Кастусь Калиновский и его социальное окружение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на базе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность курсовой работы.
Задачи исследования определяются целями, а именно:
- познакомиться с политическим состоянием в мире и непосредственно в Белоруссии перед восстанием;
- проследить за ходом подготовки к нему;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38

Файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

«Мужицкая правда» - написанная простым, образным языком, разоблачала грабительский  характер царского самодержавия и призывала  белорусский народ к вооруженной  борьбе за лучшую долю.

Первые  номера «Мужицкой правды» появились в Брестском повете в середине июля 1862г. Об этом известил гродненский губернатор министру внутренних дел 10 августа 1862г. Царский министр сразу же потребовал расследования с целью разузнать «кем и откуда распространяется и где именно печатаются листки «МП»». В своем докладе министру от 17 сентября 1862г. гродненский губернатор оповестил, что были проведены самые усердные поиски, которые так не к чему и не привели.

«МП»  печаталась в подпольной типографии сначала в Белостоке, а потом в Вильне Автором и редактором большей части ее номеров был К. Калиновский. Вместе с ним принимали участие в издании и распространении газеты В. Врублевский, Б. Шварц, Ф. Рожанский, Ф. Томашевич, М. Петровский и другие участники восстания.

Интересные  факты об издании и распространении «МП» приводит в своей книге «К. Калиноуски у паустанни 1863г.» А. П. Смирнов. На основании анализа богатого архивного материала автор убедительно показал, что «МП» была известна на территории почти всей Беларуси. Ее тираж составлял 3000-4000 экземпляров. Первые шесть номеров выходили периодичностью приблизительно один номер на месяц.

«МП»  печаталась на белорусском языке  латинским шрифтом на двух боках бумаги размером около печатного листа. Каждый номер начинался характерным обращением до читателей – «Дзяцюки!» - и подписывался популярным псевдонимом К. Калиновского – «Яська – гаспадар з-пад Вильни».

Каждый  номер «МП» был посвящен преимущественно  какому-либо одному с насущных вопросов того времени. Так первый номер газеты дает резкую критику реформе 1861г., показывает, что обещания царя дать землю и  волю народу – это полная ложь, пустые слова.

Второй  номер «МП» был полностью посвящен разъяснениям причин социальной неровности в самодержавном обществе и несправедливости сбора с крестьян налога и различных поборов. Газета призывала готовить силы для борьбы с царским правительством.

Третий  номер «МП» посвящен борьбе за политическую свободу крестьян.

Четвертый номер «МП» посвящен разоблачению антинародной сущности самодержавной власти.

В пятом номере «МП» специально останавливается на разъяснении роли армии в крепостнической России, призывает срывать рекрутские наборы.

Шестой  номер «МП» сильно отличается от всех предыдущих, как по содержанию, так и по форме толкований. Он посвящен защите униатской веры, и весь насыщен религиозно-мистическим духом. Авторы считали, что единственной справедливой верой надо считать униатскую, веру наших дедов и прадедов.

Седьмой и последний номер «МП» вышел в свет весной 1863г., после значительного перерыва. Газета подводит, будто бы заключение всем своим прежним размышлениям об антинародной сущности самодержавно-крепостнического строя и призывает белорусов поддержать восстание, которое началось в Польше.

Следует сказать о том, что «Мужицкая  правда» пользовалась большой популярностью  у читателей. Ее идеи находили живой  отклик в сердцах широких масс крестьянства Беларуси, недовольных  реформой 1861г. Причем, это вынуждены  были признать даже русская реакционная  пресса.

Оценивая  роль и место «МП» К. Калиновского в белорусской истории, надо сказать, что на протяжении продолжительного времени она являлась объектом острых идейных споров. Представители разных лагерей общественного мнения, стремились дать каждый свою оценку деятельности группы Калиновского и его печатного  органа.

Разноречивость  общественной действительности, в которой  разворачивалась деятельность Калиновского, вызвала противоречивость, непоследовательность и время от времени серьезные  ошибки в его взглядах и практической деятельности. Об этом говорит то, что  на страницах «МП»  мы находим  идеализацию прошлого белорусского народа, неправильное объяснение причин появления крепостнического права, восхваления униатской веры. «МП» допускало ошибку в оценке характера  польского восстания 1863г. Шляхетское национально-освободительное восстание  газета отождествляла широкие крестьянские восстания в Беларуси. Газета также  переоценила значение манифеста  польского Местного Народного правительства, которое обещало о передаче крестьянам только той земли, которая находилась в их постоянном пользовании, в то время как русские революционные  демократы стояли за полную ликвидацию шляхетского землевладения, за передачу крестьянам всей земли без всякого  выкупа.

