Реформы Петра I и их значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Пётр 1 (1672-1725) - русский царь с 1682г., российский император с 1721г., сын Алексея Михайловича Романова и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Царь Алексей был женат второй раз, и когда родился сын, радости не было предела (злые языки говорили, что прежде чем стать царицей, она «в лаптях ходила»). С рождением Петра, вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 г. официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол). В январе 1676г. царь Алексей умирает. На престол вступил Федор, но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, а управление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель одной семейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилось это потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам в последние годы жизни Алексея.

Оглавление

1. Введение

2. Предпосылки реформ Петра 1

3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула

4. Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»

5. Политика в области мануфактурного производства во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма

6. Церковная реформа

7. Военная реформа

8. Гражданская реформа

9. Положение сословий

10. Крестьянская реформа

11. Финансовая реформа

12. Денежная реформа

13. Реформа сословного устройства русского общества

14. Реформа градостроения

15. Реформа в области культуры и быта

16. Реформы монархии

17. Результаты Петровских реформ

18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение реформ Петра 1

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.19 Кб (Скачать)

  Во  главе губернии стоял назначаемый  царем губернатор, сосредоточивавший  в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что  губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили  друг другу.         

    Губернии в 1719 г. были разделены  на провинции, число которых  равнялось 50. Во главе провинции  стоял воевода с провинциальной  канцелярией при нем. Провинции  в свою очередь делились на  дистрикты (уезды) с воеводой  и уездной канцелярией. После  введения подушной подати были  созданы полковые дискретен. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

  Вся эта сложная система органов  власти и управления, имела четко  выраженный дворянский характер, и  закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры  на местах. Но она одновременно еще  больше расширила объем и формы  службы дворян, что вызывало их недовольство.   

  15. Реформа в области  культуры и быта

  Главным содержанием реформ в этой области  было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и  нравах, осуществляемых в плане европеизации.          

    Важные изменения в жизни страны  решительно требовали подготовки  квалифицированных кадров. Находившаяся  в руках церкви схоластическая  школа обеспечить этого не  могла. Стали открываться светские  школы, образование начало приобретать  светский характер. Для этого  потребовалось создание новых  учебников, пришедших на смену  церковным.

  Петр 1 в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому  полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

  Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

  С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло  свое выражение в организации  ряда крупных экспедиций.

  В это время появились крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной  области.

  В этот период написан ряд важных работ  по истории, а созданная Петром 1 Кунсткамера положила начало сбору  коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

  Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

  С первой четверти XVIII в. осуществлялся  переход к градостроительству и  регулярной планировке городов. Облик  города стали определять уже не культовая  архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену  иконописи приходит портрет.

  К первой четверти XVIII в. относятся и  попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения  в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась  и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в  городах старую русскую одежду. Быстрее  всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди  женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

  Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что  отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению  в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения  в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

  Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное значение. Но они еще  больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ, и достижений культуры в одну из дворянских сословных  привилегий и сопровождалось широким  распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и  русской культуре в дворянской среде.    

  16. Реформа монархии

  Если  рассматривать то, что у административных преобразований отсутствовал четкий и  продуманный план действий, то это  можно легко объяснить – царю было не до них в годы, когда враг вторгся в пределы России, и  на карту ставилось будущее страны. Военная обстановка отпустила царю мало времени, чтобы всерьез и  основательно заняться гражданскими делами. Такую возможность Петр получил  только в 1712 году, когда позади, остались и победоносная Полтава, и кошмары  Прусского похода. Именно в начале этого года он издал указ об организации  коллегии для внешней торговли, «чтоб  оную в лучшее состояние привесть». Новому учреждению Петр дал иностранное название «коллегия», но оно не внесло ничего нового в принципы организации центрального аппарата. Понадобилось несколько лет, чтобы мысль о замене старинных приказов коллегиями приобрела четкую форму. Государственный механизм уподобился механизму часов. Подобное сравнение подсказал царю известный математик и философ Лейбниц: «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние, только посредством учреждения хороших коллегий. Ибо как в часах, одно колесо приводится в движение другим, так и в великой государственной машине, одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все устроено с точной соразмерностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы».

