Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на базе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность курсовой работы.
Задачи исследования определяются целями, а именно:
- познакомиться с политическим состоянием в мире и непосредственно в Белоруссии перед восстанием;
- проследить за ходом подготовки к нему;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38
Калиновский решительно выступал против реакционных утверждений, что только избранные способны к образованию, занятию и наукам и т.д. «Прошли уже те времена, когда казалось всем, что мужицкая рука годится только для сохи, - писал он в первом номере «Мужицкой правды» - теперь настало такое время, что мы сами сможем писать. Пусть узнают (паны), что мы можем не только кормить хлебом своим, но еще и учить своей мужицкой правде».
Широкое распространение просвещения, Калиновский связывал с коренным изменением социально-политических отношений. Он был убежден, что только революция откроет народу доступ к образованию и культуре. Пока нет свободы, говорил он, «у нас ничего не будет - ни справедливости, ни богатства, ни науки».
Заботу об образовании и воспитании в будущем обществе возьмет на себя государство: оно будет «устраивать школы», обучать «каждого», т.е. всех детей, и мальчиков и девочек, жить «по правде». Другими словами Калиновский высказывался за всеобщее образование и воспитание, за то, чтобы школа формировала у детей высокие гражданские качества, готовила их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказывался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Как видим, в области воспитания Калиновский выдвинул ряд таких замечательных идей, как идея всеобщего обучения, одинакового образования мужчин и женщин, преподавания на родном языке.
К сожалению, Калиновский не сумел на практике воплотить свои идеи об образовании, но даже в теории они демонстрируют его высокий гуманизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После написания курсовой работы на тему «Революционно демократическое движение в Беларуси 1860 г. К.Калиновский» можно сделать следующие выводы:
Восстание 1863-1864 г. Было смелым ответом на притеснение белорусского народа со стороны царских властей. Последней каплей стала несправедливая аграрная реформа, Крестьянство волновалось, отказывалось подписывать уставные грамоты, поднималось на открытую борьбу с помещиками. В этих условиях в Белоруссии, Литве и Польше начинает разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права человека и гражданина.
Патриотический лагерь разделялся на демократов, которые выступали за восстание, и либералов сторонников мирных средств борьбы.
Начало восстания было неожиданным для царских властей, которые сконцентрировали войска в некоторых крупных польских городах. Несмотря на выгодные для революционеров условия они не использовали их для восстания и вооружения своих отрядов. Ошибочная оборонительная тактика, нехватка оружия и военной выучки, разногласия между руководством не позволили повстанцам овладеть значимыми городами и победить противника.
Кастусь Калиновский – вероятно, самая значимая фигура в белорусской истории. И не только потому, что он возглавил восстание 1863-64 года в Белоруссии, не только потому, что принял мучительную смерть за Родину. Самое главное в этой личности – это то, что он стал историческим мостом между древней идеей государственности Великого Княжества Литовского и идеями белорусского национализма 20 века, которые вылились в образование БНР в 1918 году, а их логическим завершением стало образование суверенной белорусской республики в 1991 году.
К сожалению, Константин Калиновский оставил очень небольшое по объему литературно-публицистическое наследие, не известно ни одного теоретического труда, в котором бы белорусский лидер восстания 1863-1864 гг. прямо высказал свои социально-политические взгляды. О них можно судить по семи номерам газеты «Мужицкая правда», трех «Письмах из-под виселицы», отзывах и приказах, его организационно-практической деятельности, а также по воспоминаниям современников.
Если
характеризовать взгляды
К.Калиновский смог организовать наиболее активную и продуктивную деятельность повстанцев, но за свои деяния был арестован и повешен, как и большинство его ближайших товарищей.
В 1943 г. в честь Кастуся Калиновского была названа советская партизанская бригада, являвшаяся одним из наиболее активных соединений в окрестностях Гродно и Белостока. В 1960-е в столице Беларуси городе Минске именем Константина Калиновского названа улица в микрорайоне Восток. В 1995 году в систему государственных белорусских наград введен орден Кастуся Калиновского, описание которого было утверждено президентом страны 15 января 1996 г.
