Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на базе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность курсовой работы.
Задачи исследования определяются целями, а именно:
- познакомиться с политическим состоянием в мире и непосредственно в Белоруссии перед восстанием;
- проследить за ходом подготовки к нему;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38
CОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь…………………………………
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского……………………..........
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………........
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..............
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Политическая
модернизация стран Западной Европы
была связана с ликвидацией
Политическая модернизация стран Западной Европы охватила гражданскую идеологию. Изменения в идеологии были связаны с формированием политических организаций и движений.
В 19 веке возникли либеральные партии, которые вложили либерализм в основу своей деятельности. В политике либерализм опирался на принцип разделения властей, выборность государственных структур и права человека. В экономике либералы создали систему охраны частной собственности и свободного предпринимательства, рынка и конкуренции. В социальной сфере либералы придерживались принципа «равенства возможностей» при полной ответственности личности за принимаемые решения. Политическая модернизация стран Западной Европы окончилась переходом к политической системе основанной на выборах.
Эти изменения в мире не могли не затронуть Беларусь. Так в конце 50-х 19 века стало ясно, что дальнейшее развитие страны невозможно без проведения ряда реформ.
Главной реформой была аграрная или крестьянская реформа 1861 г. Но она была несправедливой по отношению к крестьянству.
Положения 19 февраля 1861 г. декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому законодательству земля была крестьянам выделена, но использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу и отсутствием денег. Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в теории сложился взгляд на надельное землепользование как на разновидность долгосрочной аренды — оброчного пользования.
Несправедливость аграрной реформы вызвала крестьянское недовольство. Крестьянство волновалось, отказывалось подписывать уставные грамоты, поднималось на открытую борьбу с помещиками. Политическое положение в России резко усложнилось. В этих условиях в Польше, Литве и Белоруссии начинает разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против самодержавия, за права человека и гражданства.
В курсовой работе исследуются причины, ход и итог восстания 1863-1864г. в Белоруссии, а также раскрывается деятельность, поступки и характер одной из ключевых фигур народного движения – Кастуся Калиновского.
Цель исследования заключается в том, чтобы на базе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность курсовой работы.
Задачи исследования определяются целями, а именно:
- познакомиться с политическим состоянием в мире и непосредственно в Белоруссии перед восстанием;
- проследить за ходом подготовки к нему;
- определить личностей, которые наиболее повлияли на ход восстания;
- охарактеризовать итоги народной борьбы в Белоруссии.
- изучить
жизнь взгляды и труды К.
Характеристика литературных источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, тема восстания 1863-1863г., во-вторых, труды и биографические материалы жизни Кастуся Калиновского. Для более глубокого исследования темы использовались материалы из периодических изданий.
Курсовая работа включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, семь разделов, заключение, список литературы. Курсовая работа выполнена на тридцати пяти листах компьютерного текста.
Революционная ситуация, которая сложилась в России на рубеже 50—60-х годов XIX в., захватила и западную окраину Российской империи — Беларусь, Польшу и Литву. Наиболее остро революционный кризис проявился в Польше. Тут назревал подъем национально-освободительного движения, которое развилось в сочетании с крестьянской борьбой.
Национально-освободительное
Начало 1863 года ознаменовалось новым подъемом крестьянского движения в Белоруссии, который был вызван надеждами крестьян получить действительную свободу в связи с переводом их в положение временнообязанных. Это совпало по времени с национально-освободительным восстанием, которое охватило в 1863 году всю Польшу.
Подъем массового движения крестьян в начале 60-х сопровождался также и революционным подъемом среди демократической интеллигенции. Идеологами крестьянской революции стали великие русские революционеры-демократы – Чернышевский, Добролюбов, Герцен, неистово зазывавшие в своих произведениях к борьбе против царизма и демократической крестьянской революции.
Широкое
распространение революционно-
Накануне восстания здесь оформились два направления, за которыми закрепились названия "белые" и "красные". "Белые" (партия крупных землевладельцев и буржуазии) хотели добиться восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть с включением в ее состав Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, используя давление западноевропейских государств на Петербург. "Красные" представляли собой разношерстный в социальных и политических отношениях блок, в который входила мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, городские низы, студенчество и частично крестьянство. Борьбу за независимость они связывали с решением аграрного вопроса. Однако по методу решения задач "красные" делились на "правых" - умеренных и "левых" - представителей революционно-демократических кругов. "Правые" при осуществлении своей политической программы отводили ведущую роль шляхте. Остерегаясь крестьянского восстания, они в то же время стояли за наделение крестьян землей за счет конфискации части земли у помещиков при соответствующей денежной компенсации.
Революционные демократы — левое крыло «красных» — были выразителями интересов многочисленных крестьянских масс. По наиболее важным вопросам восстания они настаивали на ликвидации помещичьего землевладения и передаче всей земли крестьянам. В решении национального вопроса левые отстаивали права каждого народа самостоятельно решать свою судьбу и не претендовать на литовские, белорусские и украинские земли. Для руководства восстанием "красные" весной 1862 года в Варшаве образовали Центральный национальный комитет (ЦНК).