Тем не менее, при всех слабостях и узости мировоззрения, К. Калиновский был и остается искренним и самоотверженным  борцом за счастье белорусского народа, учеником и последователем великих  русских революционеров демократов, а «Мужыцкая прауда», которую он писал, редактировал и распространял – примечательным документом героической эпохи 60-х годов в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАСТУСЯ КАЛИНОВСКОГО

3.1 Государство в трудах К.Калиновского

 

В публицистике Калиновского серьезное внимание обращено на государство. Хорошо понимая роль государства в современном ему  крепостническом обществе, он связывал освобождение крестьянства, всех трудящихся с переходом государственной  власти в руки народа. О назначении демократической власти в новом  обществе он в четвертом номере «Мужицкой  правде» писал так:

«Для  того  чтобы была справедливость и правда на свете, а злые люди не своевольничали и насилия другим не чинили, имеется правительство, которое  собирает подати, устраивает школы, учит каждого жить по правде, устанавливает  суд; а если что не помогает и делается несправедливость, то нанимает войско и таким образом оберегает  каждого от беды и разорения. Вот для чего правительство надо. И как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше. И не удивительно, потому что не народ существует для правительства, а правительство для народа

Высшая  цель демократического государства, указывал Калиновский в «Письмах из-под  виселицы», - забота об интересах народа: «А правительство наше должно быть ко всему чутким, чтобы малейшую возможность использовать для народного  блага.

Калиновский постоянно критикует существующее положение вещей, доказывает, что  «Москаль», московское правительство  и царь, не думает онароде, думает только о том, чтобы ободрать народ, заработать на людях побольше. В четвертом номере Калиновский объясняет несправедливость всей системы власти, доказывает, что это не чиновники на местах плохие и дерут народ, а все идет от царя. Крестьяне долго верили в справедливого царя-батюшку, приписывая все преступления и издевательства местным чиновникам, о злоупотреблениях которых далекий царь-отец просто не знает, ведь если бы узнал, то немедленно принял бы меры. Эту веру и старается разрушить Калиновский, показать истинное положение дел.

В «Листах  из-под виселицы» Калиновский  вспоминал старое доброе время, время  Речи Посполитой, когда жилось лучше: «Правительство польское, когда правило нами, не брал с нас рекрута, не отрывал народ от детей, от родителей, да и от земли родной и не гнал куда-то на край света, чтобы начинать неволю, выдавливать слезы и проклятия на души наши. Правительство польское, когда брало с нас подымное, то не вводило таких лошадиных налогов на души наши, которые только Богу принадлежат. Правительство польское, имея Бога в сердце, не вписало нас в схизму, в которой только за царя да за царя молиться надо, как если бы царь был Богом на свете, а вера казне принадлежала». Правда, дальше он сделал оговорку: «одно скажу по чистой правде - что если нам под польским правительством не совсем было хорошо, то, как москаль стал нами править, сделал он для мужиков настоящий ад на этом свете».

Калиновский не хотел возрождать прошлое, он знал, что и тогда все было, не так хорошо, не так, как ему хотелось бы. По словам Ратча, «Он хотел видеть Литву не с возобновленными на новый лад старыми шляхетными традициями, но Литву, которую он мог бы пересоздать с всеобщим уравнением прав и состояний, на новых началах коммунистических бредней, проповедуемых Герценом и К.» И сам Калиновский говорил: «Государство, которое строим, имеет связь с давними традициями, но принимает во внимание сегодняшнее состояние народа, принимает во внимание результаты его мысли».

Каким же хотел видеть новое государство  Калиновский? Проанализировав критику  московского порядка, можно сделать  вывод, что правильное государство, это такое, где все граждане свободны и равны, нет крепостных и безземельных крестьян; вместо рекрутчины существует обязательная для всех воинская повинность с небольшой продолжительностью службы; невысокие налоги, идущие на благо народа и государства, а не содержание царя и верхушки общества; существует равноправие исповеданий и национальностей; есть правда и справедливость в суде; у человека есть уверенность в своей защищенности, в том, что его не обидят; справедливая наука в школе, которая учит жить без обиды другого; правительство в таком государстве думает о людях, чтобы они могли жить счастливее.