Среди негативных последствий восстания можно выделить то, что белорусский народ, как и раньше не признавался самостоятельным этносам, наш язык и культура считались составными частями русской. До конца 60-х край оставался на военном положении. Была закрыта единственная высшая школа в Белоруссии – Горы-Горацкий сельскохозяйственный институт, и дальнейшие рекомендации об образовании на нашей земле высших учебных заведений отклонялись российским правительством. Кроме того, даже количество гимназий на белорусских землях казалось Муравьеву большим. В учебных и иных учреждениях разрешался только русский язык. Полякам запрещалось в Беларуси и в Литве приобретать имения. В Беларусь направлялись русские чиновники и помещики. Местные власти осуществляли меры, по ограничению влияния в Беларуси католической церкви. Большая часть денег, полученных в Литве и Беларуси в виде штрафов и контрибуций, шла на строительство церквей и содержание православного духовенства.
Но вместе
с тем в результатах восстания
было много положительного. Под угрозой
народной революции царское
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гронский, А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя / А.Д. Гронский//Беларуская думка.– 2008. - № 2.- С. 82-87.
2 Калиновский, К. Из печатного и рукописного наследия.// Минск.- 1998.
3 Киселева, Я. Новое о Калиновском./Я. Киселева // Неман.- 1975. -№ 4.- С. 34-40.
4 Кiсялеу, Г.В. Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад, прадм., паслясл., і камент./Г. Кісялёу - Минск.-1999. - 459 с.
5 Киштымов, А.Л. Униатство и белорусская национальная идея от Кастуся Калиновского до наших дней/А.Л. Киштымов //Адкрытае грамадства: Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь. – 2002. -№ 2(13).- 18 с.
6 Коялович, М. О. Чтения по истории Западной России/М.О. Каялович. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2006.- 480 с.
7 Кузнецов, И.Н. История Беларуси в документах и материалах / И. Н. Кузнецов [и др.]; под общ. ред. И.Н.Кузнецова. - Минск: Амалфея, 2000.- 272 с.
8 Кузнецов,
Н.В. Политическая деятельность К.Калиновского/Н.В.Кузнецов//
9 Лушчыцкi, I. М. Сацыяльна-палiтычныя погляды К. Калiноускага/ I. М. Лушчыцкi // Полымя.- 1949.- № 8.- С. 78-84.
10 Майхровiч, С. Кастусь Калiноускi i сяслнскае паустанне 1863 г. /С. Майхровiч // Работнiца i сялянка.-1963. - № 1.- С. 22 – 34.
11 Паноу, С. В. Матэрыялы па гісторыі Беларусі/С.В. Паноу - Минск: Аверсэв, 2003.- 168 с.
12 Перцау, У. Кастусь Калiноускi. /У. Перцау// Беларусь.- 1944. - № 2.- С. 55-60.
13 Кiсялеу, Г.В. Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад, прадм., паслясл., і камент./Г. Кісялёу//-Минск.-1999. - 459 с.
14 Смирнов, А.Ф. Кастусь Калиновский/ А.Ф.Смирнов - Минск: Госиздат, 1963.- 94 с.
15 Толкачев, В. И. Эволюция белорусской государственности и национальная идея /В.И. Толкачев//Труд и социальные отношения, 2005.- № 2.- С. 30-38.
16 Трухан, А. З позiркам у будучыню: рэвалюцыйна-дэмакратычныя педагагiчныя iдэi Касутся Калiноускага /А. Трухан// Полымя.- 1969. - № 2.- С. 63-70
17 Шалькевич, В. Ф. Кастусь Калиновский: Страницы биографии/В.Ф. Шалькевич. – Минск: Университетское, 1988. – 240 с.
Информация о работе Кастусь Калиновский и его социальное окружение