Между группировками шла непрерывная борьба. Но количественный перевес был на стороне умеренных «красных». Это отражалось на выработке программы будущего восстания.
Подобные
политические течения существовали
в Белоруссии и Литве. Так, в Вильно
летом 1862 года с целью подготовки
восстания был образован
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг.
Левую часть повстанцев в Белоруссии возглавлял Константин Калиновский (1838 - 1864 гг.). Викентий Константин Калиновский родился 21 января 1838 г. в местечке Мостовляны Гродненского уезда (теперь Белостоцкое воеводство) в шляхетской небогатой семье. Предки Калиновского на протяжении почти ста лет владели имением Калиново под Брянском на границе Российской Империи и Речи Посполитой, но во второй половине XVIII века имение было продано и Калиновские стали безземельной шляхтой. Мать, Вероника Рыбинская, умерла молодой, когда Константину было пять лет. Отец, Семен Стефанович, был человеком умным и энергичным. В местечке Мостовляны на земле помещика Родовицкого в 1835 году он основал небольшую ткацкую фабрику. Потом вместе со второй женой, Изабеллой Лазаревич, приобрел небольшой фальварак Якушовка возле местечка Свислочь в Волковыском уезде. Туда в 1849 г. перебралась семья, а также была переведена фабрика. В 1855 отец добился утверждения сенатом Калиновских в дворянских правах. Однако материальное положение семьи, в которой от двух браков родилось 18 детей, оставалось нелегким.
В 1847 Калиновский поступил в первый класс Свислочской гимназии, позже переименованной в училище. После его окончания в 1852 Константин три года жил в Якушовке, помогая отцу по хозяйству и занимаясь самообразованием.
В конце
1855 Калиновский поехал в Москву к
старшему брату Виктору с намерением
поступить в университет. Но планы
братьев изменились, и летом 1856 они
перебрались в Петербург. Калиновский
успешно сдал вступительные экзамены
в университет и стал студентом
юридического факультета по разряду
камеральных наук, который готовил
к хозяйственной или
С созданием
около 1858 в Петербурге военно-революционной
организации Сераковского-
Оказавшись в Петербурге среди бушующего революционного моря, студент Калиновский со всей страстью отдается работе. Студенчество тех лет было одним из передовых отрядов освободительного движения. Правительство, напуганное небывалым ростом народного возмущения, оказалось вынужденным приоткрыть двери университетов для детей неимущего дворянства и разночинцев. Это способствовало демократизации студенчества, оживлению университетской жизни. Учащаяся молодежь создает свои органы самоуправления, кассы взаимопомощи, библиотеки, кооперативные лавки и даже свой студенческий суд. Стал выходить сборник студенческих работ. Специально созданные комиссии студентов периодически производили проверку условий жизни своих коллег. Вскрывались факты, когда студенты в зимних условиях ютились в жалких сараях, использовали для ночлега старые шкафы и хижины, более напоминавшие собой собачьи конуры, нежели человеческое жилье. Организация взаимной помощи в этих условиях была первым и безотлагательным шагом, и Калиновский с увлечением отдается этому делу. Сам он живет в тяжелых условиях. Отец его, обремененный большой семьей, отказывается помогать сыну, и Калиновскому приходится существовать на казенную стипендию — семь рублей в месяц, поддерживая свой бюджет репетиторством в чиновничьих домах столицы. Тяжелые материальные условия подрывали силы, подтачивали здоровье братьев Калиновских. Константин дважды за время учебы в университете перенес тяжелые заболевания, но ни тот, ни другой не прекращали своей общественно-революционной деятельности.
Калиновский отлично учился и летом 1860 успешно окончил университетский курс, а после подачи диссертации в январе 1861 утвержден попечителем Петербургского образовательного округа в степени кандидата права. Получив в феврале 1861 диплом, он через две недели был уже в Вильно, где предпринял безрезультатную попытку устроиться на службу в управление местного генерал-губернатора.
Возвращение Калиновского на родину совпало с сильным подъемом освободительного движения в Беларуси и Литве, вызванного объявлением крестьянской реформы и обострением политической ситуации в России и Польше. Калиновский стал одним из руководителей этого движения, лидером его демократического течения («красных»). На протяжении 1861 он создал на Гродненщине из разночинной интеллигенции нелегальную революционную организацию, связанную с такими же организациями в Вильно. В созданный им революционный комитет в Гродно, который возглавил работу на территории Западной Белоруссии, кроме Калиновского, вошли: поручик корпуса лесничих Валерий Врублевский, в то время начальник егерской школы в Соколке, братья Заблоцкие (Эразм — губернский секретарь и Юлий — доктор и поэт), землемеры Иосиф Милевич и Феликс Рожанский, офицер Ян Ванкович, представлявший в комитете революционные организации в частях местных гарнизонов, ксендз Козловский, сочувственно относившийся к национально-освободительному движению. Все эти лица, по словам Ф. Рожанского, были демократами по своим убеждениям. Их называли позже красными, потому что они выдвинули программу народной революции, сочетая борьбу за национальную независимость с освобождением крестьян от крепостничества и уничтожением помещичьего землевладения.
Информация о работе Кастусь Калиновский и его социальное окружение