Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:26, статья
Дмитрий Иванович Менделеевских формул. По возвращении в 1861 в Россию продолжал чтение лекций в университете; в этом же году опубликовал труд “Органическая химия” , явившийся первым русским учебником органической химии. За этот учебник Менделеев был удостоен Петербургской академией наук Демидовской премии. В 1864 он был избран профессором Петербургского практического технологического ин-та по кафедре химии.
в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять "выше" общественного
шума и борьбы: это условие могло только сделать ее поприще односторонним и
не очень широким... Художественное чувство кружка было, однако, сильно и
оценило своеобразный талант Гоголя; кружок приложил заботы и об его личных
делах... Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных
достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не
вполне его оценивали друзья Пушкина, и как сам Гоголь готов был отрицаться
от него... Позднее Гоголь сблизился с кругом славянофильским, или
собственно с Погодиным и Шевыревым, С.Т. Аксаковым и Языковым; но он
остался совершенно чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно
ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил
здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим
религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Но потом в старшем Аксакове
он встретил и отпор ошибкам и крайностям "Выбранных мест"... Самым резким
моментом столкновения
теоретических представлений
действительностью и стремлениями просвещеннейшей части общества было письмо
Белинского; но было уже поздно, и последние годы жизни Гоголя прошли, как
сказано, в тяжелой и бесплодной борьбе художника и пиэтиста. Эта внутренняя
борьба писателя представляет не только интерес личной судьбы одного из
величайших писателей русской литературы, но и широкий интерес общественно-
исторического явления: на личности и деятельности Гоголя отразилась борьба
нравственно-общественных элементов - господствующего консерватизма, и
запросов личной и общественной свободы и справедливости, борьба старого
предания и критической мысли, пиэтизма и свободного искусства. Для самого
Гоголя эта борьба осталась неразрешенной; он был сломлен этим внутренним
разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для
литературы было чрезвычайно глубокое. Результаты его влияния многоразлично
сказываются во всей последующей литературе. Не говоря о чисто
художественных достоинствах исполнения, которые, после Пушкина, еще
повысили уровень возможного художественного совершенства у позднейших
писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в
предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких
делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго
потом осуждаемые им "Вечера", без сомнения, немало способствовали
укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось
впоследствии. "Ревизор" и "Мертвые души" опять были невиданным до тех пор в
этой мере, пламенным протестом против ничтожества и испорченности
общественной жизни; этот протест вырывался из личного нравственного
идеализма, не имел никакой определенной теоретической основы, но это не
помешало ему произвести поражающее впечатление нравственно-общественное.
Исторический вопрос об этом значении Гоголя, как было замечено, до сих пор
не исчерпан. Называют предрассудком мнение, что Гоголь был у нас
начинателем реализма или натурализма, что им сделан был переворот в нашей
литературе, прямым последствием которого является литература современная;
говорят, что эта заслуга есть дело Пушкина, а Гоголь только следовал общему
течению тогдашнего развития и представляет лишь одну из ступеней
приближения литературы из заоблачных высот к действительности, что
гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная, и произведения его
поражают отсутствием каких-либо сознательных идеалов, - вследствие чего он
и запутался потом
в лабиринте мистико-
позднейших писателей не имеют с этим ничего общего, и потому Гоголя с его
гениальным смехом и его бессмертными творениями никак не следует ставить
впереди нашего века. Но в этих суждениях есть ошибка. Прежде всего есть
разница между приемом, манерой натурализма и содержанием литературы.
Известная степень натурализма восходит у нас еще к XVIII в.; Гоголь не был
здесь новатором, хотя и здесь шел уже дальше Пушкина в приближении к
действительности. Но главное было в той яркой новой черте содержания,
которая до него, в этой мере, не существовала в литературе. Пушкин в своих
повестях был чистым эпиком; Гоголь - хотя бы полуинстинктивно - является
писателем социальным. Нет нужды, что его теоретическое мировоззрение
оставалось неясным; исторически отмеченная черта подобных гениальных
дарований бывает та, что нередко они, сами не отдавая себе отчета в своем
творчестве, являются глубокими выразителями стремлений своего времени и
общества. Одними художественными достоинствами невозможно объяснять ни того
энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни
той ненависти, с какою они встречены были в консервативной толпе общества.
Чем объясняется внутренняя трагедия, в которой провел Гоголь последние годы
жизни, как не противоречием его теоретического мировоззрения, его
покаянного консерватизма, с тем необычным социальным влиянием его
произведений, которого он не ждал и не предполагал? Произведения Гоголя
именно совпадали
с зарождением этого
сильно послужили и из которого после уже не выходила литература. Великое
значение Гоголя подтверждается и отрицательными фактами. В 1852 г., за
небольшую статью в память о Гоголе, Тургенев был подвергнут аресту в части;
цензорам велено было строго цензуровать все, что пишется о Гоголе; было
даже объявлено совершенное запрещение говорить о Гоголе. Второе издание
"Сочинений", начатое с 1851 г. самим Гоголем и неоконченное, вследствие
этих цензурных препятствий, могло выйти только в 1855 - 56 годы... Связь
Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Сами защитники
упомянутого мнения, ограничивающего историческое значение Гоголя, признают,
что "Записки охотника" Тургенева представляются как бы продолжением
"Мертвых душ".
"Дух гуманности", отличающий
произведения Тургенева и
писателей новой эпохи, в среде нашей литературы никем не был воспитан более
Гоголя, например, в "Шинели", "Записках сумасшедшего", "Мертвых душах".
Точно также изображение отрицательных сторон помещичьего быта сводится к
Гоголю. Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности,
и т. д. В дальнейшей деятельности новые писатели совершали уже
самостоятельные вклады в содержание литературы, как и жизнь ставила и
развивала новые вопросы, - но первые возбуждения были даны Гоголем. Между
прочим, делались определения Гоголю с точки зрения его малорусского
происхождения: последним объясняемо было до известной степени его отношение
к русской (великорусской) жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была
очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть
до завершения второй редакции "Тараса Бульбы", но сатирическое отношение к
русской жизни, без сомнения, объясняется не племенными его свойствами, а
всем характером его внутреннего развития. Несомненно, однако, что в
характере дарования Гоголя сказались и племенные черты. Таковы особенности
его юмора, который до сих пор остается единственным в своем роде в нашей
литературе. Две основные отрасли русского племени счастливо слились в этом
даровании в одно,
в высокой степени замечательное явление.
А.Н. Пыпин.