыс. человек экипажа. Появились отечественные инженеры и артиллеристы, моряки и кораблестроители. Были составлены первые морские карты и атласы. 
Содержание всех сухопутных и морских сил стоило государству 6,5 млн. рублей, что составляло 2/3 всего российского дохода и почти впятеро превосходило сумму, шедшую на войско по бюджету 1680 г. 
 1. Реформа вооруженных сил.

Ядром военной реформы  стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном юными дворянами, стали сразу  школой офицерских кадров для новой  армии. Сначало была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Но поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., Когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, принудило отрешиться от данной практики. Офицерские должности стали замещаться в большей степени русскими дворянами. Кроме подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), Артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), Навигацких (1698 г.) Классах и инженерных школах (1709 г.) И Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка юных дворян для обучения за границу. Рядовой состав сначало комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. Совсем оформился порядок комплекса рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет либо каждый год - по одному от 100 дворов. Таковым образом установилась новая повинность-рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада-купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. Порядок рекрутского комплекса был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась  полностью за счет страны, одета  была в единообразную казенную форму, вооружена обычным казенным орудием (до Петра 1 орудие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых обычных калибров, что значительно облегчало снабжение  боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально  пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия училась  по единым Воинским уставам и инструкциям.

общественная численность  полевой армии к 1725 г. Составляла 130 тыс. Человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. Человек. Не считая того, для охраны южных  границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. Человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. Чел.

Радикально поменялась система  военного управления. Заместо бессчетных приказов, меж которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для управления армией и военно-морским флотом. Таковым образом, военное управление было строго централизировано. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. При императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее управление войной. В 1763 г. Образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Непосредственное управление войсками в мирное время осуществляли командиры дивизий. Во второй половине XVIII в. В российской армии было 8 дивизий и 2 пограничных округа. Общественная численность войск к концу XVIII в. Возросла до полумиллиона человек и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной индустрии (она производила в месяц 25-30 тыс. Ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Во второй половине XVIII в. Армия переходила на казарменное содержание, т.Е. Стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Ведь в начале этого века казармы были лишь у гвардейских полков, а основная масса войск размещалась в домах обывателей. Постойная повинность была для податных сословий одной из более тяжелых. Армия, которая комплектовалась методом рекрутского комплекса, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными страны, обязанные пожизненной службой, сокращенной позднее до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя российская армия и носила крепостнический характер, она была все же государственной армией, чем резко различалась от армий ряда западных стран (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных только в получении платы и грабеже. Не случаем в Полтавском сражении шведский повелитель Карл XII, обращаясь к солдатам, говорил, что впереди их ждут слава, грабеж, вино и дамы. Петр 1 перед данной же битвой произнёс своим воинам, что они сражаются “не за Петра, но за Отечество, Петру врученное”.

Во второй половине XVIII в. Была существенно усилена артиллерия в российской армии, перевооруженная  шуваловскими длинными гаубицами.

2. Создание регулярного  военно-морского флота.

На 4 ноября 1696 года было назначено  заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с заглавием: “Статьи удобные, которые принадлежат  к взятой крепости либо фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “ . воевать морем, понеже зело близко и комфортно многократ паче, ежели сухим методом. К сему же потребен есть флот либо караван морской, в сорок либо вяще судов состоящий, о чем

Информация о работе Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм