Кастусь Калиновский и его социальное окружение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на базе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность курсовой работы.
Задачи исследования определяются целями, а именно:
- познакомиться с политическим состоянием в мире и непосредственно в Белоруссии перед восстанием;
- проследить за ходом подготовки к нему;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38

Файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

Калиновский решительно выступал против реакционных  утверждений, что только избранные  способны к образованию, занятию  и наукам и т.д. «Прошли уже  те времена, когда казалось всем, что  мужицкая рука годится только для  сохи, - писал он в первом номере «Мужицкой  правды» - теперь настало такое время, что мы сами сможем писать. Пусть узнают (паны), что мы можем не только кормить хлебом своим, но еще и учить своей мужицкой правде».

Широкое распространение просвещения, Калиновский  связывал с коренным изменением социально-политических отношений. Он был убежден, что только революция откроет народу доступ к образованию и культуре. Пока нет свободы, говорил он, «у нас  ничего не будет - ни справедливости, ни богатства, ни науки».

Заботу  об образовании и воспитании в  будущем обществе возьмет на себя государство: оно будет «устраивать школы», обучать «каждого», т.е. всех детей, и мальчиков и девочек, жить «по правде». Другими словами Калиновский высказывался за всеобщее образование и воспитание, за то, чтобы школа формировала у детей высокие гражданские качества, готовила их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказывался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Как видим, в области воспитания Калиновский выдвинул ряд таких замечательных идей, как идея всеобщего обучения, одинакового образования мужчин и женщин, преподавания на родном языке.

К сожалению, Калиновский не сумел на практике воплотить свои идеи об образовании, но даже в теории они демонстрируют  его высокий гуманизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После написания  курсовой работы на тему «Революционно  демократическое движение в Беларуси 1860 г. К.Калиновский» можно сделать  следующие выводы:

Восстание 1863-1864 г. Было смелым ответом на притеснение  белорусского народа со стороны царских  властей. Последней каплей стала  несправедливая аграрная реформа, Крестьянство волновалось, отказывалось подписывать уставные грамоты, поднималось на открытую борьбу с помещиками. В этих условиях в Белоруссии, Литве и Польше начинает разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права человека и гражданина.

Патриотический  лагерь разделялся на демократов, которые  выступали за восстание, и либералов  сторонников мирных средств борьбы.

Начало  восстания было неожиданным для  царских властей, которые сконцентрировали войска в некоторых крупных польских городах. Несмотря на выгодные для революционеров условия они не использовали их для восстания и вооружения своих отрядов. Ошибочная оборонительная тактика, нехватка оружия и военной выучки, разногласия между руководством не позволили повстанцам овладеть значимыми городами и победить противника.

Кастусь Калиновский – вероятно, самая значимая фигура в белорусской истории. И не только потому, что он возглавил восстание 1863-64 года в Белоруссии, не только потому, что принял мучительную смерть за Родину. Самое главное в этой личности – это то, что он стал историческим мостом между древней идеей государственности Великого Княжества Литовского и идеями белорусского национализма 20 века, которые вылились в образование БНР в 1918 году, а их логическим завершением стало образование суверенной белорусской республики в 1991 году.

К сожалению, Константин Калиновский оставил  очень небольшое по объему литературно-публицистическое наследие, не известно ни одного теоретического труда, в котором бы белорусский  лидер восстания 1863-1864 гг. прямо высказал свои социально-политические взгляды. О них можно судить по семи номерам  газеты «Мужицкая правда», трех «Письмах из-под виселицы», отзывах и приказах, его организационно-практической деятельности, а также по воспоминаниям современников.

Если  характеризовать взгляды Калиновского кратко, то это, в первую очередь, освобождение и наделение землей крестьян, установление независимой демократической республики с равными правами для всех, восстановление «национальной» униатской  религии.

К.Калиновский  смог организовать наиболее активную и продуктивную деятельность повстанцев, но за свои деяния был арестован и повешен, как и большинство его ближайших товарищей.

В 1943 г. в честь Кастуся Калиновского была названа советская партизанская бригада, являвшаяся одним из наиболее активных соединений в окрестностях Гродно и Белостока. В 1960-е в столице Беларуси городе Минске именем Константина Калиновского названа улица в микрорайоне Восток. В 1995 году в систему государственных белорусских наград введен орден Кастуся Калиновского, описание которого было утверждено президентом страны 15 января 1996 г.