  Конструированию «новых часов» Петр с некоторыми перерывами посвятил около десяти лет. Проявив  заботу о создании коллегий в 1712 году, Петр по неведомым причинам забросил дело на три года и возобновил его  только в 1715 году, чтобы уже в последующем  году вновь на полтора-два года пустить  его на самотек. Новый всплеск  интереса царя к административным преобразованиям  наступил в 1718 году, а за два последующих  года был сконструирован угодный  царю правительственный механизм.         

    Активность царя в организации  коллегий падает на 1715 год. Мартом  этого года датируется его  заметка с перечнем коллегий, а августом – резолюция на  донесении генерала Адама Вейде, отправленного за границу для найма «ученых и в правостях искусных людей для отправления дел в коллегиях».

  В этом же году царь проявляет заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы. Два месяца спустя царь дает Ягужинскому новое поручение – сыскать в каждую коллегию по специалисту, причем «лучше б не старых, дабы могли языку обучится». Петр не довольствовался изучением датского административного устройства. Он решил ознакомиться и с устройством правительственного механизма своих «учителей», как он называл шведов. Со Швецией продолжалась война, и прямые каналы получения оттуда необходимой информации были перекрыты. Царь решил воспользоваться услугами только что принятого на русскую службу камералиста Генриха Фика. Ему предстояло отправиться в Швецию, причем не с русским, а с датским паспортом, и добывать там уставы и регламенты. Третьей страной, привлекшей внимание царя, была Австрия. Речь шла не об изучении или заимствовании структуры учреждений, а о найме специалистов – русский резидент в Вене Абрам Павлович Веселовский получил указ о найме людей «гораздо не высоких чинов и приказных людей». Они должны были удовлетворять двум требованиям: знать «по-словенски» и обладать опытом службы в коллегиях цесаря.

  Переломной  вехой в проведении административной реформы можно считать 1718 год. Прежде всего, Петр сделал выбор – не датские, а шведские порядки следует использовать в качестве образца для создания нового административного аппарата. Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них, обусловленные особенностями России структурные изменения.

  Общий принцип подхода к шведским учреждениям  Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям  надлежит ныне на основании шведского  устава сочинять во всех делах и  порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или  с ситуацию сего государства несходны и оные ставить, по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть». Призыв сочетать шведские порядки с русскими мы также можем обнаружить и в указе от 11 июня 1718 года: «…шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить».  

  17. Результаты Петровских реформ         

    Результатом Петровских реформ  стало создание в России основ  государственно-монополистической  промышленности, крепостнической и  милитаризованной. Вместо формирующегося  в Европе гражданского общества  с рыночной экономикой Россия  к концу царствования Петра  представляла военно-полицейское  государство с огосударственной монополизированной крепостнической экономикой. В этот период произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, ибо осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.

 

  18. Заключение. Значение  реформ Петра 1         

    Определяя историческую значимость  реформ Петра 1, историки отмечают  две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут, на иностранный лад.         

    Одни считают (В. Ключевский), что  «реформы Петра 1 были борьбой  деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел на пролом, не жалея собственных сил». Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России».

  Есть  и отличное от этих мнение, что в  тот период в России не было условий  для создания мануфактур иного типа.          

    Хотя в целом русские историки  положительно относились к государственной  деятельности Петра 1: он резко  интенсифицировал происходившие  в стране процессы, заставил ее  совершить гигантский прыжок, перенеся  Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие  абсолютистского государства, каким  была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось благодаря  исторически оправданным и в  максимальной степени соответствующим  интересам развития России действиям  Петра Великого в фактор прогресса.  Обеспечение политического и  экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это  дает полное основание считать  Петра 1 – великим государственным  деятелем.

 

  19. Литература

  1. И.Н. Кузнецов «Отечественная  история» стр. 136 – 149, стр. 608

  2. Н. Н. Молчанов «Дипломатия  Петра Великого» стр.24 – 30

Информация о работе Реформы Петра I и их значение