Реализацию  подобного государства Калиновский  начал сразу же после начала восстания: «Земля свободно дается всем мужикам, потому что это их земля от дедов-прадедов, за эту землю, никому не надо отрабатывать панщины и чиншей никаких никому платить подушного больше платить не будет, а только подымное, как когда-то платили, рекрутов больше не будет, а все мужики, и паны, и мещане, каждый отслужит три года и снова свободен. Униатские костелы, что москали забрали, отдаются назад униатам, и кто хочет, имеет право крестить детей по-униатски и к униатским ксендзам идти на исповедь и по-старому Богу молиться, как еще родители наши молились».

Один  из главных принципов - всеобщее равенство. Аргументируя принцип равенства  во втором номере «Мужицкой правды», Калиновский обращается к Библии: «Когда Бог создал всех людей свободными и всем дал одинаковую душу, то откуда же это взялось, что один бездельничает, да и над людьми издевается, а другой, бедный, панщину служит или оброки в казну платит?».

Идеи  про равенство, равноправие часто  звучат в произведениях Калиновского: «Объявляя принцип равноправия всех состояний и исповеданий, без обиды чьей-нибудь собственности и свободы совести, призывает к единству работы все без исключения пласты польского общества».

«Это  борьба святая, она за целостность  располосованных твоих земель, за собственность обездоленных в своем  отчестве сыновей, святая кровь, героически пролитая за свободу и равность всех исповеданий, традиций и языков твоих  братьев».

Более подробно желания Калиновского изложены в  газете «Голос из Литвы», от 19 марта 1863 года: «Равноправие народностей, состояний, исповеданий - это стремление, заключенное в глубине сердца всего народа, стремление сильное, которое стало сильной волей. Мы хотим, чтобы каждый почитал Бога, как ему говорит собственная совесть, мы хотим, чтобы каждый язык развивался по собственной жизненности: и литовский, и белорусский, и малорусский, и польский, мы хотим, чтобы каждый имел равные права на собственность, на службу, на работу, чтобы все получили, и никто не утратил…».

Таким образом, равноправие касается религий - в  Московской Империи преследовались католичество и иудаизм, народностей, или национальностей вместе с  национальными языками, традиций, прав собственности, службы, работы - в сущности, эти положения совпадают с  Конституцией нынешней Республики Беларусь, принятой больше чем через сто  лет после Калиновского.

Выступал  он и за равенство сословий, отмену привилегий шляхетства, или дворянства. С другой стороны, Я. Гейштар вспоминал: «Он (Калиновский) считал, наверное, что дальше после наделения землей уже будет только народ без разницы дворянства и народа - польский народ».

Хотелось  бы еще остановиться на вопросе независимости, суверенности Беларуси, или Литвы, как  часто называли ее в то время, и  взаимоотношениях с соседними народами. Поскольку сам Калиновский не упоминает о планах на будущее, обратимся  к воспоминаниям современников, которые в один голос говорят  о стремлении к независимости  новой республики.

В «Сведениях о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России», написанных по поручению М.М. Муравьева генерал-майором В.Ф. Ратчем, во время восстания служившего помощником начальника артиллерии Виленского военного округа, написано: «Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы».

Не только царский генерал, но и товарищ по восстанию Я. Гейштар называет Калиновского даже сепаратистом: «Это была натура горячая, но верная, без малейшего лицемерия. Отданный душой и сердцем люду и отечеству, но проникшийся крайними теориями, притом литовский сепаратист и на словах кровожадный демагог». О том же вспоминает и Ю. Яновский: «Отношения Литвы и Польши понимал только как федеративные - с полной независимостью Литвы».

Но стремление к независимости совсем не означает плохого отношения к соседям. Скорее, наоборот, Калиновский стремится  к Федерации славян, союзу независимых  и равноправных государств. Правда, в «Письмах из-под виселицы» он дает резкую характеристику русскому народу: «Не будем говорить, из каких народов произошли москали, братства там не много найдем, рабство монголов, да и царей московских совсем убило в этом народе всякую память о свободе, и сделала из него людей поганых, без мысли, без правды, без справедливости, без совести и без боязни Бога». Но это - единичный случай, и, может быть, здесь Калиновский писал все же о правительстве московском, а не о народе, потому что в «Стяге свободы» он же пишет: «Народ московский вздрагивает от нашей вековой обиды. Он свободным братом нашим, а не угнетателем быть хочет и ответственность перед потомками за наше железное рабство решительно возлагает на готовый пасть царизм». И в «Обращении с призывом подниматься на решающую борьбу» от 6 июля 1863 года говорит о том же: «Добросовестный сын Москвы защищает сегодня честь своего народа в собственном отечестве».

Информация о работе Кастусь Калиновский и его социальное окружение