Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:26, статья
Дмитрий Иванович Менделеевских формул. По возвращении в 1861 в Россию продолжал чтение лекций в университете; в этом же году опубликовал труд “Органическая химия” , явившийся первым русским учебником органической химии. За этот учебник Менделеев был удостоен Петербургской академией наук Демидовской премии. В 1864 он был избран профессором Петербургского практического технологического ин-та по кафедре химии.
сам отказался от профессуры в 1835 г. Это была, конечно, большая
самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы
Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и
Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло
возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам
курс гимназии; так невысок был еще весь уровень тогдашней университетской
науки. В 1832 г. его работы несколько приостановились за всякими домашними
и личными хлопотами; но уже в 1833 г. он снова усиленно работает, и
результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли
"Арабески" (две части, СПб., 1835), где было помещено несколько статей
популярно-научного содержания по истории и искусству ("Скульптура, живопись
и музыка"; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о картине Брюллова; о
преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние Малороссии; о
малороссийских песнях и прочее), но вместе с тем и новые повести:
"Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". Потом в том же году
вышел: "Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ
Диканьки" (две части, СПб., 1835). Здесь помещен был целый ряд
произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта
Гоголя. В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и
"Тарас Бульба", во второй - "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем". "Тарас Бульба" явился здесь в первом
очерке, который гораздо шире был разработан Гоголем впоследствии (1842). К
этим первым тридцатым годам относятся замыслы и некоторых других
произведений Гоголя, как знаменитая "Шинель", "Коляска", может быть,
"Портрет" в его переделанной редакции; эти произведения явились в
"Современнике" Пушкина (1836) и Плетнева (1842); к более позднему
пребыванию в Италии относится "Рим" в "Москвитянине" Погодина (1842). К
1834 г. относят и первый замысел "Ревизора". Сохранившиеся рукописи Гоголя
указывают вообще, что он работал над своими произведениями чрезвычайно
тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение,
в его известной нам, законченной форме, вырастало постепенно из
первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая,
наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы
знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Известно,
что основной сюжет "Ревизора", как и сюжет "Мертвых душ", был сообщен
Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание,
начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного
творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких
строках, превращался в богатое художественное произведение. "Ревизор",
кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения
плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и
частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 г. Старая страсть к
театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него
из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он
с величайшей заботливостью старался о том, чтобы пьеса была исполнена
вполне согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка
встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и, наконец,
могла осуществиться только по воле императора Николая [pic]. "Ревизор" имел
необычайное действие: ничего подобного не видала русская сцена;
действительность русской жизни была передана с такой силой и правдой, что
хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных
чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое
почувствовало, что дело идет о целом принципе, о целом порядке жизни, в
котором и само оно пребывает. Но, с другой стороны, комедия встречена была
с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые
сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в
особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь еще раз, как в
прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый,
возникающий период русского художества и русской общественности. Это
последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не
задавался еще столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как
его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей
Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке
вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые
поднялись против него. Впоследствии, в "Театральном разъезде после
представления новой комедии", он, с одной стороны, передал то впечатление,
какое произвел "Ревизор" в различных слоях общества, а с другой - высказал
свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.
Первые драматические планы явились у Гоголя еще раньше "Ревизора". В 1833
г. он поглощен был комедией "Владимир 3-й степени"; она не была им
докончена, но материал ее послужил для нескольких драматических эпизодов,
как "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская" и "Отрывок". Первая из
этих пьес явилась в "Современнике" Пушкина (1836), остальные - в первом
собрании его сочинений (1842). В том же собрании явились в первый раз:
"Женитьба", первые наброски которой относятся к тому же 1833 г., и
"Игроки", задуманные в половине тридцатых годов. Утомленный усиленными
работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему
"Ревизор", Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под
другим небом. В июне 1836 г. он уехал за границу, где пробыл потом, с
перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в
"прекрасном далеке" на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему
возможность завершить его величайшее произведение "Мертвые души", - но
стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Разобщение с жизнью, усиленное
удаление в самого себя, экзальтация религиозного чувства повели к
пиэтистическому преувеличению, которое закончилось его последней книгой,
составившей как бы отрицание его собственного художественного дела...
Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провел с А.
Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился с Смирновой, и
где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте
1837 г. он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него
как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда
оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекали природа и
произведения искусства, а тогдашний Рим только и представлял эти интересы.
Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские
художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, "угощать" им
приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал:
главным предметом этой работы были "Мертвые души", задуманные еще в
Петербурге в 1835 г.; здесь же в Риме закончил он "Шинель", писал повесть
"Анунциата", переделанную потом в "Рим", писал трагедию из быта запорожцев,
которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 г. он,
вместе с Погодиным, отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом
встретили Аксаковы . Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять
сестер из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве
он читал ближайшим друзьям законченные главы "Мертвых душ". Устроив
несколько свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим;
друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том
"Мертвых душ". К лету 1841 г. этот первый том был готов. В сентябре этого
года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось
пережить тяжелые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену
"Ревизора". Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая
собиралась совсем запретить ее; затем книга отдана в цензуру петербургскую
и, благодаря участию влиятельных друзей Гоголя, была, с некоторыми
исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве ("Похождения Чичикова,
или Мертвые души, поэма Н. Гоголя", М., 1842). В июне Гоголь опять уехал за
границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом
в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во
Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в
кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых ,
и в нем все сильнее развивалось то пиэтистическое направление, о котором
упомянуто выше. Высокое представление о своем таланте и лежащей в нем
обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное:
для того чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо
стремиться к внутреннему совершенствованию, которое дается только
богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжелые болезни, которые
еще увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил
удобную почву для развития религиозной экзальтации, - он принимал
пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце
концов, приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно
той высокой цели, к которой он теперь считал себя призванным. Если прежде
он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому
дворцу, который в нем строится, то теперь он готов был отвергать все им
написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.
Однажды, в минуту тяжелого раздумья об исполнении своего долга, он сжег
второй том "Мертвых душ", принес его в жертву Богу, и его уму представилось
новое содержание книги, просветленное и очищенное; ему казалось, что он