Среди негативных последствий восстания  можно выделить то, что белорусский  народ, как и раньше не признавался  самостоятельным этносам, наш язык и культура считались составными частями русской. До конца 60-х край оставался на военном положении. Была закрыта единственная высшая школа в Белоруссии – Горы-Горацкий сельскохозяйственный институт, и дальнейшие рекомендации об образовании на нашей земле высших учебных заведений отклонялись российским правительством. Кроме того, даже количество гимназий на белорусских землях казалось Муравьеву большим. В учебных и иных учреждениях разрешался только русский язык. Полякам запрещалось в Беларуси и в Литве приобретать имения. В Беларусь направлялись русские чиновники и помещики. Местные власти осуществляли меры, по ограничению влияния в Беларуси католической церкви. Большая часть денег, полученных в Литве и Беларуси в виде штрафов и контрибуций, шла на строительство церквей и содержание православного духовенства.

Но вместе с тем в результатах восстания  было много положительного. Под угрозой  народной революции царское правительство  было вынуждено пойти на многие уступки  белорусско-литовскому крестьянству и  смягчить для него условия январской реформы 1861 года. Для восстания 1863-1864 года характерно то, что в нем рядом польским национально-освободительным движением образовалось и белорусское, представителем идей которого был К. Калиновский. Восстание вызвало большой гражданский резонанс в России и меж тем привлекло внимание к белорусскому народу и его историческим корням, открыло «белорусский вопрос» и сделало его одной из важнейших тем исследований и публикаций в 1860-1870 года и стало основным фактором развития белорусской историографии этого периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Гронский, А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя / А.Д. Гронский//Беларуская думка.– 2008. - № 2.-  С. 82-87. 

2 Калиновский, К. Из печатного и рукописного наследия.// Минск.- 1998.

3 Киселева, Я. Новое о Калиновском./Я. Киселева // Неман.- 1975. -№ 4.- С. 34-40.

4 Кiсялеу,  Г.В. Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад, прадм., паслясл., і камент./Г. Кісялёу - Минск.-1999. - 459 с.

5 Киштымов, А.Л. Униатство и белорусская национальная идея от Кастуся Калиновского до наших дней/А.Л. Киштымов //Адкрытае грамадства: Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь. – 2002. -№ 2(13).- 18 с.

6 Коялович, М. О. Чтения по истории Западной России/М.О. Каялович.  - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2006.- 480 с.

7 Кузнецов, И.Н. История Беларуси в документах и материалах / И. Н. Кузнецов [и др.]; под общ. ред.  И.Н.Кузнецова. - Минск: Амалфея, 2000.- 272 с. 

8 Кузнецов, Н.В. Политическая деятельность К.Калиновского/Н.В.Кузнецов//Иппокрена:Научно-методический журнал ИПП.- 2007.-№ 3. С.59-68.

9 Лушчыцкi, I. М. Сацыяльна-палiтычныя погляды К. Калiноускага/ I. М. Лушчыцкi // Полымя.- 1949.- № 8.- С. 78-84.

10 Майхровiч, С. Кастусь Калiноускi i сяслнскае паустанне 1863 г. /С. Майхровiч // Работнiца i сялянка.-1963. - № 1.- С. 22 – 34.

11 Паноу, С. В. Матэрыялы па гісторыі Беларусі/С.В. Паноу  - Минск: Аверсэв, 2003.- 168 с.

12 Перцау, У. Кастусь Калiноускi. /У. Перцау// Беларусь.- 1944. -  № 2.- С. 55-60.

13 Кiсялеу,  Г.В. Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад, прадм., паслясл., і камент./Г. Кісялёу//-Минск.-1999. - 459 с.

14 Смирнов,  А.Ф. Кастусь Калиновский/ А.Ф.Смирнов - Минск: Госиздат, 1963.- 94 с.

15 Толкачев, В. И. Эволюция белорусской государственности и национальная идея /В.И. Толкачев//Труд и социальные отношения, 2005.- № 2.- С. 30-38.

16 Трухан, А. З позiркам у будучыню: рэвалюцыйна-дэмакратычныя педагагiчныя iдэi Касутся Калiноускага /А. Трухан// Полымя.- 1969. -  № 2.- С. 63-70

17 Шалькевич, В. Ф. Кастусь Калиновский: Страницы биографии/В.Ф. Шалькевич. – Минск: Университетское, 1988. – 240 с.

 

 

 


Информация о работе Кастусь Калиновский и его социальное окружение