Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:31, доклад

Краткое описание

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома.

Файлы: 1 файл

Россия в эпоху Екатерины II.docx

— 99.97 Кб (Скачать)

надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума постановила таковой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям столичного страны нужно участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди должны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом средств. С данной целью положено было, чтоб владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов выстроили по одному кораблю, а гости и торговые люди, заместо десятой средства, которая с них собиралась, выстроили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, обязаны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таковым образом

судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а  еще 80 правительство предполагало выстроить  на собственных верфях. Их формы  и вооружение были также точно  обозначены. Постройка судов обязана  была производиться в Воронеже и  в соседних пристанях.

Дело судостроения шло  достаточно удачно. В 1698 году были построены  требуемые суда.

Азовская победа привела  ко многим переменам в России.

не считая того, Петр посылает за границу 35 юных людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позднее, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, не считая того, обязано было нанять за рубежом профессионалов на русскую службу, закупить орудие, а также пристроить для обучения новенькую партию дворян.

Поручив управление государством князю Федору Ромодановскому и вельможе Тихону Стершневу, посольство выехало 2 марта 1697 года из Москвы. Посольство окрестили “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под таковой фамилией значился царь.

Посольство сопровождал  бессчетный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общественная численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.

Посольство направилось  в Голландию. Путь туда пролегал через

Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь устраивали праздничные приемы, а Петру время  от времени не удавалось сохранить  инкогнито.

В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения  Голландии – город Сардам.

Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в

Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры  будут учиться кораблестроению  на верфи Ост-Индской компании. Конец  августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. 9 Сентября был заложен фрегат “Петр  и Павел”, который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано, что  “Петр Михайлов, находившийся в  свите великого столичного посольства . был прилежным и разумным плотником .; не считая того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”.

Но царю было не достаточно одной практики. Он решает посетить “владычицу морей” Англию, где он мог  изучить ремесло инженера-кораблестроителя. В январе 1698 года Петр прибывает  в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал компании, побывал  в Оксфордском институте, несколько  раз съездил в Гринвичскую  обсерваторию и на монетный двор.

Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры поняли азы  кораблестроения. Огромные трудности  пришлось преодолеть при закупке  орудия и найме профессионалов. Тем  не менее удалось приобрести 10 тыщ ружей, 5 тыщ мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные профессионалы и т.Д.

Но основная задачка посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией  на стороне России.

Великое посольство отправляется в Вену, чтоб предотвратить

возможность заключения сепаратного  мира австрийцев с османами и заслуги  согласия продолжать войну с ними. Но и это не удалось. Австрия уже  вела переговоры о мире с Османской  империей.

У Петра теплилась надежда  склонить к продолжению войны  Венецию, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

К весне 1699 года из-за границы  возвратились все волонтеры. Они  прибыли в Воронеж, где их назначили  на корабли, готовящиеся к Керченскому  походу. В конце апреля Петр приказывает  К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя показывают неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то тут ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, лишь четверо выдержали экзамен, сделанный самим сударем в Воронеже. Остальным 68 представлено либо вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения подходящих сведений, на свой счет, либо возвратить выданные на поездку деньги”.

посреди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Иным же наука не далась.

интернациональная ситуация все больше осложнялась. И вот  пришло то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Необходимо сказать, что начало данной войны было плохим для российских. Трагедия под Нарвой в 1700 году принудила шведов мыслить, что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления. Но они заблуждались: поражение не сломило Петра, напротив, он начал готовиться к войне с еще огромным рвением.

Шведский флот начал вторжение. Первые битвы российских кораблей с  неприятелем произошли на озерах. В августе 1702 года 30 российских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение  шведской эскадре, состоящей из 9 больших  судов. Два шведских корабля были сожжены, один потоплен, два захвачены  в беспощадной абордажной схватке. За эту победу офицеры получили золотые  медали с цепями, а солдаты золотые  заслуги поменьше и без цепей.

Это поражение не приостановило  шведов. На Чудском озере возникла большая шведская эскадра. В 1704 году вышло схватка, в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов, а избегшую данной участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы.

В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году

Ниеншанц – крепость в устье Невы, что позволило российским выйти поначалу в реку Неву, а потом в Финский залив.

Первая победа российского  флота в Балтийском море была одержана в устье Невы. На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда “Гедан” и “Астрильд”. Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном участии царя и А. Меншикова.

Через несколько дней на полуострове  Янни-Сари было заложено основание Санкт-Петербурга. С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями, возведенными у острова Котлин.

Первые российские суда Балтийского  флота строились на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов, 6 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. А в 1705 году приступила к строительству кораблей Адмиралтейская верфь в самом Петербурге.

В это время Россия располагала  военно-морским флотом, но он состоял  не из тех кораблей, которые могли  совершать наступательные операции в открытом море. Для этого необходимы были линейные корабли, вооруженные  многими десятками пушек разных калибров. Таковых кораблей в российском флоте насчитывались единицы, хотя маленьких судов, предназначенных  для каботажного плавания и оборонительных

операций, было в избытке. Единственная верфь в стране, выпускавшая  корабли больших размеров, - Адмиралтейская – не могла в наиблежайшие годы пополнить Балтийский флот нужным количеством судов.

Был еще один метод комплектования флота новыми боевыми кораблями  – приобретение их за границей. Ради ускоренного сотворения флота Петр не пренебрегал и этим методом.

Создание массивного русского флота послужило началом овладения  всем морем. В 1710 году при участии  морских сил были освобождены  Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были совсем выбиты из Финского залива.

Итак, Балтийский флот набирал  силу. Своему детищу царь уделял исключительной внимание, он нередкий гость главной  базы российского флота, расположенной  на полуострове Котлине. Там он проводил целые недельки, усматривал смотры, учебные схватки, упражнял офицеров и матросов в выполнении морских команд.

К летней кампании 1714 года Балтийский флот так окреп, что вооружил Петра  уверенностью в способности его  помериться силами со шведами на море. Флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были в  первый раз организованы полки морской  пехоты.

Четвертого июня 1719 года в  сражении со шведами в Эзельском проливе российским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа, с внедрением одних орудий.

В июле 1720 года российский гребной  флот под командованием М. Голицына приманил шведские корабли в шхеры  у острова Гренгам. В ходе решительной абордажной атаки российские одержали вторую блестящую морскую победу над шведским флотом. Во время схватки было захвачено 4 шведских фрегата с 104 пушками и 400 моряками. Эта победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года, положившего конец Северной войне.

К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. 13 Января 1720 года Петром 1 был издан первый морской утомившись.

Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный результат морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике  был создан мощный военно-морской  флот. Петр употреблял все наилучшее, что было в западном кораблестроении. Но он до этого всего учитывал особенности  российского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских  флотов флот Петра различался до этого  всего тем, что вначале он состоял  в основном из гребных судов, разных по размерам и вооружению. Петр исходил  из того, что такие суда просты в  постройке, относительно просто управляемы, отлично употребляются для поддержки  сухопутной армии. Лишь после победы под Полтавой в России началось интенсивное стройку линкоров. Лишь они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

К 1725 году российский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и остальных судов. Общественная численность команд достигла 28 тыщ человек. С 1716 года на флоте возникли гардемарины – выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных наук”.

Сухопутная страна, три  десятилетия назад не имевшая  ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую  самым массивным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские  рубежи России, в том числе и  столицу империи – Петербург.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

награда Петра в том, что  он не ограничился созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматом развиваться. Он властно вторгался во все сферы  жизни страны и отдал свой незаурядный  талант ускорению развития всех начал, появившихся до него. Петр как бы подстегивал действия. Тяжело и, пожалуй, нереально найти такие области  истории России первой четверти 18 века, в которые не вторгался Петр и не оказывал на них собственного влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство.

представления о реформе  Петра 1 очень расползались уже при  его жизни. Наиблежайшие соратники Петра держались представления, которое потом Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и остальные исходили из того общего представления, что Петр сделал конкретный переворот и создал новенькую Россию, не похожую на прежнюю.

Главные итоги военных  реформ Петра сводятся к следующему:

- создание сильной регулярной  армии, способной воевать с  основными противниками России  и побеждать их;

- появление целой плеяды  профессиональных полководцев Меншиков, Шереметьев, Апраскин, Брюс и др.);

- необычный рост военных  расходов и как следствие –  покрытие их за счет жесточайшего  выжимания средств из обычного  народа.

- создание массивного  военно-морского флота – практически что из ничего.

С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие  порты. Для обороны новой столицы - Петербурга на полуострове Котлин строится массивная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым массивным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской пехоты.

22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Постоянные отлучки  Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.

Сенат осуществлял  всю полноту власти в стране в  отсутствие государя и координировал  работу других государственных учреждений.

В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич  Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству.

Информация о работе Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм